Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ивайло, царь народный

740 лет назад к власти в Болгарии в результате масштабного восстания пришел сын малоимущих крестьян
01 июля, 11:12

Из всех стран европейского Средневековья мы знаем лишь один-единственный пример (он, однако, не очень известный украинскому читателю, и потому об этом стоит рассказать), когда простой крестьянский сын, «свинопас» (так его пренебрежительно называли заклятые враги) не только победил своего царя, но и занял его трон, став главой государства. И хотя царем он оставался недолго, всего три года (1277—1280), новую династию ему утвердить не удалось (погиб от рук коварных врагов), однако сама эта история действительно поражает. Эта страна — Болгария, этот «народный», «крестьянский царь» — Ивайло, сын Момчила из Прибойны близ Дуная. Ряд болгарских историков подчеркивает, что по силе убеждений, вере в свою исключительную миссию — освободить родную землю от чужеземных грабителей и насильников — татар и «цивилизованных» византийцев, равно как и от «доморощенных» «боляр» (олигархическая верхушка того времени), утвердить в государстве справедливый строй и укрепить его (конечно, справедливость понималась в системе координат» Средневековья) Ивайло является духовным братом другой простой крестьянки — Жанны д’Арк.

Между тем известно нам об Ивайле совсем немного, гораздо меньше, чем о его бессмертной французской названной сестре Жанне. И значительная часть того, что написано о нем и его жизни, принадлежит перу его, мягко говоря, «недоброжелателей». Это либо болярские, либо византийские авторы. Их отношение к Ивайлу (еще его называли «Лохана», «Кордокувас», «Брдоква», то есть «Ботва») легко понять. Он был их врагом. Вот что, например, пишет византийский историк ХІV ст. Георгий Пахимер: «Жил тогда в Болгарии какой-то крестьянин-свинопас по прозвищу «Брдоква». Тщательно заботясь о свиньях, он вовсе не беспокоился о себе. Питался только хлебом, дикими плодами и огородными растениями (отсюда, по-видимому, и прозвище «Брдоква». — И. С.), жил скромно и бедно. Он часто разговаривал со своими товарищами и говорил, что ему предстоит свершить великие дела. Однако его товарищи по большей части высмеивали его и почти не верили ему. Потом пробудились в нем определенные надежды, и стал он часто молиться Богу, чем и привлек внимание людей. Он рассказывал, что ему являются святые и ангелы (не забывайте: это 70-е годы ХІІІ века! — И. С.) и призывают его к бунту и к власти над народом (интересная логическая цепочка! — И. С.). И как он постоянно рассказывал о том, то люди, в конце концов, поверили его словам и уже иначе начали относиться к нему. Он открыл им, что приближается время, определенное Господом для начала бунта. Так, однажды он поведал, что получил от Бога особые знаки или же знамения, взял для себя приличную одежду, накинул на плечи плащ, подпоясался мечом, сел на коня и смело принялся вместе с товарищами за такие дела, которые далеко превзошли то, на что он имел право по происхождению своему. И когда он несколько раз разгромил татар, то весь народ двинулся за ним».

Так рассказывал об Ивайле историк из далеко не дружественной к нему Византии — ведь, как увидит читатель, с этой мощной империей наш герой не раз воевал, и не без успеха! А в Болгарии, где имя крестьянского царя издавна окутано легендами и сказаниями, к нему, понятно, относятся совсем иначе. Так, Паисий Хилендарский, великий болгарский историк ХVІІІ века, писал, что «Ивайло был умным и дальновидным человеком». Классик болгарской литературы Иван Вазов написал пьесу, посвященную удивительной жизни «царя-свинопаса», а выдающийся мастер исторического романа Стоян Загорчинов свое самое популярное произведение, хорошо известное в Болгарии, назвал просто: «Ивайло».

ТАК ПРЕДСТАВЛЯЛ СЕБЕ ЛИЧНОСТЬ ИВАЙЛА СТОЯН ДАМЯНОВ, ИЛЛЮСТРАТОР ИЗВЕСТНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА С. ЗАГОРЧИНОВА

Итак, попытаемся, читатель, «отделить зерна от плевел» и кратко изложить (по крошкам) то, что нам с большей или меньшей степенью достоверности известно об этой удивительной личности. Прежде всего стоит коротко рассказать о том, что собой представляла Болгария 70-х годов ХІІІ века. Расцвет Второго Болгарского Царства времен могущественных властелинов Асена, Петра, Калояна, царя Ивана Асена ІІ (1218—1241 гг.), которые успешно сражались с византийцами, крестоносцами, сербами, мадьярами и другими противниками и снова сделали Болгарию, как и во время Первого Царства (IХ—ХI вв.), самым мощным государством на Балканах — этот расцвет, к величайшему сожалению, остался в прошлом. После смерти Ивана Асена ІІ страну буквально раздирали на куски междоусобицы ненасытных боляр, снова агрессивной стала Византийская империя, и, главное, Болгарию начисто опустошали набеги монголов, которые вырезали мирных крестьян, жгли их поселки, забирали людей в рабство (есть сведения о том, что и Ивайло попал в плен к татарам, был там рабом, но смог бежать). Слабая государственная власть — символом чего было полупарализованное состояние царя Константина — Асена, в годы правления которого жил и боролся Ивайло — была явно не в состоянии защитить страну. Боляры были обеспокоены не тем, как отстоять Болгарию в условиях чужеземных нашествий, а тем, как сохранить политическую и экономическую власть в государстве и держать в повиновении бесправных крестьян-»отроков» и «париков». Государство находилось на грани распада и потери национальной независимости как таковой.

