Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тупиковая стратегия поведения на земле

Экспорт Украиной каждого следующего миллиона тонн зерна — это дополнительно 70 тысяч безработных селян
14 января, 19:05
ФОТО УКРИНФОРМ

Страны мира развиваются согласно начертанным ими стратегическим планам, предусматривающими будущее их социально-экономическое развитие. Достижение такого желаемого будущего должно быть обеспечено за счет наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов. При этом процесс планирования рассматривается как упорядоченная во времени последовательность событий организационного характера на пути достижения желаемого будущего состояния экономики или отдельных его отраслей. Причем установление обобщенной для страны наиболее желаемой цели основывается на обсуждении проблем и достигнутых компромиссах между разными группами населения с их разными целями по установлению приоритетов, этапности, способов и наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов, включая прежде всего — трудовые. Задача чиновников — способствовать достижению стратегической цели и своевременно вносить необходимые коррективы при изменении обстоятельств.

В глобализованном мире задача каждой страны — завоевание (или же добровольный отказ) и занятие наиболее благоприятного положения в мировом разделении труда с максимально полной занятостью собственного населения. Это касается также Украины, которая, например, большую часть объемов произведенного зерна экспортирует в другие страны мира.

Попытаемся оценить, как существующее международное разделение труда влияет на стратегические планы стран мира относительно развития сельского хозяйства, а именно: прибыльность деятельности, экологию и занятость населения. Для этого рассмотрим следующую таблицу.

В соответствии с данными таблицы, Украина на самих лучших землях в мире ориентирована на странную стратегию — производить экстенсивные сельскохозяйственные культуры (зерновые и масличные культуры) и максимальные их объемы экспортировать.

Причем аграрные чиновники постоянно заявляют о стратегическом направлении Украины — довести производство зерна до 100 млн тонн, или почти удвоить по сравнению с достигнутым уровнем. Пока и.о. министра аграрной политики отчитывается: «В этом году урожай зерна может достичь рекордных 68 млн тонн. Вместе с этим, экспорт зерна в сезоне 2018/19 годов может составить рекордные 47 млн тонн». Такая радостная для профильного министерства стратегия имеет следующие неожиданные для чиновников экономико— экологические результаты: 34 страны, которые импортируют 2,5-7 т зерна в расчете на 1 гектар пашни и тратят его на корм животным в 1,3-6,6 раза больше, чем производят, имеют прежде всего в 7,5-17,5 раз выше плотность условных животных на единицу пахотной земли, чем в Украине. Такая насыщенность площадей земли животноводством в этих странах могла произойти при их отказе от производства зерновых культур (производится зерна на 1 жителя в 37 раз меньше, чем в Украине) с одновременным увеличением производства интенсивных сельскохозяйственных культур — овощей, плодов, ягод, семян картофеля, овощных культур и цветов и тому подобное.

Результат структурных изменений невероятный: в расчете на 1 гектар пашни эти страны экспортируют молока и мяса в 60-250 раз больше, а общая сумма экспорта сельскохозяйственной продукции — в 10-40 раз выше, чем в Украине. При этом с экспортом зерновых и масличных культур (включая побочную продукцию, которую сжигаем или экспортируем в пеллетах) Украина экспортирует 50 кг питательных веществ (NPK) на сумму 16,5 млрд грн с 33 млн гектара пашни, а в страны-импортеры поступает 170-450 кг NPK в расчете на 1 гектар пашни.

И еще один негативный результат принятого международного разделения труда — затраты труда в животноводстве в расчете на 1 гектар пашни, которые рассчитаны для стран мира по трудоемкости производства в Украине, в 82 странах мира в 5-18 раз выше, чем в Украине. То есть занятость в животноводстве только за счет высокой плотности условных животных в расчете на 1 гектар пашни (без учета уровня производительности труда) в Украине в 5-18 раз ниже, чем в 82 странах— импортерах зерна. Такой сравнительный анализ показывает, что Украина катастрофически отстает по эффективности использования земли по отношению к большей части стран мира. Отсюда совершенно странными выглядели заявления наших аграрных руководителей, что Украина кормит 300 млн и может накормить до 1 млрд жителей планеты. Если достигнем желаемого объема производства зерна — 100 млн тонн, то дополнительные объемы его экспорта не изменят ситуацию в экономическом положении сельскохозяйственных предприятий, а поголовье крупного рогатого скота, которое в 2017 г. по сравнению с 1990 г. сократилось в 7 раз, будет и дальше сокращаться. Тем более, что 72 страны мира (включая Украину), которые в основном экспортируют зерно и тратят его на корм менее 35 % по отношению к валовому производству, получают мизерные суммы от экспорта сельскохозяйственной продукции. Соответственно, развитые страны мира дополнительно будут импортировать из Украины 40 млн тонн зерна, которое даст им возможность еще в большей степени уменьшить площади под зерновыми культурами, дополнительно нарастить производство продукции животноводства и увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции и доходность земли.

Что же по этому трагическому для села поводу говорят наши экономисты или другие «мудрецы», которые всех поучают, что и как делать Украине? Вот, например, экономист Александр Охрименко делает такой вывод, что «сельское хозяйство активно развивается, несмотря на кризис в стране и отсутствие рынка земли... Если будет запущен рынок сельскохозяйственной земли, можно смело ожидать роста части сельского хозяйства до 15 %, а возможно, даже до 20 % ВВП Украины. И теперь можно аграрный бизнес назвать главным драйвером экономики Украины. Всегда есть надежда на то, что хороший урожай зерновых в Украине поможет и нашему экспорту, и нашему бизнесу». «Поэтому, — говорит Охрименко, — Украине необходимо срочно следом за сельхозсектором подтягивать и другие сферы». Сделаем некоторые замечания по этому поводу. Неужели нужно подтягивать другие отрасли к сельхозсектору? Это что, и в других отраслях добиться по сравнению с 1991 г. десятикратного сокращения работников и самой низкой в мире эффективности использования земельных ресурсов? За счет только производства и экспорта зерновых и масличных культур Украина достигла своего максимума в экспортной деятельности. То есть рост доли ВВП Украины за счет сельского хозяйства может быть при условии, что промышленность совсем перестанет существовать. Например, в 2016 г. в Украине сумма экспорта по национальной экономике по отношению к экспорту сельского хозяйства составляла 5,5 раза, а в группах стран, импортирующих зерно и шроты масличных культур, — 11-17 раз или в 2-3 раза больше, чем в Украине. И это показатели стран-импортеров зерна, которые экспортируют сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в расчете на 1 гектар пашни в 5-40 раз больше, чем Украина. Еще один экономист, но уже Лондонского центра экономических и бизнес— исследований (Cebr), Павел Шах утверждает, что аграрный сектор —  локомотив «роста экономики Украины. Залог его развития — отмена моратория на продажу земли». И если мораторий на продажу земли в Украине «будет отменен, это могло бы вернуть рост в аграрном секторе на протяжении ближайших нескольких лет». А что будет с жителями сел? Такие выводы возможного рывка в развитии сельского хозяйства Украины после снятия моратория на продажу земли можно прочитать и услышать от множества украинских и зарубежных «доброжелательных мудрецов».

Украину ведут к социально-экономической катастрофе — полной безработице, окончательному уничтожению сельских поселений с последствиями, которые тяжело озвучивать. Отсюда такой основной вывод — принятая стратегия по наращиванию производства и экспорта зерновых и масличных культур продолжает негативную тенденцию, а именно: катастрофическое отставание Украины от других стран по эффективности использования земли и с практически массовой безработицей на селе. Ведь из-за зерновой специализации занятость населения в сельском хозяйстве по сравнению с 1990 г. уже сократилась более чем в 10 раз, а наращивание производства зерна эту проблему еще больше заострит (экспорт каждого следующего 1 млн тонн зерна — это дополнительно 70 тыс. новых безработных селян).

Думает Украина изменить стратегию, которая бы показала путь к счастливому будущему для всего населения, или будет и дальше двигаться по тупиковому варианту — на лучших землях производить наименее прибыльные и практически без затрат труда сельскохозяйственные культуры. Нет. Существующим путем Украина стойко и неизменно движется уже 28 лет подряд. Чтобы что-то изменить, здесь нужно начинать думать. И, к сожалению, Украина ускоряет реализацию стратегии, конечный результат которой уже есть, а в будущем будет еще более трагическим для села и, очевидно, для всей Украины. Поэтому в ближайшие годы предусматривается в портах Одессы нарастить мощности зерновых портовых терминалов более чем в 50 млн тонн в год в условиях, когда еще в 2017 г. их мощности в Украине (почти 61 млн т) на 50 % превышают реальные объемы перевалки зерновых грузов.

За последний месяц новые планы нарастить мощности элеваторов с соответствующим экспортом украинского зерна больше достигнутого уровня (2 млн тонн зерна в год) озвучены во время встречи Президента Петра Порошенко и главы наблюдательного совета нидерландской компании Louis Dreyfus Company (LDC) Маргариты Луи-Дрейфус.

Также украинская компания ViOil (производитель и экспортер растительных масел) подписала соглашение о сотрудничестве с китайской корпорацией COFCO International (производитель, переработчик и трейдер) с целью расширить возможности — увеличить объемы экспорта и усилить позиции ViOil не только на китайском, но и на международном рынке.

В завершение напомним о миссии аграрного сектора, которая озвучена в Министерством аграрной политики и продовольствия в проекте Стратегии развития аграрного сектора экономики, — «стабильное обеспечение населения страны качественным, безопасным, доступным продовольствием и активное участие в решении мировой проблемы голода». В то время как 80-90 % населения не потребляет в норме молочные и мясные продукты, стратегия отражается как содействие голоду. С другой стороны, очевидно, что такая стратегия выполняется: поставляем ресурсы, а 82 страны-импортера зерна и шротов масличных культур экспортировали в 2016 г. продукции животноводства на астрономическую сумму: молочных продуктов — на 46 млрд долл. США (73,3 % мировых объемов), мясных продуктов — на 70 млрд долл. США (58,4 % мировых объемов), а Украина — только на 0,27 млрд долл. США. Как долго такая негативная для Украины стратегия может продолжаться?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать