Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Колыбель» Леси Украинки

Благодаря «Дню» нашлись родственники поэтессы. С одним из них мы отправились на ее малую родину — в Новоград-Волынский
19 мая, 19:50
НЕБОЛЬШОЙ ДОМИК, В КОТОРОМ В 1871 ГОДУ РОДИЛАСЬ ЛЕСЯ УКРАИНКА, СОХРАНИЛСЯ В ТОМ ВИДЕ, В КОТОРОМ ОН СТОЯЛ ПРИ ЕЕ ЖИЗНИ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

В поездку в Новоград-Волынский нас с фотокором позвал телефонный звонок Константина Петрова — родного брата (по отцу) Ольги Петровой-Лутон из Америки, внучатой племянницы Леси Украинки. Он прочитал в газете «День» статью «Интернет помог найти родственников Леси Украинки» (см. № 32), посвященную 140-летию со дня рождения поэтессы, и предложил вместе посетить Литературно-мемориальный музей писательницы в Новоград-Волынском, где в настоящее время хранится едва ли не самая большая коллекция писем, фотографий и картин родственников Ларисы Петровны Косач-Квитки! «Бездержавные переселенцы» — так назвала себя племянница Леси Украинки, письма которой хранятся в Музее в Новоград-Волынском.

ВЕТВИ СЕМЕЙНОГО ДРЕВА

По дороге пытаюсь детальнее понять генеалогическое древо Леси Украинки, а особенно ту «веточку», с представителями которой меня свела судьба. Ольга Петрова-Лутон — внучка младшей сестры Леси Украинки Изидоры. В Киеве ее мама, Ольга Сергиив, вышла замуж за отца Константина Петрова, у них родилась дочь — Ольга. Когда внучка писательницы, убегая от преследований советской власти, выехала в Америку, она снова вышла замуж. Отец Ольги Александр тоже женился. Константин — его сын от второго брака. К сожалению, в послевоенное время ни сам Константин, ни его семья не только не общались, но и вспоминать о родственниках за рубежом не осмеливались. Да и те не стремились возвращаться на Родину, безжалостно выбросившую их из дома, заставив скитаться по свету. И только с обретением Украиной независимости, в 1990-е, их общение стало регулярным.

Несколько раз Ольга Петрова-Лутон приезжала в Киев, побывала и в старинном городе на реке Случ — Новоград-Волынском, в Луцке и в Колодяжном. Она привезла из Америки личные вещи и фотографии, принадлежавшие Изидоре и ее семье. Передал большую часть вещей и Константин Петров. Ведь его семья проживает в квартире, где жила когда-то Изидора. Там сохранилось фортепиано, на котором она играла (сейчас оно в музее в Колодяжном), мебель, личные вещи. Ценной реликвией стала книга «Українські узори» (пятое издание, 1927 год), в которой представлены образцы вышивок, собранных по селам Лесиной мамой — Оленой Пчилкой.

«ВОЛЫНСКИЙ УГОЛОК»

— Ольге Петровой-Лутон больше всего понравился музей в Новоград-Волынском, — рассказал «Дню» Константин ПЕТРОВ. — Она считает, что именно здесь живет душа Леси. (Не зря же поэтесса написала: «Мой дух с тобой, волынский уголок».)

Небольшой домик, в котором в 1871 году родилась Лариса Петровна Косач-Квитка (известная миру как великая украинская поэтесса, драматург, общественный деятель — Леся Украинка), сохранился в том виде, в каком он стоял при ее жизни. Разве что пристроили галерею, соединившую его с соседним домом, где сейчас размещена литературная часть музея. И хоть эта пристройка спасла бывший Лесин дом от разрушения (двор перестал быть проходным), она очень не понравилась современной поэтессе Лине Костенко, которая считает, что нужно было оставить все абсолютно таким, каким было раньше.

В мемориальной части дома — гостиная, кабинет Петра Косача, детская комната — здесь как раз ничего не перестраивали, разве что обзор на чердак закрыли и центральное отопление провели вместо печного. В Лесиной комнате — ее вещи, вышитая одежда, веночек с цветами и муляж метрической книги, раскрытой на странице с записью о дне и месте рождения Ларисы Петровны Косач. Под стеклом игрушка — маленький рубель, которым утюжили белье. Вспомните известную фотографию, где Леся — маленькая девочка, снятая босиком и с грабельками в руках. Семья Косачей была близка к народу. Дети общались с сельскими сверстниками и играли вместе.