И в этих условиях — так всегда было, есть и будет в истории — свое весомое слово сказал сам болгарский народ. Ивайло, человек, который неистово верил в собственную миссию, в «свою звезду», однако к тому же наделенный огромным здравым смыслом, пониманием людей и волей, оказался идеальным вождем восставших крестьян, которые, собственно, и создавали тогда, в 1277 году, болгарский народ. А «божьи знаки» — были совершенно неминуемы, учитывая ментальность эпохи. Очень показательно, что Ивайло, в отличие от Пугачева, не прибегал к самозванству, не объявлял себя «государем императором Петром ІІІ, который чудесно спасся», а прямо, от имени восставших и себя лично, заявил о намерениях свергнуть власть и двинуться на столицу Болгарии — Тирново. Для этого необходим был надлежащий авторитет в народе. Ивайло быстро смог получить его, разбив в нескольких боях отряды монголов. За короткое время крестьянский предводитель сделал то, чего никак не могли осуществить царские войска! Больной и несостоятельный царь Константин I Асен Тих собрал войска для подавления «мятежа» Ивайла, однако эти войска либо разбегались еще до встречи с селянской армией Ивайла, либо переходили на его сторону. В конце 1277 года царь Константин лично возглавил правительственную армию, состоялась битва, в ходе которой царское войско было полностью разбито, а сам Константин погиб. После этого практически вся Болгария, за исключением столицы, которую контролировала вдова царя — византийка Мария Палеолог, оказалась в руках повстанцев.

Вскоре византийский император Михаил VІІІ Палеолог решил воспользоваться событиями в Болгарии с выгодой для себя и посадить на трон своего ставленника и воспитанника, которого он постоянно держал около себя как политическую «козырную карту» — Ивана ІІІ Асена из правящей династии Болгарии. Новая угроза примирила прежних противников, тирновскую владычицу Марию и восставших, и после определенных политических договоренностей в 1278 году восставшие вступают в столицу Болгарии. Тут вообще произошло «дивное диво» — Ивайло женится на Марии Палеолог, став царем и соправителем вместе с ее малолетним сыном Михаилом. Новому царю сразу пришлось вести тяжелейшую борьбу — борьбу на два фронта, против византийцев и монголов. Подстрекаемые Византией монголы (любимый дипломатический прием империи!) опять напали на Болгарию, однако новый царь, собрав войска, сумел в нескольких битвах откинуть их за Дунай. Между тем на Юге Болгарии в массированное наступление пошли византийцы. После пяти месяцев военных действий царь Ивайло окончательно разбил византийцев (в частности, в битве под Филиппополем) и остановил византийскую угрозу.

Однако почти сразу ему опять пришлось собирать армию в поход на север, против монголов, которые оказались противниками, значительно более сильными от византийцев (напомним, что тогдашние правители Московии были фактически рабами, вассалами ордынских ханов). Под давлением монголов Ивайло вынужден был отступить за стены укрепленной крепости Доростол на Дунае (которую в свое время защищал еще наш князь Святослав). Оборона Доростола длилась три месяца, между тем в Тирновом распространились слухи о гибели Ивайла в осажденной крепости, среди боляр зарождается заговор, в результате византийская марионетка Иван ІІІ Асен при поддержке константинопольского войска входит в столицу. Мария и ее сын Михаил были взяты под стражу и отправлены в ссылку в Византию.

А Ивайло, представьте себе, смог прорвать осаду татар, вырваться из Доростола, получил свободу действий и, собрав сторонников, напал на византийцев. Византия выслала армию в поддержку Ивана ІІІ, в городе Девня 17 июля 1279 года состоялась решающая битва. Несмотря на трехкратное (!) численное преимущество византийцев, Ивайло таки победил. Остатки войска императора сбежали. Так же была разбита осенью 1279 года и вторая армия, забранная византийцами. После этих поражений Иван ІІІ тайком покидает Тирново, боляры выбирают нового царя — Георгия Тертера.

n Однако, несмотря на блестящие победы, армия Ивайла была крайне истощена. При новом политическом раскладе в Тирновом, потеряв союзников в результате коварства боляр, Ивайло был вынужден сбежать в Золотую Орду — к своему ожесточенному врагу. Историки до сих пор спорят, почему рассудительный селянский царь принял такое фатальное для себя и для Болгарии решение. Он был казнен ханом Ногаем весной 1280 года. Несколько раз в конце ХІІІ века, уже впоследствии, среди народа появлялись люди, которые объявляли себя... Ивайлом, чудом спасшимся от татар.

***

Когда-то Макс Вебер, отвечая на вопрос «Объясните на простом языке, что такое харизма?», сказал так: «Это когда человек зовет (обращается) к народу со словами: «Кто мне верит — за мной! И за ним идут». Ивайло принадлежал именно к этой когорте героев, которые творили и будут творить историю. Потому что за ними — народ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать