Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украина без «ланоса»

или Может ли страна быть богатой и не иметь развитого автопроизводства?
15 января, 10:39
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

«Держава, желающая, чтоб ее признавали великой, должна прежде всего сама считать себя такой и иметь мужество быть ею»

Отто фон Бисмарк

А как же? Легко! Первая пятерка стран рейтингу по ВВП (ППС) на душу населения (включительно специальный административный район Макао) вообще не производят авто. Это Катар, Макао, Люксембург, Сингапур, Бруней.  Однако территория и население этих стран меньше Киевской области. А вот интересно взглянуть на другой список стран — Большая двадцатка  — клуб  государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой.  Нужно отметить, что граждане государств большой двадцатки не всегда самые богатые и зажиточные, частенько это государства, обладающее большим влиянием  вследствие владения ресурсами, такими как территорией и населением, развитой промышленностью или стратегическим сырьем, ну, на крайний случай, небольшим континентом. Клуб не самых богатых, а самых влиятельных. Какая же роль автомобильной промышленности в этих странах?

В совокупности, G20 представляет 85 % мирового валового национального продукта, 75 % мировой торговли (включая торговлю внутри ЕС) и две трети населения мира. The Economist обнародовал список самых продаваемых товаров в мире. Продажи топ-13 товаров на нашей планете составляют 7,7 трлн. долларов, или 10% мирового валового продукта:

1. Автомобили — 1350 млрд долларов;

2. Нефтепродукты — 825;

3. Микросхемы — 804;

4. Автозапчасти — 685;

5. Компьютеры — 614;

6. Фармацевтические препараты        — 613;

7. Золото — 576;

8. Нефть — 549;

9. Телефоны — 510;

10. Трансляционной оборудования    — 395;

11. Бриллианты — 255;

12. Сжиженный газ — 254;

13. Препараты и компоненты крови  — 252.

Автомобили стратегический, крупнейший мировой рынок. И любая страна стремиться захватить часть этого огромного  рынка, а для стран, у которых большое население, это жизненно необходимо для обеспечения его  рабочими местами.  Да, Сингапур может позволить себе не производить автомобили, но его территория меньше Киева, так что он производит и  экспортирует интегральные схемы, компьютеры, телефоны, нефтепродукты и фармацевтическую продукцию. Не самые маленькие рынки. И неплохо на этом зарабатывает.

Какая роль G20 на рынке автомобильного производства? Только две страны не входят в топ 25 стран производителей авто. Австралия и Саудовская Аравия. Остальные 18 борются между собой за места поближе к первому. Южная Африка занимает 23 место.

В свое время Украина занимала седьмое место среди европейских производителей автомобилей, теперь же  пришло время сравнивать Украину и Африку.   ЮАР единственная африканская страна, которая представленная в большой двадцатке. Если сравнивать  Украину и ЮАР, то Южная Африка имеет в два раза больше территории и на десять миллионов больше населения. Однако в рейтинге стран  автопроизводителей занимает следующее после Польши 22 место с объемом 590 тысяч автомобилей в год, а Украина — 47 место, десять тысяч автомобилей за 2017 год. И экспортирует ЮАР автомобилей почти в два раза больше чем импортирует : 6,89 миллиарда долларов экспорта против 3,49 миллиарда долларов импорта. Кроме этого, Украину обошли в автопромышленности еще три африканские страны, такие как: Египет — 44 место, 37 тысяч автомобилей в год; Алжир — 43 место, 61 тысяча автомобилей за 2017 год; Марокко — 27 место, 377 тысяч автомобилей.  Десять лет тому Украина была в двадцатке в мировом рейтинге производителей авто и не уступала ни одной африканской стране. Но как результат теперешнего положения и Алжир, и Египет, и ЮАР уже обошли Украину по уровню  ВВП на душу населения,  Марокко на следующем месте после Украины. Возможна ли богатая Украина без развитой автомобильной промышленности? Если будет добывать и перерабатывать  нефть как Норвегия или Саудовская Аравия, возможно. Иначе никак. Останется только смотреть тоскливо вслед развивающихся африканских стран.

Первые статьи экспорта Украины являются подсолнечное масло — 3,44 миллиарда долларов, пшеница  — 2,37 миллиарда, кукуруза — 2,26 миллиарда. Мировой экспорт подсолнечного масла — 9,49 миллиардов и Украина занимает 36% рынка и даже если займет сто процентов — это  гарантирует статус страны третьего мира.  Эти продукты находятся далеко не в первой десятке по размеру рынка.

Стратегический, мировой экспорт автомобилей — 711 миллиардов долларов и страны, которые занимаю достойное место  — самые богатые. 

Лидер — Германия занимает  22% мирового экспорта, что составляет 154 миллиарда долларов, следующая статья экспорта — автозапчасти составляет 58,1 миллиарда долларов;  далее медикаменты 50,5 миллиарда;  четвертая статья — самолеты, вертолеты — 34,1 миллиарда; и пятая статья  кров — 17,8 миллиарда.  Статья, являющаяся  крупнейшей  в экспорте Германии  —   составляют 12%, а следующая —  автозапчасти составляют 4,6%. Автомобили и автозапчасти более чем в десять раз больше пятой по размеру статьи экспорта — крови. Эти цифры показывают, на чем строиться богатство, мощь и влияние Германии.

Япония — 14% мирового экспорта, 100 миллиардов. Доля автомобилей в общем экспорте  Японии 15%, а автозапчасти и интегральные схемы делят второе место по объему — 4,9%. Если в стране растет  экспорт автомобилей, автоматически поднимается производство и экспорт автозапчастей. Имела бы Япония статус одной из найболее  прогрессивных и могущественных стран без этой отрасли? Невозможно, с населением в 126 миллионов.

Какие страны проявляют самый большой прогресс в автопромышленности? Сравнение производства 2000 года с 2017 выделяет восемь стран, которые имеют выдающийся успех:

Китай рост в 14 раз.

Индия рост в 5,9 раз.

Иран и Словакия рост в 5,5 раз.

Таиланд  рост в 4,8 раз.

Индонезия рост в 4,1 раз.

Турция рост в 3,9 раз.

Чехия рост 3,1 раз.  (Учитывались только достигшие уровня производства более миллиона в 2017 году)

Украина произвела 0,32% от уровня 2000 года.

Нужно быть чрезвычайно наивным, чтоб считать, что эти государства оказались лидерами в важнейшей отрасли просто вследствие особых способностей местных предпринимателей. Огромный экспорт автомобилей составляет основу промышленности и научно-технического прогресса, обеспечивает огромное количество рабочих место и стабильное поступление валюты в страну. Это показывает чрезвычайную заинтересованность государств в мировом лидерстве национальной автопромышленности, и это задача и стратегическая цель правительства, а не частный интерес предпринимателей. Японским концернам безразлично где разместить очередное производство следующей модели в Турции или Украине, для них главное где получить большую прибыль, и задание правительства Украины создать условия, при которых привлекательней размещать производство в Украине чем в любой иной точке планеты. Но на данный момент только Турция это понимает и делает все для привлечения инвесторов. И успешно.

Украине следует брать пример не c тех успешных стран, которые давно стали успешными и остаются таковыми, а которые пробиваются с третьего   мира в первый, такие как Китай, Индия, Турция, Таиланд, Иран и др.

Может быть, коррупция причина такого падения производства? Украина, Россия и Мексика в рейтинге восприятия коррупции за 2017 год занимают 134, 135 и 136 место соответственно, а вот в рейтинге стран производителей авто 47, 15 и 7 соответственно. Так же абсолютный чемпион по объему и темпу роста производства  автомобилей  Китай  занимает 79 место. Коррупция, вероятно, мешает росту производства, но уж в случае Китая и Мексики есть факторы, которые влияют в большей мере, чем коррупция  и очень положительно. Иран, 131 место в рейтинге восприятия коррупции, показывает огромный темп роста автопроизводства: в 5,5 раз 2017 год по сравнению с 2000 годом. Возможно, санкции США способствуют?

Радующиеся остановке запорожского автозавода не понимают, что не бывает высокоразвитой страны без автопромышленности. Ланос, устаревшая модель, давно отслужившая свой век, которую нужно было заменить новой моделью через десять лет выпуска, то есть в 2008 году,  но огромная глупость радоваться прекращению работы завода такого масштаба не задавая вопроса, что будет далее с заводом и не выставляя требования модернизации и выхода на новый уровень качества продукции с повышением объема производства. Если условия для работы в стране замечательные и вина в остановке завода банально в менеджменте предприятия то почему мировые гиганты не строят заводы в Украине и не получают фантомные суммы денег? Может, все-таки, экономические условия делают инвестиции более выгодными в сельское хозяйство, а в автопромышленность недостаточно привлекательными? Почему есть инвесторы, которые покупают и создают сельхозпредприятия, а  отсутствуют в автопромышленности?

Ответы известны. Достаточно прислушиваться к отечественным предпринимателем, а не к их иностранным конкурентам. Следует изучать и реализовать практические примеры Китая, Индии, Турции вопреки всем абстрактным идеологиям.

В обществе господствует смирение и соглашение с тем, что укравтопром «сдох», которое транслируется умными, очень уважаемыми людьми, а так же государственными деятелями. Однако, главное, не известно ни одной богатой страны, которая не имела бы конкурентного автопрома, если страна не добывает нефть и территория и населением не менее Украины. Поэтому, согласится с тем, что Украина не способна производить хорошие автомобили  автоматически означает закрепление статуса страны третьего мира и закрытие дверей в клуб развитых стран. Страны первого мира умеют производить автомобили.

Часто можно услышать, что применялись драконовские пошлины на импорт автомобилей и огромные субсидии автопроизводителям. Может быть. Однако, с чем сравнивается? Стоит ли сравнивать с странами которые давно стали лидерами промышленности и их цель сохранение позиции, а не достижение кардинально другого уровня экономики? Выше перечислены страны, вот  действительно на кого стоит ориентироваться! И по сравнению с Китаем, Индией, Турцией, Таиландом у нас ничтожные пошлины на импорт автомобилей.

«Нации, которые только потребляют и ничего не производят, сначала потеряют свое достоинство, потом свободу и в результате свое будущее..» Мустафа Кемаль Ататюрк.

Украинцы будут жить в богатой, процветающей стране, если украинский производитель будет знаменит во всем мире и ему не будет конкуренции, если украинский продукт знают в каждой стране, если каждый стремится получить товар  украинского бренда, если украинские компании завоевывают иностранные рынки и скупают иностранные компании. А от иллюзий, что можно продавать пшеницу и ездить массово на простом, народном фолксвагене, продавать кукурузу и ездить на тайоте, экспортировать полуфабрикаты из железа и массово пользоваться передовой электротехникой нужно избавляться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать