Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Первые капетинги и Украина-Русь-2

во времена Владимира Великого и Ярослава Мудрого
23 мая, 15:47

Окончание. Начало в № 84-85

К популяризации древнекиевских духовных религиозных традиций в средневековой Западной Европе приобщилась в частности дочка Анны Ярославны и короля Генриха I Капетинга — Эдигна, которая была их вторым ребенком после престолонаследника Филиппа. Она родилась во Франции и воспитывалась своей матерью в духе киевских церковных традиций, которые отличались глубокой религиозностью, высоким культом любви к ближнему. Приблизительно в 19-летнем возрасте Эдигна противиться намерениям выдать ее замуж и убегает из королевского двора. Причем последовательный вектор ее путешествия задает вопрос: не хотела ли она добраться до Родины своей матери, о которой очевидно неоднократно слышала захватывающие рассказы французской королевы.

Одна из многочисленных легенд пересказывает, что Эдигну в ее путешествии встретил милосердный крестьянин и привез девушку на запряженной волами телеге, на которой были маленький звонок и петух. Согласно последующему повествованию, когда путники подъехали к небольшой церкви в селе Пух (Бавария), волы остановились, раздался звонок и громко запел петух. Это якобы послужило для Эдигны голосом Божьим, и она решила остаться в этом селе набожной отшельницей. Известно, что в христианско-евангельской символике петух нередко трактуется как символ провожатого Евангелия, что вполне органично вписалось в апокриф о Эдигне. В течение 35 лет внучка Ярослава Мудрого прожила черницей, лечила больных, давала местным крестьянам советы в их повседневных хлопотах, учила детей грамоте — вполне в духе традиций киево-печерских принципов жизни — и пользовалась большим уважением и авторитетом среди населения. После смерти в 1109 году она была похоронена под престолом местной церкви. В 1600 г. церковь перестроили и тленные останки украинской княжны перезахоронили в боковом алтаре, где они покоятся и до сих пор. Приблизительно в это же время католическая церковь провозгласила ее Блаженной.

Началу укрепления королевской власти во Франции способствовало понимание, которого достигли первые Капетинги в своих отношениях с церковью. Они сразу выявили себя ее «хранителями», что дало возможность французским королям преодолевать анархию меньших сеньоров, в первую очередь, в собственном домене. В этом контексте стоит еще раз вспомнить деятельность Анны Ярославны как жены французского короля Генриха I и фактического регента ее малолетнего сына-короля Филиппа I. Она активно опекала французское церковное строительство, ее фамилия зафиксирована в дипломе, выданном королем 12 июля в 1058 г. монастырю Сент-Мар-де-Фосе. 5 августа того же года она подтверждает подарок своего мужа в интересах аббатства Аснон. В мае  1059 г. Анна выдает попечительный документ одному из монастырей в Турени; подтверждает передачу церкви Святой Марии, названную Villa Mile, монахам аббатства в Куломбе, а также диплом Генриха I монастырю Святого Мартина. Наконец, в Санлисе вблизи Парижа Анна основала монастырь Святого Викентия и освободила его от любой светской юрисдикции, кроме королевской. Анна поселила в нем монахов-августинцев, и монастырь просуществовал вплоть до времен Великой Французской революции. Наконец, последний из сохраненных донаторских и основывающих дипломов вмещает дарственную двух домов для аббатства Святого Кристина Великого в Суассоне с собственноручной кириллической подписью Анны (1063).

Все это способствовало установлению доброжелательных отношений между французской монархией и Римом именно в то время, когда назревал конфликт между папством и немецким императором. В 1059 г. папа Николай II посылает Анне письмо, преисполненное похвалы «ее верности, благотворительности и всяких добродетелей, которыми она украшала свое королевское достоинство».

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ, КАК И ЕГО ОТЕЦ, ВЛАДИМИР СВЯТОЙ, ВЗЯЛ ЗА ОБРАЗЕЦ ЦЕРКОВНУЮ ПОЛИТИКУ КАРЛА ВЕЛИКОГО И ЕГО НАСЛЕДНИКОВ / ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Конечно, между королями и папством существовали определенные противоречия, вызванные стремлением французской монархии подчинить духовенство королевской юрисдикции. Однако папам, которые вели борьбу с императорами Священной Римской империи, приходилось считаться с расстановкой политических сил и придерживаться мирных отношений со светскими властелинами Франции. Вполне возможно, что и Анна, которая была носителем киевской традиции толерантных взаимоотношений между церковью и государством, активно способствовала утверждению приязни между папским престолом и французскими королями. Эти хорошие отношения продержались вплоть до 1296 г.

Таким образом, во Франции сложились  предпосылки для укрепления королевской власти, к чему приобщилась и Анна Ярославна.

В год смерти Ярослава состоялся окончательный раскол христианской церкви, подготовленный длительным периодом острых противоречий между Римом и Константинополем.

Не обошла эти противоречия с Константинополем и Украина-Русь. Управление украинской церковью из византийской столицы не привело к улучшению отношений империи с Русью, а вызывало противодействие последней. Война Ярослава с Византией в 1043 г. является лучшим тому доказательством. После неудачных для Руси военных действий и заключения мира Византия вела тяжелую войну с печенегами (1043—1046), которые дошли даже до стен Константинополя. В это трудное для империи время Ярослав совершает попытку самостоятельного избрания Русью митрополита с последующим признанием его константинопольским патриархом. Следовательно, в 1051 г. митрополитом был поставлен пресвитер церкви княжеского села Берестова, что под Киевом, Илларион.

Основной причиной решения Ярослава относительно назначения нового митрополита было его недовольство подчиненным положением Руси-Украины в византийской церковно-политической системе. Вместе с тем, это был период, когда чрезвычайно оживились взаимоотношения Киева с Западной Европой, что расширило представление киевского князя о характере отношений между церковной и светской властями. Подобное положение  в киевской митрополии было невозможным на Западе даже в малых государствах, где архиепископ признавал лишь две власти — вселенскую духовную римского папы и светскую национального государства. Так, Польша уже в 1000 году получила собственную митрополию в Гнезно; Чехия не имела своей митрополии  до 1344 г., поскольку была вассалом Немецкой империи, однако выборы чешских епископов были прерогативой лишь чешского духовенства.

Чрезвычайное внимание Киевского государства к делам церкви не было чем-то исключительным в тогдашнем европейском мире. Образцом и для Владимира, и для Ярослава могла быть церковная политика Карла Великого и его потомков.

Карл, как и киевские правители, был властным человеком и неуклонно осуществлял жесткий королевский контроль над составом церковной иерархии и финансами национальной церкви. Он лично назначал епископов, а иногда и аббатов, неоднократно сзывал церковные соборы, издавал указы, которые касались церковной жизни.

Вполне вероятно, что, полагаясь на опыт Каролингской династии, Ярослав сам (без византийского императора и константинопольского патриарха) «собрав епископы» и впервые поставил митрополитом представителя местного духовенства. Личная деятельность Ярослава в религиозной сфере, его опека церковью способствовали формированию всеобщей набожности в Украине-Руси, которая опиралась не только на византийские образцы организации церковной жизни, но и на опыт каролингского «литургийного» общества. То, что церковь возглавил местный деятель, дало возможность использовать общехристианские церковно-политические и юридические концепции в интересах государства и направить их на решение собственных проблем.

Акт  1051 года должен был освободить киевскую церковь от византийской зависимости. Очевидно, намерения и политические настроения киевского князя находили поддержку его ближайшего окружения, к которому принадлежал и митрополит Илларион. Недаром он титуловал Ярослава «каганом» или царем, как византийского императора. Смерть Ярослава в 1054 г. отмечена записью об успении «царя нашего» на стене Софийского собора. Стремление Иллариона к утверждению церковной самостоятельности Киева и его противодействие византийской гегемонии стояли в одном ряду  концепцией Ярослава о сильной монархической национальной власти. Киевский митрополит не разделял византийскую идею подчинения церкви императорской власти и выступал за их взаимоотношения по западноевропейскому образцу.

Он добивается канонизации украинских святых — Ольги, Владимира, Бориса и Глеба, что служило весомым аргументом в интересах церковной самостоятельности Украины-Руси. О западноевропейской идейно-культурной ориентации киевского митрополита свидетельствуют отдельные места его произведений. В тексте «Слова о Законе и Благодати», в конце первой части «Похвалы Владимиру», Илларион вмещает гимн «Христос победил, Христос воцарился, Христос прославился!» Немецкий исследователь этого произведения Л. Мюллер считает его поэтическим переводом отрывка из «королевских славней» Западной Европы — «Landes regiae — Christus vincit, Christus regnat, Christus imperat!» Исследователи отмечают, что такие «славни» были распространены только во Франции. Этим подтверждается вероятность посещений Илларионом Запада — например, со свитой Анны Ярославны в 1051 г. Можно утверждать, что сближение Украины-Руси с Францией было направлено с одной стороны против Византии, а также ставило своей целью сдержать экспансию Германской империи на восток и намерениям последней ослабить влияние Древнекиевского государства на ход немецко-византийских отношений.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать