Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинский экспорт: шаг вперед или два назад?

О внешних и внутренних препятствиях на пути украинских производителей к международным рынкам дискутировали во время экспортного форума в Виннице
05 декабря, 11:10
ФОТО АВТОРА

Второй год подряд форум VinExport собирает предпринимателей со всей Украины, чтобы в профессиональном кругу обсудить реальные инструменты, которые позволяют эффективно осуществлять экспортно-импортные операции, а также сотрудничать с зарубежными партнерами. Ведь количество украинских производителей, которые расширяют свое дело и готовы продавать собственную продукцию на международных рынках, увеличивается. Но чем эффективнее Украина наращивает объемы экспорта, тем больше проблем и препятствий возникает перед украинским экспортноориентированным бизнесом. А все потому, что «рынок» — это живой организм, который реагирует на вызовы, глобализуется, создает высококонкурентную среду, где действует природный отбор — выживает сильнейший. То есть украинской продукции специально никто не ожидает и красную дорожку не расстилает, следовательно, отечественным производителям нужно бороться за место под солнцем наравне со всеми.

«Еще в 2014 году, когда Украина подписала соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, каждая заявка, которая поступала к нам, была приблизительно такого содержания: «я хочу выйти на экспортные рынки», — рассказывает координатор проектов отдела финансирования и развития малого и среднего бизнеса Европейского банка реконструкции и развития в Украине Ольга ИВАНЧЕНКО. — Но после того как мы проводили такую себе бизнесдиагностическую встречу, происходило «чудо» — компании выходили и говорили: «Мы еще не готовы». Поэтому прежде чем выражать даже желание об экспорте, товаропроизводители должны задавать себе вопрос, загружены ли они на 100%, имеют ли достаточные мощности для увеличения производства, довольны ли своими бизнес-процессами, в коне концов, своим сервисом, потому что всего одна ошибка может закрыть дорогу на международный рынок навсегда, причем не только для вас, а для всей индустрии. Вспомните историю с мукой, когда из-за ошибки одной торговой марки канадский рынок закрыли для всех производителей муки. Поэтому среди тех препятствий, которые есть на сегодня, — это и законодательные, и таможенные, и регулирующие, — не следует забывать о внутренних, то есть готовности самих предприятий конкурировать с китами рынка, для которых сервис, сертификации, стратегия, виденье, миссия — это как 2 на 2, а для наших — высшая математика. Нужно сделать шаг назад и воспользоваться тем, что Украина сейчас в тренде и для украинских предприятий есть много доноров, готовых помогать двигаться вперед».

«НЕ БЛАГОДАРЯ, А ВОПРЕКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ»

По данным Государственной службы статистики, с начала текущего года Украина торговала с 212 странами. Наибольшим нашим торговым партнером за последние 2 года стал Евросоюз. 42—44% товаров и услуг мы продаем на экспорт именно в страны Европы. За полгода 2018 года, если сравнивать с аналогичным периодом 2017-го, экспорт украинских товаров и услуг увеличился на 12,7% и сейчас составляет 26 876 млн дол. То есть общий украинский экспорт уверенно растет, и это совершенный факт. Но вместе с ним растет и импорт. Сальдо внешнеэкономической торговли остается негативным, украинцы купили на 4 063,7 млн долларов США больше, чем продали. А экспорт имеет стратегическое значение для экономики Украины, потому что на сегодня экспортеры обеспечивают 47,9% ВВП и валютных поступлений Украины, отмечает народный депутат Украины, глава подкомитета налогового и таможенного дела комитета налоговой и таможенной политики Татьяна ОСТРИКОВА.

«Длительное время Украину называли «сырьевым придатком» для развитых экономик. В глобальном масштабе так и есть, но в сфере стартапов, продакшна, креативных индустрий — нам нет равных. Нужно понимать, что украинский экспорт измеряется не только глиной, зерном или железной рудой. Я была удивлена, когда узнала, что мы экспортируем улиток, являемся первыми в мире по объемам экспорта масла, входим в пятерку крупнейших экспортеров меда. Но тут нужно признать, что экспорт в Украине стал возможным не благодаря, а вопреки государственной регуляции, — признает Татьяна Острикова. — Так, за последний год уменьшились случаи жалоб от бизнеса в сфере возмещения НДС, также улучшается ситуация в плоскости дешевых кредитов, но миллиарды гривен продолжают тратится на докапитализацию банков, но почему-то не находится средств в поддержку малого и среднего бизнеса, чтобы они также могли заполнять те квоты, которые подает ЕС. По моему мнению, оживить эту ситуацию может реальное создание экспортно-кредитного агентства, но не с целью поддержки больших промышленных групп, а в первую очередь чтобы «пробить» новые рынки для малых и средних предприятий».

«ГЛАВНЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ ДЛЯ УКРАИНСКОГО ЭКСПОРТА ЯВЛЯЕТСЯ САМ УКРАИНЕЦ»

Самым тяжелым периодом для экспортноориентированного украинского бизнеса были 2014—2016 годы, убежден представитель Украинской ассоциации мебельщиков Дмитрий ПАТИС, время, когда товаропроизводителям пришлось переориентироваться на новые рынки. В прошлом году они наконец начали занимать свою нишу на европейском рынке, а теперь постепенно приспосабливаются к новым условиям, улучшают качество продукции до международных стандартов и увеличивают объемы уже мирового экспорта. Такая быстрая переориентация сыграла в плюс для украинского бизнеса, потому что ментально устаревшие товаропроизводители понемногу начали сходить с дистанции, зато на смену им пришли и приходят молодые и креативные или же те, кто способен «со скоростью ветра» реагировать на новые вызовы и трансформироваться под запросы.

«В Украине есть компании, которые меня поражают, они снимают о себе видеоролики, создают сайты, то есть на уровне пиара и промоции им нет равных. Это преимущественно молодые люди, стартаперы или выходцы из бизнес-школ, которые постепенно вытесняют ментально устаревшие предприятия. В то же время есть успешные кейсы компаний, которые переориентировали свой бизнес после агрессии России на 180 градусов. Они объединились, наняли новых менеджеров и за год вышли на новые рынки, — рассказывает Дмитрий Патис. — Все это я к тому, что на сегодня нашим экспортерам надо быть не только гибкими ко всем изменениям, которые происходят в законодательстве, но и иметь достаточно знаний в сфере таможенного оформления, сертификации и стандартизации продукции, экспортной логистики и многое другое. По моему мнению, главным препятствием для украинского экспорта является сам украинец — наше мировоззрение, образ мыслей, менталитет. Не так давно мы возили группу наших производителей в Израиль, чтобы они увидели, как работает рынок, поняли его структуру и могли быть конкурентоспособными. Мы уценили свою продукцию, привлекали клиентов, и в конечном итоге удалось договориться о контракте для одной из фирм. Когда документы пришли, оказалось, что эта фирма зарегистрирована как ПП. Но это small-бизнес? Что подумают партнеры? Что это частный предприниматель в какой-то будке изготовляет мебель?.. В срочном порядке открывали ООО, переделывали документы и формировали контракт на экспорт продукции. Поэтому прежде чем выводить украинскую продукцию на рынок, следует показать товаропроизводителям, что мир глобален. Нужно, чтобы они принимали участие в международных выставках, форумах, общались с зарубежными коллегами — познавали мир, а вместе с ним и его рынок».

«ЗАСТАВЛЯЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ БЮДЖЕТЫ, КОТОРЫЕ ВЫ НАПОЛНЯЕТЕ, НА ВАШИ ПОТРЕБНОСТИ»

Поддерживает мнение Дмитрия Патиса о том, что отечественный товар не экспортируется за границу из-за внутренних препятствий и определенных несоответствий и Валерий КОКОТЬ, главный эксперт по развитию бизнеса проекта ПРОМИС. В то же время он говорит, что во всей этой проблематике важно не забывать о еще одной важной полезной составляющей части — когда поддержка экспорта должна быть на местах, на уровне общества, где работают потенциальные экспортеры.

«Посмотрите на Канаду и вспомните, как этим летом она отреагировала на объявленную привилегированную войну с Соединенными Штатами. Что сразу сделали канадцы? Они приняли программу продвижения экспорта с сельских территорий. Чтобы люди, которые работают в деревне, имели возможность поставлять свою продукцию на экспорт, — комментирует эксперт. — Поэтому советую бизнесу обращаться к своим органам местного самоуправления. Заставляйте использовать бюджеты, которые вы наполняете, на ваши потребности. Поднимайте эту тему, пусть депутаты ставят вопрос поддержки экспорта на сессиях, потому что местные советы имеют определенные кредитные ресурсы, которые можно использовать. То есть если вы дошли до уровня того, что можете продвигать свою продукцию на зарубежных рынках, то ищите всесторонней поддержки, стучите во все двери».

На самом деле украинцам достаточно долго навязывали мысль, что импортное лучше отечественного. Только на протяжении последних лет одевать, есть, пользоваться украинским стало модно. Но импорт до сих пор по статистике превышает экспорт. Привычка тратить больше, чем зарабатывать, в конечном итоге приводит к «проседанию» финансового состояния, в сущности, жизни в долг. Поэтому эксперты сошлись во мнении, что пока украинский рынок не будет достаточно насыщен украинским для обеспечения всех потребностей населения — от обычного туалетного мыла до своих самолетов на авиалиниях — до тех пор страна больше будет тратить, чем зарабатывать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать