Боритесь - поборете, Вам бог помогает! За Вас правда, за вас сила и воля святая!
Тарас Шевченко, украинский поэт, писатель, художник, общественный и политический деятель

Евгений ДЫХНЕ: «Я хочу превратить за два года «Борисполь» в восточно-европейский хаб»

Самый большой в Украине аэропорт (обслуживает более 52% всего пассажиропотока) - «Борисполь» - до конца месяца должен получить нового руководителя.
13 ноября, 2015 - 20:02
Фото Оксани Ожигової

Конкурс на замещение вакантной должности генерального директора за последний год объявлялся трижды. Два предыдущих были «сорваны». Но на этот раз, как утверждают источники «Дня», руководителя все-таки назначат... «Наверху» нашлась «политическая воля».

Аэпорт, который как государственное предприятие находится в ведомстве правительства, а именно - министерства инфраструктуры, во времена правительства Азарова минимум дважды становился объектом громких публичных скандалов. Не исчезли они и после смены руководства при правительстве Яценюка. Под публичным давлением министр инфраструктуры Андрей Пивоварский объявил конкурс на замещение должности гендиректора аэропорта. И так три раза подряд...

Самым вероятным победителем этого конкурса называют кандидатуру нынешнего исполняющего обязанности генерального директора аэропорта «Борисполь» Евгения Дыхне.

Мы обратились к пану Дыхне за интервью, чтобы понять его «стиль» управления и мотивы такой отчаянной борьбы за «кресло штурмана» «Борисполя», ведь в аргументах его оппонентов «он работает на то, чтобы продать аэропорт», у нас не сходился по меньшей мере один, но важный момент: зачем сделал из много лет убыточного для государства актива прибыльный?

- Начнем с актуального. Вы уже больше года является исполняющим обязанности руководителя аэропорта. До вас на этом посту «так долго» уже давно люди не задерживались. Сейчас объявлен открытый конкурс на замещение должности Генерального директора аэропорта «Борисполь». Как оцениваете свои шансы на «победу»? И как в целом оцениваете этот конкурс?

- Страна изменилась. Люди больше не верят словам, а требуют конкретных действий, изменений и результатов.
В период преобразований необходимо доверие общества на проведение реформ и нововведений. Если конкурс будет проходить прозрачно и объективно, он станет не только оценкой результатов проведенной работы, но и наконец легитимизирует руководителя на его должности, даст больше свободы и возможностей для внедрения дальнейших изменений.

В случае назначения для управления предприятием совершенно постороннего человека, который не ориентируется на предприятии, или кого-то из представителей когорты «старых кадров», которые в свое время уже доказали свою неэффективность, - развитие аэропорта, безусловно, затормозится. Даже если будут декларироваться намерения в дальнейшем поддерживать разработанную нашей командой стратегию реформирования.
Поэтому уверен, что конкурсная комиссия поддержит нашу стратегию развития, которая уже доказала свою эффективность и примет во внимание реальные результаты - достижение кардинального улучшения показателей аэропорта.

«Я НЕ БЫЛ СВЯЗАН СО СТАРОЙ «КОМАНДЫ»

- Было ли у вас видение развития аэропорта, когда вас назначали?

- В конце 2014 года аэропорт «Борисполь» находился в крайне затруднительном положении. Нарастание кризисных явлений, убыточность, низкая производительность труда, гигантскае долговая нагрузка, стабильное падение пассажиропотока - все это требовало немедленных действий и изменения в управлении аэропорта.

Гигантомания и концентрация бывших руководителей на максимальном «освоении средств», конфликты с авиакомпаниями, отсутствие внимания к уровню сервиса в аэропорту - это причины убыточности и падения пассажиропотока в аэропорту с 2012 года. Ситуация ухудшалась ежегодной ротацией в руководстве аэропорта. Ведь людей назначали не по результатам их деятельности, а по признаку принадлежности к той или иной правящей партии.
Было очевидно, что система требовала реформ. Поэтому в 2014 году Министерство инфраструктуры разорвало порочный круг назначений на должность директора предприятия так называемых «старых кадров», которые на протяжении многих лет поочередно руководили аэропортом и довели его до трудного положения.
Я не был связан со старыми командами, имел достаточный опыт и желание менять непрозрачную и неэффективную систему. Мне было поручено вывести аэропорт из кризиса. Я поставил себе цель за два года превратить «Борисполь» в восточно-европейский хаб.

- И что из этого удалось сделать за год?

- На основании проведенного анализа и сравнения с европейскими аэропортами в начале 2015 года было разработана новая - «хабовая» стратегия развития аэропорта. Ее необходимость была для меня вполне очевидной. Падение покупательной способности нашего населения заставляло аэропорт привлекать дополнительных пассажиров из других стран, так называемых «транзитных» пассажиров. Через «Борисполь» они могли попадать в конечный пункт назначения. Внедрение этой стратегии дало результаты.

Уже первое полугодие аэропорт завершил с прибылью. По результатам девяти месяцев мы получили рекордные, как для последних лет, заработки достигнув 467 млн грн. Это позволило отправить в Государственный бюджет Украины больше 165 млн грн дивидендов и налога на прибыль. Общая сумма платежей, направленных предприятием в Государственный и местный бюджеты в 2015 году, достигла уже 377 млн грн.

Кроме того, кардинальное улучшение показателей деятельности позволило аэропорту вернуть государственным банкам и Министерству финансов Украины более миллиарда гривен кредитных средств.

Новая стратегия развития аэропорта позволила увеличить количество пассажиров «Борисполя» на 7%. И это, замечу, на фоне общего падения рынка авиаперевозок на 5%.

За счет роста производительности труда нам удалось повысить заработные платы. Если год назад, в октябре 2014 года, средняя заработная плата на предприятии составляла 5,4 тыс. грн, то в октябре 2015го - уже 6,9 тыс. грн.

«КОНФЛИКТЫ С АВИАКОМПАНИЯМИ СОЗДАВАЛИСЬ ИСКУССТВЕННО»

- Какова политика аэропорта сотрудничества с авиакомпаниями, которые в нем обслуживаются? Раньше же возникало много конфликтов, прежде всего финансовых. Об этом много писали в прессе. Что изменилось сейчас?

- Достигнутый рост пассажиропотока в аэропорту «Борисполь» в 2015 году, улучшение показателей деятельности - это не подарок судьбы, а результат системной работы по реформированию госпредприятия.

И прежде всего потому, что мы урегулировали конфликтные ситуации с авиакомпаниями. В предыдущие годы особой заинтересованности аэропорта в клиентах почему-то не было. Многочисленные конфликты создавались искусственно. Так, «Аэросвиту» не дали построить частный терминал, очевидно чтобы иметь возможность самим «осваивать» государственные деньги, как было принято в те годы. МАУ - единственному авиаперевозчику, который был заинтересован в построении хаба, - не давали возможности привлекать транзитные пассажиропотоки. Авиаперевозчиков и других клиентов облагали поборами за любую услугу с завышенной рентабельностью. От этой логики моя команда отказалась.

Поэтому в начале 2015 года конфликт с МАУ был урегулирован, что привело к значительному росту пассажиропотока. И, как следствие, резко увеличились поступления в аэропорт. Так, за 10 месяцев нынешнего года МАУ заплатила аэропорту в шесть раз больше денег, чем за такой же период в прошлом году.
Аналогичным образом были урегулированы конфликты и споры с другими авиакомпаниями, что позволило увеличить поступления. Отток авиакомпаний аэропорта был остановлен. Более того, некоторые из них, несмотря на кризис, даже увеличили частоту рейсов из «Борисполя».

Другим крайне важным направлением стало повышение качества услуг аэропорта. За несколько месяцев в «Борисполе» завершили реконструкцию зоны внутренних рейсов в терминале D, которая тянулась годами, и перевели обслуживание внутренних и международных рейсов «под одну крышу».

- А как насчет «смежных» для аэропорта услуг: такси, кафе, торговые площади? Эта тема тоже неоднократно возникала в журналистских материалах под рубрикой «коррупция»... Аэропорт «научился» зарабатывать деньги для государства на этом?

- Мы открыли в аэропорту многочисленные рестораны, новые детские игровые зоны и комнаты для пассажиров с детьми, пункты зарядки мобильных устройств, внедрили новые сервисы - от онлайн регистрации до ускоренного прохождения формальностей, упорядочили работу такси и автобусов. От этих услуг аэропорт действительно впервые начал получать прибыль.

Оптимизация технологических процессов позволила сократить продолжительность прохождения «формальностей», в среднем на 18%.
Мы внедрили иностранный опыт, который почему-то игнорировали как «старые кадры», так и молодые псевдореформаторы, связанные с их командами. Так, благодаря имплементации элементов системы Mystery Shopper мы смогли контролировать соблюдение сотрудниками аэропорта стандартов обслуживания клиентов, качество работы поставщиков.

Эти меры были достаточно эффективными. В 2015 году «Борисполь» был признан авторитетной международной компанией Skytrax одним из лучших аэропортов Восточной Европы.

Наша команда также сосредоточились на оптимизации расходов аэропорта. Без этого преобразования были невозможны. Уже в начале года новое руководство «Борисполя» провело переговоры с поставщиками, что позволило немедленно снизить на 7-15% цены даже по контрактам, заключенным предыдущими руководителями. На этом примере стало понятно, что закупки в аэропорту много лет осуществлялись с учетом пресловутой «специфики госпредприятий».

«АВТОМОБИЛИ «ХЮНДАЙ», КОТОРЫЕ ЗАКУПАЛИСЬ ПОД ЕВРО-2012, ПЕРЕДАЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ»

- Что вы имеете в виду?

- Моя команда изменила принятый на госпредприятии подход к проведению закупок товаров и услуг: аэропорт отказался от закупок, направленных на «освоение средств», наладил прозрачность процесса, внедрив систему электронных торгов и онлайн-трансляцию закупок.
Мы стали закупать только то, что действительно необходимо для производства. Ведь при инвентаризации в конце 2014 года было выявлено огромное количество неиспользуемого оборудования, закупленного «про запас», а также продукты питания, приобретенные еще... к Евро-2012.
Всего за девять месяцев 2015 года расходы средств на закупки составили 210 млн грн (9,8 млн долл. США), в то время как за девять месяцев 2014 года - 295 млн. грн. (что составляло 26,7 млн долл. США). При этом уменьшение суммы на закупки произошло на фоне увеличения количества обслуженных пассажиров в аэропорту «Борисполь».

Активы, которые не использовались, временно законсервированы, другим нашли более рациональное применение. Например, автомобили «Хюндай», которые закупались под Евро-2012, передали Национальной полиции. Кроме того, были оптимизированы технологические процессы, что позволило еще больше сократить себестоимость.

Увеличение доходов с одновременной оптимизацией расходов обеспечили прибыльность предприятия. Это позволило повышать заработные платы сотрудникам. Если год назад, в октябре 2014 года, средняя заработная плата на предприятии составляла 5,4 тыс. грн, то в октябре 2015го - уже 6,9 тыс. грн.

Так реальными делами мы доказали, что и госпредприятие может быть успешным.

- Какие изменения ждут аэропорт в ближайшие годы? Как будете компенсировать потерю российских авиакомпаний?

- Аэропорт будет наращивать свой транзитный потенциал. Если сейчас мы имеем две «волны» прибытия-отправления рейсов в сутки, то в следующем году мы совместно с базовой авиакомпанией планируем ввести третью «волну», а с лета 2017-го - даже четвертую. Это значительно повысит возможности для стыковок и позволит увеличить количество пассажиров.

Уже в ближайшие месяцы мы запустим автовокзал в аэропорту, что обеспечит комфортное автобусное сообщение с крупнейшими городами Украины. Будут открыты новые пункты питания и новые, дополнительные сервисы. Мы продолжим работу по упрощению формальностей в аэропорту и внедрим систему онлайн-контроля и реагирования на возникновение возможных очередей. В связи с увеличением количества транзитных пассажиров будет расширена транзитная зона аэропорта.

«ПАССАЖИР УЖЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ПОЧУВСТВУЕТ УМЕНЬШЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРЕБЫВАНИЯ В АЭРОПОРТУ»

- К лету 2017 года будет завершено строительство паркинга и реконструирован отель аэропорта. Мы планируем завершить работы по строительству системы централизованной заправки самолетов, что позволит значительно сократить время. В общем запланировано внедрение целого комплекса мер по сокращению времени обслуживания самолетов и т.п. Пассажир уже в следующем году почувствует уменьшение времени пребывания в аэропорту.

Все указанные проекты будут проводиться с минимальными затратами средств предприятия. Поскольку мы понимаем важность задачи наполнения госбюджета.
Менее чем за год отчисления аэропорта «Борисполь» в бюджеты всех уровней выросли на 300 млн грн. Мы уверены, что сможем поддерживать такие темпы роста оплат в бюджет и в дальнейшем. Наши расчеты показывают: если позитивные изменения на предприятии не будут искусственно тормозиться - аэропорт выйдет на показатели операционной и финансовой эффективности европейских аэропортов уже в течение двух лет.

Важным является вопрос производительности труда и уровня заработных плат. В следующем году мы планируем повысить заработную плату еще на 30%, а может, и больше, если сможем реализовать то, что запланировано. Повышение производительности труда, рост количества пассажиров, доходность - залог роста заработной платы. Поэтому мы уделяем такое большое внимание развитию транзитных возможностей аэропорта, налаживанию взаимоотношений с авиакомпаниями, оптимизации технологических процессов и повышению уровня сервиса.

- А как насчет безопасности? По предварительным данным, на борту российского самолета, возвращавшегося из Египта, перевозили взрывчатку. Похоже, что в египетских аэропортах есть серьезные проблемы с уровнем авиационной безопасности. Какие дополнительные меры по усилению уровня безопасности принимает аэропорт «Борисполь»?

- Аэропорт «Борисполь» всегда был стратегическим объектом с особым уровнем организации безопасности. У нас уже длительное время обеспечивается проведение полного, а не выборочного контроля на безопасность как пассажиров, так их ручной клади, всего багажа, всего груза и почты. В аэропорту установлено самое современное оборудование и технические средства контроля на безопасность. Высокий профессиональный уровень специалистов аэропорта «Борисполь» позволяет не только обеспечивать безопасность на предприятии, но и преподавать курсы по организации авиабезопасности для коллег из иностранных аэропортов и даже выдавать сертификаты, которые признаются во всем мире.

Постоянные аудиты организации безопасности в «Борисполе», проводимые ведущими специалистами ИКАО, а также американскими, израильскими, канадскими и другими иностранными инспекторами, подтверждают высокий уровень соблюдения стандартов авиационной безопасности в «Борисполе». В дополнение к требованиям международных стандартов в аэропорту «Борисполь» в 2015 году была внедрена усиленная охрана и патрулирование силами Нацгвардии совместно с нашей службой по авиационной безопасности.

Все это дает нам уверенность в том, что безопасность в аэропорту «Борисполь» обеспечивается на самом высоком уровне. Иногда усиленные и, на первый взгляд, даже чрезмерные меры безопасности вызывают нарекания со стороны пассажиров. Однако такие меры дают гарантию и уверенность, что наши пассажиры в безопасности.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments