Один из признаков искусства - это его неудержимое влияние на развитый интеллект.
Николай Хвильовий, украинский прозаик, поэт, публицист

От Революции распада к Революции достоинства...-2

7 ноября, 2019 - 17:06
ПОСЛЕ 1994 ГОДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ СТАЛА РАЗВИВАТЬСЯ ПО «ОЛИГАРХИЧЕСКОЙ» МОДЕЛИ. ЭТОМУ В РЕШАЮЩЕЙ СТЕПЕНИ СПОСОБСТВОВАЛ ВТОРОЙ ПРЕЗИДЕНТ — ЛЕОНИД КУЧМА

Продолжение. Начало читайте в «Дне» №200-201. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Идею «полновластия Советов» М.Горбачев предложил ХІХ партконференции (июнь-июль 1988 года). Речь шла о том, чтобы оставить за КПСС «руководящую и направляющую» роль в обществе, но лишить ее директивных функций и сосредоточить полноту власти в советах. «Руководящая и направляющая» роль партии должна была реализоваться через избрание партийных функционеров в советы и их последующей работе в исполкомах советов. Расчет был на то, что КПСС как монопольная политическая сила выдержит испытание свободными выборами, обогатится руководящими сотрудниками, выдвинутыми не аппаратом, а населением, и усилит свое влияние на общество.

Делегаты партконференции не увидели опасности в идее «полновластия Советов». Ведь на протяжении предыдущих десятилетий существовала практика «избрания» партийных функционеров на должности соответствующего уровня в представительской (то есть не исполнительной) части советской вертикали власти. Трудно было представить себе первого секретаря обкома КПСС, который не занимал бы должность в областном совете, чтобы направлять его деятельность с высоты своего партийного поста.

Партконференция одобрила идею «полновластия Советов» и вынесла ее на внеочередную сессию Верховного Совета СССР (ноябрь — декабрь 1988 года), которая утвердила эту конституционную реформу. Законодатели второго и частично третьего поколения советских людей не представляли себе, какими сюрпризами могут обернуться свободные выборы в советы, когда им возвращалась вся полнота законодательной и исполнительной власти. Ведь последние свободные выборы состоялись задолго до их рождения. Никто не задумался над тем, что советскому электорату возвращалось право наделять властью государственных служащих высшего ранга, которое было узурпировано большевиками после разгона избранного в 1917 году Учредительного собрания.

Первые свободные выборы на съезд народных депутатов СССР в 1989 году и в Верховный и местный советы союзных республик в 1990 году дали преимущество коммунистам. Как раз на это и рассчитывали те, кто санкционировал конституционную реформу. Однако избиратели провалили многих ортодоксов и послали в парламенты немало коммунистов, настроенных на реформы. В Галичине, которая находилась под компартийной диктатурой два, а не три поколения, коммунисты проиграли выборы. Здесь родился странный феномен: антикоммунистическая советская власть.

Многих оппозиционных коммунистам депутатов провели в органы власти неформальные организации, которые стали множиться с конца 80-х гг. «Неформальными» их назвали из-за того, что они возникали без разрешения парткомов КПСС и КГБ. В Украине наиболее мощной неформальной организацией стал Народный рух, с которого и началось формирование гражданского общества.

Конституционная реформа 1988 года положила начало перерастанию «революции сверху» в «революцию снизу». В революционной ситуации национально-демократические силы воспользовались коренной разницей между формой и сутью Советского Союза, которая была заложена во время его образования. Желая ослабить давление национально-освободительного движения, основатели централизованного тоталитарного государства образовали его в форме союза свободных и равноправных республик с конституционной нормой о возможности каждой из них выйти из союза и образовать независимое государство. Название «Россия» устранили из названия объединенного государства, чтобы не раздражать «равноправные» с Российской Федерацией национальные республики. Парткомы РСФСР были подчинены непосредственно ЦК ВКП(б) — КПСС, чтобы не создавать в Москве два конкурирующих центра власти.

Между тем выборы 1990 года в союзных республиках создали 15 новых центров власти, которые находились в непонятных отношениях с возглавляемым М.Горбачевым общесоюзным центром. Бескомпромиссный противник Горбачева Б.Ельцин успешно сыграл на противоречиях между формой и сутью Советского Союза. Съезд народных депутатов РСФСР принял 12 июня 1990 года Декларацию о государственном суверенитете. Его примеру следовали другие союзные республики. Попытки Горбачева заключить новый союзный договор оказались безрезультатными. Путч руководящих деятелей общесоюзных структур власти в августе 1991 года ускорил крах СССР. Коммунистические ортодоксы, которые составляли большинство в Верховной Раде УССР, превратились в суверен-коммунистов. В согласовании с оппозиционным меньшинством они почти единогласно приняли 24 августа Акт о государственной независимости Украины. 30 августа Президиум Верховной Рады, который тоже состоял преимущественно из коммунистов, запретил деятельность Компартии Украины. На референдуме 1 декабря 1991 года украинские граждане подавляющим большинством одобрили Акт провозглашения независимости Украины. Это историческое событие стало решающим в распаде Советского Союза. Через неделю после украинского референдума руководители Российской Федерации, Украины и Беларуси собрались под Минском и заявили, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает существование.

С первыми свободными выборами 1989-1990 гг. Советский Союз утратил признаки тоталитарного государства. Оказалось, однако, что он мог существовать только как тоталитарное государство.

ВЫЗРЕВАНИЕ ПОСТСОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ

Почему стал возможен такой парадокс: суверен-коммунисты в роли движущей силы антикоммунистической революции? Суть в том, что суверен-коммунисты в действительности не были движущей силой революции 1989—1991 гг. Она проявлялась в виде самораспада строя, который исчерпал свой жизненный ресурс. В тоталитарном государстве могла существовать только одна организованная в национальных масштабах сила — компартийно-советская номенклатура. В ходе революции она руководствовалась только одним желанием: сохранить власть и присвоить государственную собственность на средства производства, которая стала ничейной после исчезновения ЦК КПСС.

Часть номенклатуры, в основном старшего поколения, уступила руководящие должности, не имея возможности выдержать конкурентную борьбу на свободных выборах. Другая часть, пользуясь высоким положением в хозяйственных структурах, положила начало прослойке банкиров, биржевиков, владельцев предприятий. Представители номенклатуры, которые пошли в политику, стали «партией власти» — беспартийной после запрета КПУ.

Чтобы в действительности отделиться от России, нужно было идентифицировать независимую Украину с антикоммунистической УНР. Поэтому суверен-коммунисты в окружении первого президента Л.Кравчука перехватили у национал-демократов их лозунги вместе с политическими деятелями, которые соблазнились властью, и поставили на службу независимой Украине государственную символику УНР.

Основу «партии власти» заложили специалисты разных отраслей экономики и культуры, тщательным образом отобранные в свое время компартийными комитетами для руководящей работы. Без таких специалистов государство не могло бы нормально функционировать. Вместе с тем управленцы советской эпохи внесли во властную корпорацию такие черты, как клановую, круговую поруку, циничный прагматизм и беспринципность. К этому букету добавилась коррумпированность, вызванная, с одной стороны, неспособностью государства обеспечить достойный уровень жизни для своих чиновников, а с другой   — стремлением многих из них превратить эфемерную власть в материальные ценности.

Политической структуризации посткоммунистического общества положили начало левые партии. В октябре 1991 года появилась Социалистическая партия Украины (СПУ) во главе с А.Морозом. Намерение ее основателя использовать социал-демократическую идеологию потерпело неудачу. По идеологии она мало отличалась от бывшей КПСС. В 1992 году министр сельского хозяйства А.Ткаченко организовал Селянську партію України (СелПУ). Фактически она состояла из председателей колхозов и директоров совхозов, которые хотели сохранить коммунистическую организацию сельского хозяйства. В июне 1993 года состоялся «обновительный» съезд КПУ. Эту партию возглавил малоизвестный в советские времена партработник П.Симоненко.

В правом секторе политических сил господствовал Народный рух Украины, который в декабре 1992 года оформился в политическую партию во главе с В.Черновилом. Несмотря на немногочисленность и слабую организацию, интеллектуальный вклад национал-демократов в антикоммунистическую революцию был колоссальным. Они проложили мостик между истребленным в сталинский период поколением строителей УНР и последним советским поколением, которое не знало своей истории.

Пользуясь политической беспомощностью привыкшего к государственному патернализму общества, «партия власти» намеревалась построить вместо диктаторской компартийной вертикали такую же советскую вертикаль. Депутаты парламента не желали заниматься только законодательной работой. Их, так же как депутатов местных советов, привлекали функции исполнительной власти, которые давали возможность распоряжаться материальными ценностями. В такую систему власти президентская вертикаль не вписывалась. Все годы короткого президентства Л.Кравчука были обозначены противостоянием с Верховной Радой. В парламенте задавали тон левые партии, которые практически полностью заблокировали рыночные реформы. За 1991—1993 гг. в частную собственность перешло всего 3,6 тыс. предприятий, преимущественно мелких.

Противостояние президента с парламентариями на фоне всеобъемлющего экономического кризиса закончилось решением обеих сторон досрочно прекратить полномочия и обратиться к избирателям с просьбой подтвердить мандаты. Реагируя на бездеятельность властей в кризисной ситуации, избиратели отказали в доверии действующему президенту и избрали на эту должность представителя советского директората Л. Кучму. Подавляющее большинство народных депутатов предыдущего созыва не были переизбраны.

Блок левых партий в новоизбранном парламенте занял ведущее место, но не смог получить контрольный пакет депутатских мандатов. Угроза красного реванша заставила прагматичную часть управленцев сплотиться вокруг нового президента. Советская вертикаль закрепила бы состояние хаоса, в котором были заинтересованы только левые. Прийти к власти в полностью благополучной стране у них не было шансов.

Л. Кучма обратился в Верховную Раду с посланием «Об основных принципах экономической и социальной политики», в котором очерчивалась стратегия рыночных реформ, включая широкую приватизацию средств производства. Длительная борьба с левыми партиями закончилась принятием в июне 1996 года Конституции Украины, которая наполнила президентскую должность реальными полномочиями. Политические и рыночные реформы, которые стали возможными после выборов 1994 года, осуществлялись «в пакете». За поддержку в построении сильной президентской вертикали Л.Кучма платил такими реформами, которые способствовали интересам бывшей компартийно-советской номенклатуры. За короткий срок весомая доля производительных сил страны была разделена между несколькими кланами олигархов. Возникли могучие финансово-промышленные группы, которые объединяли технологически связанные между собой предприятия и работающие с ними банки.

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