В этом доме семья прожила пять лет (с 1870 по 1875 гг.), а потом он стал тесноватым и пришлось переехать на несколько лет в более просторный дом, где Косачи прожили до 1879 года. Леся Украинка покинула город Новоград-Волынский (тогдашний Звягель) восьмилетней девочкой и больше никогда туда не возвращалась. Впрочем, именно здесь зародилась у нее любовь к родной природе. Леся признавалась, что очень грустила и скучала по своему детскому окружению и на всю жизнь сохранила воспоминание о звягельском периоде своей жизни как о самом лучшем.

Именно недалеко от Звягеля, в Жаборице, куда летом выезжала семья Косачей, Леся впервые услышала местные легенды о жизни мавок, русалок и лесовиков. Эти впечатления девушка пронесла сквозь всю свою жизнь. Намного позже они легли в основу ее «Лесной песни».

— В нашем музее сохранилось большое количество личных вещей Леси Украинки и семьи Косачей-Драгомановых именно благодаря таким людям, как Константин Александрович Петров, Ольга Петрова-Лутон и Ольга Сергиив из Америки, а также другим родственникам и близким друзьям этой священной семьи, — рассказала «Дню» директор литературно-мемориального музея Леси Украинки в Новоград-Волынском Вера РИМСКАЯ. — Мне пришла в голову идея создать еще и комнату, в которой хранятся реликвии семей Косачей и Драгомановых. В шкафу лечащего врача маленькой Леси Немиловского размещены эти экспонаты. Здесь можно увидеть женское портмоне Изидоры, веер, который ей Леся привезла из Италии, портрет Мицкевича, супницу, шкатулку прабабушки Олены Пчилки Ольги Драгомановой, отреставрированную в Испании. Сохранился от нее даже маленький ключик. В экспозиции также — вышиваночка по узорам Олены Пчилки, собственноручно изготовленная для своей внучки Изидорой Борисовой и в которой отходили уже три поколения девочек их рода. А недавно Константин Александрович передал в музей раму от портрета Драгоманова.

Кстати, К. Петров показал свою фотографию детских лет, на которой он сфотографирован с братиком в комнате, где они тогда жили, — у рояля (принадлежавшего Изидоре), над которым висит портрет Драгоманова в той же раме.

В музее есть отдел чествования «Среди живых живая», где экспонируется литературное наследие писательницы, прижизненные издания ее произведений, а также фотографии, на которых изображены сцены из спектаклей по пьесам Леси Украинки.

Писательница написала 20 драматических произведений. Впрочем, их не так часто можно увидеть на сцене. Вера Римская считает, что это происходит потому, что Лесина драматургия весьма сложна, ведь все ее произведения — философские...

— Не всем режиссерам по плечу такое дело, — подчеркивает Вера Емельяновна. — Я много лет прошу режиссера Ольшовского, чтобы взял к постановке «Голубую розу». Но он колеблется, ведь это произведение сначала не принесло Лесе Украинке признания, его не поняли. Впрочем, Олена Пчилка сказала, что когда-то наступит время, Лесю смогут понять и оценить по заслугам. Сейчас и наш, и Национальный театр им. Ивана Франко поставили «На поле крови». Меньше повезло «Боярыне», и это сложное произведение долгие годы было запрещено. (В прошлом году во Львовском театре им. М. Заньковецкой эта драматическая поэма появилась в репертуаре, а в Национальной опере лишь изредка показывают концертный вариант оперы «Боярыня», которую написал композитор Виталий Кирейко. — Н. З.). Народный театр в Новоград-Волынском, который носит имя Леси Украинки, поставил это произведение. Не просты для сценического «прочтения» «Каменный хозяин», «Оргия», «Кассандра»... Сама Леся говорила, что «Каменный властелин» в России есть, а в Украине — нет. «Кассандру» никто не хочет ставить, даже боится ее, так как она не только философская, но и мистическая (давно, в начале 1970-х, в Киеве режиссер С. Смиян поставил «Кассандру» в Театре им. И. Франко, где главную роль прекрасно играла Юлия Ткаченко. — Н. З.). Повезло разве что «Лесной песне»). Это не просто сказка или легенда, а смесь мистики с философией. Она написана по нашим, волынским повествованиям-воспоминаниям. Побывав летом на даче в Жаборице, неподалеку от Звягеля, Леся впервые услышала там историю о Мавке. Но произведение было написано только за два года до смерти писательницы. Закончив «Лесную песню», поэтесса тяжело заболела. Она писала тогда о себе: «Лежу, як випотрошена торба...» (Есть интересные сценические версии в разных театрах, в частности, постановка в ТЮЗе на Липках, а легендарной кино-Мавкой считается Раиса Недашковская. — Н. З.).

ЛЕСИНА ХАТА

Музей в Новоград-Волынском создан в 1963 году по случаю 50-летия со дня смерти Леси Украинки, и сначала он работал на общественных началах. С 1965-го здесь открыли экспозицию и библиотеку. Поручили музей на попечение Вере Римской, до сих пор являющейся хранительницей драгоценных реликвий.

— У меня штата не было, — вспоминает пани Римская. — Я была и техничкой, и дворником, и экскурсоводом. Как-то пожаловал к нам Степан Деревянеко из столичного Музея Т. Г. Шевченко. Застав меня в синем халате за мытьем пола, попросил позвать директора. Когда я уже без халата опять вышла к нему, удивился. Понял, что здесь весь штат в одном лице. Когда он вернулся в Киев, пошел в Министерство культуры с просьбой дать нашему музею хотя бы статус «народного». Как Литературно-мемориальный музей Леси Украинки мы открылись только 25 февраля 1971 года (к 100-летнему юбилею поэтессы — на правах отдела Житомирского областного краеведческого музея). За время существования здесь побывало более миллиона экскурсантов! Только в прошлом году посетили Лесину хату 100 тысяч человек и было проведено свыше 150 экскурсий для посетителей не только из нашей страны, но и из-за рубежа. У нас побывали: военная делегация ООН, группы из Франции, Португалии, Македонии и прочие. Хотя больше всего экскурсии проводим для студентов и школьников, приезжающих из разных регионов Украины. Есть в музее и экскурсовод, владеющий английским языком. Правда, такой должности нет в штатном расписании.

В настоящее время в экспозиции сохраняется восемь картин из серии «Возвращение на Украину», которые были написаны в Америке Ольгой Сергиив и переданы в Новоград-Волынский Константином Петровым. Среди них: портрет Олены Пчилки, украинские пейзажи, хата в Гадяче (где родилась Олена Пчилка), расколотая молнией верба — как символ расколотой Украины... Почти все они срисованы со старых фотографий, которые вывезла Изидора из Украины и которые в течение многих лет свято хранила вся семья Косачей. Эти картины привезла из США в Киев дочка Ольги Сергиив — Ольга Петрова-Лутон. Она сама, ее мама Ольга Сергиив и даже бабушка Изидора Борисова постоянно переписывались с музеем (а когда Ольга Сергиив умерла, в музее почтили ее память). Интересно, что Ольга Сергиив называла себя Осой. Она писала в письме Вере Римской: «Бабуня моя — Пчилка, а я только Оса — О. Са». Как-то в письме промелькнуло: «...ни на чужбине, ни Дома (с большой буквы, имея в виду Украину)». А затем в отчаянии: «А где же моя Дома? Нет! Бездомная... Так называемая «бездержавная переселенка...»

Сама Леся Украинка прожила всего ярких 42 года — жизнь, полная мук и физических страданий. Долгие годы она боролась с туберкулезом, забывая о своем недуге в творческом труде, ставшем смыслом всей ее жизни...

Сейчас музей поэтессы является центром культурной жизни города Новоград-Волынский. В день рождения Ларисы Петровны здесь гостеприимно встречают почитателей творчества поэтессы, работает литературная гостиная, где проходят традиционные встречи с творческой элитой «Плеяда паростків Лесиного краю», научные конференции, открытые уроки по изучению творчества Леси Украинки, а летом ежегодно проводится международный праздник литературы и искусств «Лесині джерела» и тому подобное.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать