Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинские продукты – на канадские прилавки

Что уже выиграл бизнес и государственный бюджет
23 августа, 11:43
ФОТО ИЗ АРХИВА "Дня"

Сергей Болозенко — генеральный директор компании «Виробник Плюс». Продукция его предприятия под брендом «Союз-Кондитер» продается на рынке уже свыше 10 лет. Это преимущественно овсяное и кукурузное печенье, сушка и сухари. Но товары «Союз-Кондитер» можно найти не только на полках украинских супермаркетов. Уже три года компания занимается снабжением печенья и сушки, в частности на европейский рынок. Год назад предприниматель решил продавать свою продукцию на одном из крупнейших и самых богатых рынков мира — в Канаде.

Таких предпринимателей, которые, как Болозенко, начали выход на канадский рынок в прошлом году, — свыше 200. Из них больше 10 уже поставляют свою продукцию на рынок Канады. «Это преимущественно компании легкой промышленности (одежда, часы, ювелирные украшения, текстиль для дома, изделия народных мастеров handmade, а также продукция пищевой промышленности). Почти 50 компаний в настоящее время  перешли в переговорный процесс. Еще 15—20 компаний активно работают над тем, чтобы начать торговлю: они уже имеют партнеров, соглашения, и уже могут в этом году начать снабжение. Это предприятия тяжелой промышленности, добывающие компании, ІТ-сектор», — рассказывает исполнительный директор по Украине Канадско-украинской Торговой Палаты Эмма Турос.

Теперь канадский рынок стал для украинских предпринимателей еще более привлекательным. Ведь с 1 августа вступило в силу соглашение о Зоне свободной торговли Украины с Канадой (CUFTA). Для украинских предпринимателей прекратили действовать 98% тарифов на товары преимущественно сельскохозяйственного сектора экономики. Для канадских товаров сразу отменяется 72% тарифов на ввоз в Украину, которые на протяжении семи лет планируется увеличить до 98%.

По данным Государственной службы статистики, в прошлом году Украина экспортировала в Канаду товаров на сумму 28,8 млн долларов, а импортировала — на 217,3 млн долларов. Причем за последних пять лет Киев заметно уменьшает поставки отечественного производства в Канаду, незначительное увеличение наблюдалось только в 2014 году. Канадские производители же, наоборот,— за последние три года только увеличивают снабжение своей продукции на украинские прилавки.

По данным Министерства финансов Украины, введение в действие Соглашения приведет к незначительным потерям доходов Государственного бюджета. В частности, от отмены ввозных пошлин бюджет потеряет приблизительно на 1,2 млн долларов в первый год действия Соглашения. «В то же время в среднесрочной перспективе недопоступления могут быть компенсированы за счет НДС, а также увеличения притока прямых иностранных инвестиций объемом около 36 млн долларов в течение трех лет»,— рассказали в Министерстве финансов Украины.

ДОХОДЫ ПРЕВЫШАЮТ ПОТЕРИ

«Канада, садясь за стол переговоров, четко понимала, что такое рынок Украины, и они имели конкретный план. Имела ли такой план Украина? Нет. Исходили из того, что знали, какие тарифные ограничения со стороны Канады, предусматривалось, что когда их устранить, то мы могли бы гипотетически заходить на этот рынок. И мы понимали, что когда у нас есть тарифная защита, то его либерализация приведет к увеличенному импорту товаров из Канады», — рассказывает эксперт по международной торговле CMD-Ukraine и представитель МЭРТ в переговорном процессе между Украиной и Канадой Игорь ГУЖВА.

Тем не менее, рассказывает он, украинская группа добилась хорошего результата на переговорах. По словам Гужвы, Украина испытывает незначительные потери со вступлением в силу Соглашения о ЗСТ с Канадой, ведь до этого канадские товары облагались пошлиной в среднем на уровне 7—10%. «Объем торговли у нас не такой большой. Да, в краткосрочной перспективе наш бюджет будет недополучать прямые поступления. Но в последующей перспективе мы сможем получить значительно больше», — объясняет Гужва.

Он напоминает, что в 2008 году товарооборот между Украиной и Канадой составлял около 400 млн долларов. Это дает основания считать, что торговля между странами может в перспективе расти.

МЕНЬШЕ ОГРАНИЧЕНИЙ — БОЛЬШЕ ПЕРСПЕКТИВ

Наибольшие преимущества от отмены канадских пошлин получат украинские производители одежды (отменяется пошлина в размере 17,2%) и обуви (9,7%), а также представители машиностроительной (5,6%), химической (4,5%) и аграрной (4,5% для овощей и фруктов) отраслей, объясняют в Канадско-украинской Торговой Палате.

Среди других возможностей, которые открываются перед украинскими предпринимателями,— доступ к участию в государственных закупках Канады на одинаковых условиях с местными компаниями. Также Украина и Канада договорились не устанавливать таможенных или других сборов на товары, которые продаются в электронном виде.

Прогнозируется, что поступление канадских прямых иностранных инвестиций в Украину после вступления в силу CUFTA увеличится приблизительно на 56%.

Соглашение предусматривает и несколько ограничений для украинской стороны. Это, например, глобальные квоты Канады на снабжение 108 видов аграрной продукции. Среди них — птица (в т.ч. мороженая, птичий жир), молочные продукты, яйца и яичные продукты, сыры и сахар.

Для промышленной продукции единственным исключением являются легковые автомобили. На этот товар установлен переходный период в семь лет, в течение которого пошлины постепенно снизят до 0%.

Для компенсации потерь украинских предпринимателей от действия канадских квот, были достигнуты договоренности о том, что Канада выделит 10-12 млн долларов в рамках технической помощи, направленной на продвижение торговли в ЗСТ. Но, рассказывает Гужва, предыдущая переговорная группа от Украины во главе с Валерием Пятницким договорилась о компенсации на уровне около 200 млн долларов безвозвратных инвестиций в конкретные отрасли экономики.

ИНСТРУМЕНТ, А НЕ ГОТОВОЕ РЕШЕНИЕ

Как объясняет Игорь Гужва, получив беспошлинную торговлю с Канадой, Украине следует обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, на импорт канадской продукции в Украину. «Если это будут полуфабрикаты или оборудование, которые мы можем в дальнейшем использовать, то это, безусловно, плюс. Например, деревообрабатывающее оборудование, что производит Канада. Ввиду того, что у нас сегодня действует мораторий на экспорт леса-кругляка — для них это выгодно», — объясняет он.

Во-вторых, стоит больше внимания уделить созданию отраслевой кооперации. «Нам нужно вмонтироваться в рабочие цепочки, потому что иначе мы можем быть рынком сбыта для канадской продукции», — предостерегает Гужва.

Невзирая на привлекательность канадского рынка для украинских бизнесменов, актуальными остаются проблемы логистики и незнания нового рынка, отсутствие надежных связей, рассказывает Вячеслав Быковец. «Канадский рынок приветлив к Украине, мы знаем их отношение к нам. Но с другой стороны, вопросы, связанные с логистикой и транспортными затратами, налагают отпечаток на такие отношения. Возможно, со временем это будет более привлекательный рынок. Но в настоящее время украинский малый бизнес будет присматриваться, изучать, как и каким образом можно сотрудничать с Канадой. Думаю, приблизительно из 2 млн субъектов малого предпринимательства, только единицы будут иметь возможности сотрудничать с Канадой в ближайшее время», — рассказывает Быковец.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать