Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тарифы и «аппетиты»

В «Нафтогазе» хотят уменьшить выплату дивидендов государству на миллиард гривен и поднять бунусы своему менеджменту на 720%
21 февраля, 19:14
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Кабинет Министров Украины направил на доработку проект финансового плана НАК «Нафтогаз Украины» на 2018 год. Основные замечания, согласно данным, полученным Интерфаксом Украины от источника в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ), — это снижение в 5,5 раза чистой прибыли и, соответственно, начислений дивидендов, которые должны быть перечислены в госбюджет.

Причинами отклонения финплана стали также: серьезное завышение административных расходов, планирование прироста дебиторской задолженности за реализованный природный газ и, как следствие, прирост кредитных обязательств, указал собеседник агентства. По его мнению, «Нафтогаз» в 2018 году должен заплатить в госбюджет более 35,5 миллиарда гривен дивидендов, тогда как проектом финплана предусмотрено лишь немногим более 6,53 миллиарда.

Кроме того, в министерстве имеют претензии к учету «Нафтогазом» сомнительных долгов за 2017 год и к расчету потерь из-за убытков «Укртрансгаза». Собеседник агентства указывает на запланированный НАК рост административных расходов (на 2,1 миллиарда гривен — до 3,8 миллиарда гривен). Источник из МЭРТ обращает особое внимание на то, что «бонусы для руководства компании заложены на уровне 720 миллионов гривен» и отмечает, что эти выплаты в 7,2 раза выше прогнозных на 2017 год. По его словам, в министерстве удивлены тем, что в финплане НАК на 2018 год запланировано двукратное увеличение дебиторской задолженности перед компанией в 2018 году (на 55,8 миллиона гривен — до 110,1 миллиарда гривен).

В министерстве отмечают, что накопление дебиторской задолженности такими темпами может привести к тому, что уже в 2019 году компания, в результате применения такого же, как в 2017 году, способа начисления резерва сомнительных долгов, может стать убыточной. Более того, «Нафтогаз» в этом случае не сможет обслуживать свои кредитные обязательства, значительная часть которых привлечена под государственные гарантии (по состоянию на 1 октября 2017 года — 70,7 миллиарда гривен)», — подытоживает собеседник агентства.

В «День» попала справка, подготовленная МЭРТ для рассмотрения на Кабмине. В ней, в частности, отмечается, что финансовым планом НАК «сознательно заложена «схема» минимизации базы начисления дивидендов, которые, согласно Закону Украины «Об управлении объектами государственной собственности», компания обязана направить в Государственный бюджет Украины».

В частности, в 2018 году запланировано заплатить в госбюджет 6,5 миллиарда гривен дивидендов, что составляет лишь 30% от суммы чистой прибыли 2017 года. При этом такие дивиденды рассчитаны, исходя не из ожидаемой чистой прибыли (25,1 миллиарда гривен), а из плановой (21,7 миллиарда гривен). Такой подход уменьшил бы сумму дивидендов государству на 1,02 миллиарда гривен.

Специалисты Минэкономики считают, что при определении чистой прибыли «Нафтогаз» искусственно занижает ее размер, осуществляя начисления резерва сомнительных долгов за 2017 год в общей сумме 25,5 миллиона гривен. Компания оправдывает такие действия тем, что резерв создается из расчета наличия потребителей газа согласно возложенным на «Нафтогаз» специальным обязанностям (ВСО). Но ее утверждение касательно «отсутствия необходимого объема субсидий в бюджете» является неприемлемым, поскольку определение необходимой суммы субсидий, во-первых, не является компетенцией НАК «Нафтогаз Украины», а во-вторых, предусмотренный бюджетом размер субсидий не приводит к просроченной задолженности на срок более 12 месяцев.

Кроме того, на определение базы начисления дивидендов государству, согласно утверждению «Нафтогаза», влияют также запланированные потери (4,28 миллиарда гривен) от участия в капитале в 2018 году. Речь идет о значительном чистом убытке ПАТ «Укртрансгаз» (почти 12,4 миллиарда гривен), который будет сформирован в первом квартале 2018 года. При этом НАК не указывает причину формирования таких убытков.

В МЭРТ считают, что база начисления дивидендов в бюджет (ожидаемая чистая прибыль компании) за 2017 год должна составлять не 21,7 миллиарда гривен, а 47,3 миллиарда, то есть она должна быть более чем вдвое большей. А поскольку в материалах Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» предусмотрен норматив начисления дивидендов для НАК «Нафтогаз Украины» — 75%, то размер уплаты компанией дивидендов в бюджет должен составлять не 6,5 миллиарда гривен, а 35,5 миллиарда. Разница более чем в 8 раз поражает.

Нельзя оставить без внимания и попытку «Нафтогаза» легализовать в финплане явно завышенные административные расходы на 2018 год. Достаточно сказать, что они запланированы в объеме 3,9 миллиарда гривен, то есть на 2,1 миллиарда больше административных расходов, предусмотренных планом на 2017 год. Из чего они состоят? Больше всего поражает рост бонусов для руководства компании — на 620 миллионов гривен, или на 720%.

Вызывают удивление, хотя и меньшие по объему, но в разы большие по темпам наращивания затраты на консалтинговые услуги (13,8 миллиона гривен). Их рост запланирован в финплане на 12,2 миллиона, или на 830%). Немного скромнее выглядят расходы на страхование ответственности директоров и должностных лиц (членов наблюдательного совета в количестве 7 человек) — 12 миллионов гривен. Они увеличены на 2018 год лишь на 360%. Мелочь!

А вот расходы на обучение кадров на основе МВА, на изучение английского языка, проведения семинаров и тренингов как в Украине, так и за рубежом предусматриваются в финплане в сумме 36,8 миллиона гривен и превышают стоимость подобных мероприятий у финплане «Нафтогаза» на 2017 год на 819%. Планировалось также повысить расходы на услуги внешних советников (на 246%), на проведение независимых финансовых и антикоррупционных расследований (344%). В целом, финансовым планом НАК «Нафтогаз Украины» на 2018 год административные расходы увеличены на 217%. В их структуре свыше 30% занимают расходы информационно-консультационного характера. «Нафтогаз» объясняет их необходимость тем, что «для компании критически важной становится поддержка (отсутствие сопротивления) со стороны ключевых групп стейкхолдеров — общество, власть, банки, бизнес-партнеры, потенциальные инвесторы)». Что и говорить, это достаточно красноречивое признание. В сущности, государственные деньги планируется тратить не только на лоббизм, но и, возможно, на подкуп.

Важно также, что растущие административные и другие плановые расходы «Нафтогаза» являются составляющей цен на природный газ, который реализуется потребителям Украины. Причем 77,5% общего объема реализации газа приходится на потребителей, которые подпадают под действие специальных обязанностей (потребители ПСО). Таким образом большая часть административных расходов НАК «Нафтогаз Украины», отмечают в МЭРТ, финансируется за счет потребителей ПСО. Рост расходов «Нафтогаза» напрямую влияет как на уровень конечной цены для этих потребителей, так и на объем соответствующих субсидий для потребителей газа, которые не способны полностью оплачивать его стоимость. Поэтому правительство рассчитывает, что финплан «Нафтогаза» будет доработан, выверен новым Наблюдательным советом и без промедления снова внесен на рассмотрение акционера.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать