Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Крымскотатарская революция. Курултай

07 декабря, 16:39
ГОРОД БАХЧИСАРАЙ — ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ НАСЛЕДНИКОМ КОТОРОЙ БЫЛ КУРУЛТАЙ 1917—1918 ГГ. / ФОТО C САЙТА WIKIMEDIA. ORG

Крымскотатарская революция, начавшаяся в марте 1917-го, а летом и в начале осени вылившаяся в формирование национальных органов самоуправления и первых воинских подразделений, быстро достигла политической зрелости. 15 октября Съезд представителей крымскотатарских организаций постановил созвать Курултай. Он должен был стать высшим национальным органом власти и явочным путем — надежда на всероссийский «центр» уже угасала — решить вопрос об автономии Крыма. Михаил Грушевский от имени Центральной Рады выразил полную поддержку стремлениям крымчан к государственной автономии и обещал содействие со стороны украинских сил.

Курултаем в Крымском ханате назывался съезд беев и мурз, который выбирал хана. Назвав новейший высший орган власти Курултаем, крымскотатарские интеллектуалы апеллировали к самосознанию своего народа и к его исторической памяти, но формирование этого органа происходило на принципиально иных позициях, присущих современным нациям. Выборы в Курултай прошли 17 ноября 1917 года в пяти избирательных округах Крыма. Согласно избирательного закона, принятого Мусульманским исполкомом, право голоса имели мужчины и женщины, которым на день выборов исполнилось 20 лет. Было выбрано 76 депутатов, из них четверо женщин. Заметим, что речь шла о первом среди исламских и тюркских народов примере реализации и активных, и пассивных избирательных прав для женщин (то есть они имели право выбирать и быть избранными); до сих пор этих прав женщины не имеют в ряде мусульманских государств. А в США женщины получили полные избирательные права лишь в 1920 году...

Накануне созыва Курултая Мусисполком выступил с воззванием «О власти в Крыму», в которой заявил, что берет на себя инициативу создания автономии без гегемонии какой-то народности над другой и под лозунгом «Крым для крымчан». А лидер крымчан Номан Челебиджихан выступил с программной речью, в которой, в частности, отметил: «Наш народ является справедливым. Он заботится не только о себе. Он принимает близко к сердцу горе других народов. Он желает воплотить в жизнь принцип справедливого взаимного сосуществования с другими жителями Крыма. В Крыму достаточно много цветов, разных красок и ароматов. Эти цветы — это нации, которые здесь проживают: крымские татары, россияне, евреи, греки, немцы и другие. Задание Курултая — сплотить всех и, сделав из них один прекрасный букет, превратить Крым в настоящую культурную Швейцарию. Национальный Курултай будет заботиться не только о мусульманах, но и о других нациях, он приглашает их к сотрудничеству, и будет двигаться в одном темпе с ними. Наша нация является лишь инициатором по делу. Хочется указать на тот факт (тем, кто не знает), что на протяжении всей нашей истории мы оказываем полное уважение правам других наций. Мы и в дальнейшем будем считаться с правами других. Курултай воплотит в действительность идеалы всех народов Крыма».

Заседание Курултая началось 8 декабря 1917 года в 14 часу в Зале суда («Дивани-Али») Ханского дворца в Бахчисарае. Председателем его был избран самый старший из народных представителей — Аджи Али-ефенди, были сформированы президиум и секретариат, который должен был готовить официальные документы на крымскотатарском и русском языках. Работали депутаты быстро и согласованно. 13 декабря Курултай провозгласил Крымскую Народную Республику. Это была первая в мире тюркская республика; Турецкая Республика появилась шестью годами позже. 14 декабря Курултай утвердил символику Крымской Народной Республики и принял «Крымскотатарские основные законы» — собственно, первую Конституцию Крыма. Она предусматривала реализацию крымскотатарским народом права каждого народа на национальное самоопределение и самоуправление через создание парламента, избранного в результате свободных, прямых, равных выборов путем тайного голосования.

Поскольку при действующих обстоятельствах провести такие выборы было невозможно, Курултай объявил себя Парламентом и конституционно утвердил «полную независимость законодательной, исполнительной и судейской ветвей власти, каждая из которых должна действовать в правовом поле и в пределах своей компетенции». Было зафиксировано намерение Крымской Народной Республики самостоятельно принимать участие в будущей мирной конференции (напомним, шла Первая мировая война) и других международных конференциях. Конституция отменила звания и состояния и провозгласила равенство всех граждан (независимо от их национальности или веры) и равноправие женщин и мужчин.

После превращения Курултая на постоянно действующий парламент его председателем был избран один из лидеров партии «Милли Фирка», писатель Асан Сабри Айвазов. А 18 декабря Курултай сформировало национальное правительство — Директорию — в составе пяти директоров (министров) во главе с Номаном Челебиджиханом, который также возглавил управление юстиции (директором иностранных дел стал Джафер Сейдамет, он же возглавил управление военными делами, директором по делам религии — Амет Шюкри, директором образования — Амет Озенбашли, директором финансов и вакуфов — Сеитджалиль Хаттатов. Директорию сразу признала Центральная Рада, однако Директория осудила агрессию советской России против УНР, которая началась как раз в те дни.

Еще до начала работы Курултая был открыт ряд культурных и образовательных заведений, среди них — Национальный татарский музей в Ханском дворце в Бахчисарае, Педагогический институт имени Исмаила Гаспринского и Школа рационального искусства (оба — тоже в Бахчисарае). А в Симферополе был открыт женский учительский институт. В связи с этими событиями газета «Миллет» писала: «Умирают государства, правительства и люди, но нации продолжают жить и ищут пути спасения от гнета. Наша нация, невзирая на 150 лет неволи и притеснения, выжила. Крымские татары сегодня собираются под флагом свободы и, шагая одной дорогой к общей цели и к общему идеалу, проявляют сплоченность, как и в древности. Подобно своим предкам, которые держали в одной руке перо, а во второй — меч, крымские татары сегодня, с одной стороны, строят культурные учреждения, с другой стороны, учреждают национальные органы. Сегодня крымские татары являются нацией, которая мечтает жить свободно, по-новому. Крымские татары убеждены, что довели свою рассудительность и жизненную силу, и надеются, что их сегодняшние стремления и желания будут уважать другие нации, как они сами уважают такие же стремления и желания других наций».

Начиналась серьезная государственно-созидательная и культурническая работа, которую прервали действия большевиков.

Петроградский Совнарком не признал ни Крымскую Народную Республику, ни ее Директорию. По его указанию крымские большевики в ночь на 16 декабря захватили Севастополь и — «от имени советской власти» — немедленно разогнали там... Совет рабочих, матросских и солдатских депутатов. Зато на партийной основе был создан военно-революционный комитет, под руководством которого красные отряды начали наступление на другие города Крыма.

Мусисполком еще летом 1917-го, предусматривая угрозы со стороны радикальных российских политических сил, начав попытки формирования крымскотатарских частей. На момент начала работы Курултая он имел в своем распоряжении Крымский конный полк, Татарский пехотный батальон при 32-ом запасном пехотном полку, а также два куреня (батальоны) солдат-украинцев, которые стали на сторону Крымской Народной Республики, вместе до 6 тысяч штыков и сабель. «Приказом по Крымским войскам» №1 от 17 декабря 1917 года Крымский конный полк, названный 1-м, был объединен с 2-м Крымским конным полком, в конную бригаду. В тот же день был создан первый пехотный полк Крымских войск — 1-й Татарский пеший полк «Уриет» («Свобода»). Для обороны полуострова от большевиков Директория и Совет народных представителей, который охватил все национальные общества Крыма, 19 декабря создали в Симферополе объединенный Крымский штаб.

Однако сформировать многочисленное боеспособное войско Крымская Народная Республика не успела. Большевики в союзе с анархистами и левыми эсерами имели за собой большинство личного состава Черноморского флота, а Центральная Рада и Генеральный Секретариат УНР самоустранились от решения проблем флота и Крыма (между тем за украинских социалистов-революционеров на выборах во Всероссийское Учредительное Собрание проголосовало 24,5% моряка — больше, чем за самих большевиков, без союзников, но большевики смогли нейтрализовать проукраинские силы Черноморского флота, не имевшие поддержки и директив из Киева). Попытка в январе 1918-го силами только крымскотатарской конницы взять Севастополь потерпела неудачи. Поэтому после боев, которые продолжались на протяжении всего января и первой половины февраля, подчиненные петроградскому Совнаркому формирования, которые были больше по численности, чем противники и имели лучшее вооружение, установили свой контроль над всем Крымом. Челебиджихан, который пытался договориться с большевиками о прекращении боевых действий, был во время переговоров в Симферополе арестован, перевезен самолетом в тюрьму в Севастополе, и там 23 февраля расстрелян. Тело его вывезли в море и там утопили.

После захвата большевиками и их союзниками (которых через полгода большевистская власть уничтожит) всего Крыма было объявлено о роспуске Курултая и Совета народных представителей. На полуострове воцарился массовый террор, сопровождавшийся погромами татарских поселков. В Ялте, Феодосии, Евпатории, где тогда жило немало крымских татар, развернулась настоящая охота на местную интеллигенцию. «Красные» матросы и солдаты, из воспоминаний современников, «национализировали» немало татарских женщин и девушек и приторговывали ими. Скажем, в Феодосии революционные солдаты фактически возобновили печальноизвестный Кафский невольничий рынок и торговали татарскими и армянскими девушками по 25 руб. «за штуку».

Остатка крымскотатарских и других антибольшевистских формирований пошли в горы, откуда осуществляли набеги на захваченные войсками Совнаркома города и поселка, однако самостоятельно освободить полуостров они не имели возможности. Но уже в апреле большевистская власть в Крыму была свергнута под ударами Запорожского корпуса армии УНР под командованием полковника Петра Болбочана. Когда украинские войска продвигались по полуострову, их встречали цветами, к ним присоединялись крымскотатарские повстанцы. Но по требованию немцев украинская армия в начале мая 1918 года вынуждена была оставить Крым.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать