Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Война – Вирус – Пропасть

Почему дефолт для Украины сегодня слишком дорогое «удовольствие»?
26 марта, 20:14

Правительство продлило карантин до 24 апреля и взялось за пересмотр государственного бюджета. В среду, 25 марта, народный депутат Украины Алексей Гончаренко опубликовал фотокопию документа, который якобы подготовил на рассмотрение парламента. В нем говорится об увеличении расходов на 96 млрд гривен и сокращении доходной части на 115 млрд гривен. В общем, дефицит государственного бюджета, согласно опубликованным Гончаренко данным, возрастет в 4 раза. В Кабинете Министров «слив» не комментируют.

Стоимость остановки экономики через несколько месяцев может иметь разрушительные последствия для всего населения, по оценкам экспертов, даже хуже, чем сама пандемия, и потребуются годы, чтобы ее восстановить. Решение о еще одном 30-дневном карантине и чрезвычайная ситуация могут стоить Украине, по предварительным оценкам, в базовом прогнозе 4% ВВП, в менее оптимистичном — падение может составить до 9%.

Хватит ли Украине средств, чтобы лечить, обеспечить украинцев всем необходимым и обороняться на восточном фронте без финансовой поддержки партнеров — в частности Международного валютного фонда?

Правительство говорит — нет. Поэтому обратилось к парламентариям с просьбой немедленно проголосовать законопроект о земле и так называемый антиколомойский закон, который от нас ждет МВФ.

Во фракции «Слуга народа» мнения разделились. Голосование за два упомянутых выше проекта на данный момент невозможно: нет голосов. Часть «слуг» из так называемой группы Коломойского заговорили о дефолте как способе решения проблемы. Мол, 2020—2021 — годы пиковых выплат по кредитам, если Украина объявит дефолт, то ей могут списать эти долги, платить не придется, а на сэкономленные деньги — проживем.

Более двадцати депутатов из фракции «Слуга народа» выступили с инициативой «Нет — дефолту! Да — МВФ».

«К сожалению, из-за мирового экономического кризиса и форс-мажора в виде пандемии коронавируса наша экономика не способна самостоятельно преодолеть все последствия тех проблем, с которыми она столкнулась. Нам нужна помощь и экономическое возрождение. Объявление дефолта приведет к катастрофическим последствиям для нашей государственности. Мы перестанем быть надежными партнерами, не менее 10                последующих лет нас будут обходить стороной все международные инвесторы, мы не сможем получить от международных финансовых институтов никаких кредитов, без которых невозможно будет стимулировать экономику и провести успешные реформы. Государственные активы будут скупаться за бесценок. Гривня упадет, инфляция будет неконтролируемой, будет расти безработица. И наша страна будет падать все ниже и ниже», — говорится в совместном заявлении депутатов.

На самом деле дефолт — это комплексное событие. Его стоимость может отличаться в разные времена и для разных стран. Впрочем, есть определенные закономерности. Экономисты МВФ Боренштейн и Паницца отмечают несколько базовых экономических последствий дефолта: падение ВВП и торговли, почти полное исключение с рынков капитала, повышение стоимости заимствований и увеличение вероятности банковского кризиса. После дефолта, по подсчетам экономистов из университета в Бонне, ВВП снижается на 5% и остается подавленным на протяжении многих лет.

Из-за коронавирусного кризиса Украина уже переживает большой экономический спад. В начале недели Европейская Бизнес Ассоциация провела экспресс-опрос предпринимателей, чтобы выяснить, как уже повлиял карантин на их бизнес и какой будет реакция на его продолжение.

Так, почти половина компаний (48%) уже зафиксировали от 20% до 50% потерь от доходов. Еще 16% приняли решение об изменении заработной платы персонала, а 14% — о сокращении штата. Основываясь на результатах опроса, уже сейчас реакция бизнеса на такое решение КМУ будет следующей: 23% планируют уменьшать заработную плату сотрудников, 17% — сокращать штат, еще 6% — частично закрывать бизнес, при этом 23% не планируют никакого сокращения или уменьшения, а 31% будут искать новые ниши для развития.

«Очевидно, остановка экономической активности уже влияет как на отдельные бизнесы, так и на экономику в целом, что в перспективе может отразиться и на благополучии населения. А если жесткие ограничительные меры продлятся еще месяц, то пессимистические прогнозы могут оказаться еще очень даже оптимистичными. Ведь запас прочности у компаний начинает заканчиваться, а у малого бизнеса — его нет уже. Поэтому, наряду со спасением жизней стоит думать и о спасении экономики»,            — прокомментировала Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации.

Остановка деловой активности и налоговые каникулы уже сократили поступления в государственный бюджет. Правительство не дает точной цифры, впрочем, по подсчетам экспертов, дефицит доходной части составил 30—35%.

Из-за падения налоговых поступлений правительству придется занимать, чтобы поддерживать текущий уровень расходов, включая расходы на оборону и здравоохранение. Конечно, правительство может сократить расходы, чтобы сбалансировать бюджет, но Великая депрессия и пример Греции свидетельствуют, что делать это в условиях слабой экономики — самоубийство. Следовательно, без доступа к рынкам капитала, чтобы занимать средства и покрывать краткосрочные потери, нам сейчас не обойтись. А объявление дефолта перекроет доступ к этим средствам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать