Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сланцевый газ: жизнь после Shell

Медиаскандал вокруг подписания соглашения по Юзовской площади как пример лоббизма со стратегическими последствиями для всей страны
24 октября, 16:57
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Когда в июле этого года был объявлен победитель конкурса на реализацию проекта по добыче сланцевого газа на Юзовской площади на востоке Украины, никто не сомневался, путь к подписанию соглашения не будет простым. Любой конкурс, так уж сложилось в Украине, лишь прелюдия к настоящему сражению, где вес имеют не сумма предложенных инвестиций и техническое соответствие заявки претендента, а мышечная масса юристов и лоббистов, предающих результаты конкурсов суду общественного мнения и украинской Фемиды, в равной степени предвзятых и некомпетентных. Десятки, сотни жизненно важных для Украины проектов блокируются судами, страна теряет инвесторов, и, что еще важнее, драгоценное время.

Тем более странно, что в случае с конкурсом по Юзовской площади конкурентами в качестве инструмента блокирования проекта был избран не сколь сребролюбивый столь и безотказный украинский суд, а медийный скандал, инициированный народным депутатом Викторией Войцицкой, секретарем комитета Верховной рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, и поддержанный рядом СМИ и экспертов. Это свидетельствует скорее не о юридической безупречности позиции победителя — нидерландской компании «Yuzgas B. V.», а о том, что заказчики скандала имеют цели отличные от простого пересмотра результатов конкурса в пользу другого его участника. Какие именно это цели, попытаемся выяснить ниже.

Начнем с причин, которые вынудили в 2015 году «Shell» выйти из совместного проекта с «НадраЮзовская». Во-первых, это низкая рентабельность проекта в условиях резкого падения мировых цен на углеводороды, и долгосрочная тенденция низкого уровня этих цен. Во-вторых, и это главная причина, это военно-политические риски, особенно высокие в прифронтовой зоне, где расположено месторождение. И здесь имеется ввиду не только угроза углубления российской агрессии, но и высокая вероятность террористических и диверсионных актов. В третьих, это зарегулированность украинского рынка добычи и реализации газа, а также системное невыполнение украинским правительством своих обязательств по отношению к «Shell» в рамках Юзовского проекта.

Поэтому, вполне естественно, что нефтегазовая отрасль Украины сегодня не привлекает крупных инвесторов. Однако, отсутствие конкуренции компаний-гигантов дает шанс игрокам из низшей лиги, в том числе и начинающим, как «Yuzgas B. V.», побороться за удачу в рисковых инвестициях. В свое время и крупные игроки — тот же «Shell», «Chevron», «ExxonMobil», «OMV», «Eni» заходили на украинский рынок по точно такой же схеме, участвуя в конкурсах через специально созданные проектные компании, зарегистрированные в Нидерландах с условным уставным капиталом, который был в сотни раз меньше их заявленных инвестиционных обязательств, предоставляя финансовые гарантии в той же форме, что и «Yuzgas B. V.», требуя и получая от правительства гарантийстабильности законодательства и предоставления в соглашении о разделе продукции предусмотренных украинским законодательством налоговых льгот. И все же, то, что в 2012 году всех в заявке «Shell» устраивало, сегодня, в стократ менее выгодных для инвестора условиях, вызывает шквал критики в адрес нового инвестора.

Можно было бы бесконечно гадать на бесчисленных разной степени сомнительности интернет-публикациях, чей интерес стоит за информационной кампанией, начатой Викторией Войцицкой против победителя конкурса «Yuzgas B. V.», если бы она сама, вольно или невольно, не раскрыла завесу тайны. В своем сентябрьском интервью Hubs, в связи с результатами конкурса по Юзовской площади, она посетовала, что ПАО «Укргаздобыча» недостает месторождений. Еще в мае, презентуя программу развития ПАО «Укгаздобыча» на Кабмине (а ее своеобразную трансляцию Войцицкая вела у себя в Фейсбуке), его глава правления Олег Прохоренко заявил о намерении нарастить объем добычи газа к 2020 году с 14 до уровня 20 миллиардов кубов, подчеркнув, что для этого понадобятся инвестиции порядка 100 миллиардов гривен. Еще тогда Виктория Войцицкая отметила, что говорить о плане добычи на основании имеющихсяу «Укгаздобычи»площадейнельзя. А значит, нужны новые месторождения, и тут, как нельзя кстати, пришлась бы Юзовская площадь.

Так уж совпало, в сентябре Олег Прохоренко на всю Украину сообщил о важном достижении — «Укргаздобыча» провела первую успешную операцию по гидроразрыву пласта на своем оборудовании, что стало неплохой заявкой на возможность самостоятельной добычи газа и на Юзовской площади. Впрочем, эксперты отмечают, что реальный результат гидроразрыва оказался в разы скромнее заявленного, как и все предыдущие попытки, начиная с 2012 года. Неудивительно, что для проведения операций гидроразрыва «Укргаздобыча», судя по на днях подписанному контракту, и далее намерена привлекать зарубежные сервисные компании. Правда победителями тендеров «Укргаздобычи» на осуществления гидророзрывов оказались не ведущие компании «Shlumberger» или «Hellibarton», участие которых широко рекламировал Олег Прохоренко, а румынские «Tacrom» и «Белорусьнефть», имеющие очень скромную репутацию на международном нефтегазовом рынке.

Альтернативой привлечению зарубежного инвестора, Виктория Войцицкая видит передачу Юзовской площади «Укргаздобыче», которая без дополнительных  месторождений не сможет обеспечить заявленный рост объема добытого газа на 6 миллиардов кубов до 2020 года . А вместо иностранных инвестиций продолжение инвестицинных опытов «Укргаздобычи», в частности по гидроразрыву,  в объеме заявленных 100 миллиардов гривен будет оплачено из средств, которые в ином случае компания в виде налогов и дивидендов перечислила бы в государственный бюджет, т.е. из нашего с вами кармана.

Инвестиционная программа «Укргазодобычи» базируется на привычных для Украины постсоветских критериях максимизации затрат, и приведет в лучшем случае к повышению добычи к 2020 году до 16-17, а не заявленных 20 миллиардов кубических метров газа в год. Естественно, что огромные затраты при минимальном приросте добычи газа не могут не привести к дальнейшему росту тарифов на газ для населения. Однако проблема увеличения объема бюджетных субсидий населению будет головной болью не руководства «Укргазодобычи», а правительства.

В чем Виктория Войцицкая права, предложение победителя конкурса «Yuzgas B. V.» менее выгодное для Украины, чем ожидало правительство. О чем Виктория Войцицкая умалчивает, при сегодняшнем уровне мировых цен, при рисках, связанных с реализацией проекта, лучших предложений у Украины на сегодня нет. Выбор тут прост, или Украина рискует инвестициями из своего и без того пустого кармана, или получает минимальную прибыль, предоставляя право рисковать за себя другим.

В который уже раз Украина оказалась на раздорожье, откроется ли она для иностранных инвестиций, создаст ли открытую конкурентную среду для бизнеса, или снова примется накачивать бюджетными средствами очередного монополиста, отправится в уже хорошо знакомый и даже обжитый за четверть века экономический тупик. Выбери Украина хотя бы в этот раз первый путь, успех «Yuzgas B. V.» там, где отступила «Shell», стал бы вызовом крупным инвесторам: «Вы сделали ошибку, уйдя с украинского рынка. Здесь можно с выгодой для себя работать»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать