Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Путешествие во времени в волынскую столицу

Замок Любарта, дом Витовта, Луческ Великий
21 июля, 12:27
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Глядя на одинаковые административные здания, понимаешь системность коммунистической эпохи. Можно легко переименовать улицу, на которой стоят одинаковые дома, но сами дома — не снесешь. В одинаковых костюмах, одинаковые фигуры (так двусмысленно и читайте) и до сих пор принимают прогнозируемые решения, не ведя свой народ вперед, а, в лучшем случае, плетясь за ним и фиксируя в указах уже одержанныеполученные народные победы. В межобластных командировках чиновники никогда не заблудятся между кабинетами, потому что и в городе А, и в городе Б, и в городе Я все администрации почти одинаковые. Случается, сами чиновники забывают, в каком городе и месте находятся, потому что все сливается в один огромный коридор с ковровым покрытием и запахом столовой.

«Не место красит человека, а человек место», — гласит народная мудрость. «Окружение решает все», — противоречит ей другая. Как бы то ни было, неопровержимой остается связь места и человека, который там живет, работает, творит... И интересно заглянуть в то время, когда администрации были домами, а города и земли имели хозяев. С подобной мысли начинается один из разделов книги-воспоминаний известного польского романиста-интеллектуала Юзефа Игнация Крашевского: «Интересуясь бывшим жилищем Витовта, я ехал в Луцк осмотреть тамошний старый замок и подумать об этом герое».

ЗАМОК ЛЮБАРТА В ЛУЦКЕ - ЭТО СИМВОЛ ИСТОРИЧЕСКОЙ СЛАВЫ ГОРОДА. ОН ХОРОШО ИЗВЕСТЕН ДАЖЕ ТЕМ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ БЫЛИ В СТОЛИЦЕ ВОЛЫНИ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Путешествия во времени возможны, только для них нужны незаурядные ресурсы человеческого воображения и памяти. В каждом древнем городе есть здания и улицы, холмы и крипты, которые держат оборону прошлого от забвения. Так как паутину в уголке или пыль на сундуке, можно постараться и «отслоить» яркую рекламу и шумные дороги, чтобы вернуться к истокам и причинам рождения города. Ведь тысячи лет назад на земле было значительно больше пространства и на выбор поселения влияли свои, уже забытые факторы.

Современный человек, путешествуя по миру, очень редко задумывается над тем, что еще несколько веков тому назад не земля и не небо были главными путями сообщения. Близкое присутствие реки или моря влияло на город и его жителей, со временем превращая поселение в столицу, племя в народ, а вождей в королей и завоевателей. Воды манили путешественников и смелых торговцев в далекие земли, реки впадали в моря, берега превращались в новые континенты, и так где-то посреди волн зародилась первая идея малого мира — глобализация. Но на первых порах болотистые берега, влажные леса и темные воды обеспечивали надежное укрытие от врагов и чужестранцев, давая роду необходимое время для формирования общества, культуры, цивилизации.

На территории вокруг Луцка активная жизнь зародилась еще во времена неолита. Стоянки вокруг реки Стир и ее притоков обеспечивали постоянный доступ к воде, рыбу, прекрасное транспортное сообщение и защиту от врагов.

Ища толкования названию «Луческ-Луцк», прежде всего следует вспомнить, что тысячи лет тому назад сердцевина города была островом. Наиболее достоверная версия — древнеславянские варианты слова «лука» — то есть заводь. Хотя официальная история города начинается с упоминания в 1085 году в Ипатьевской летописи, большинство историков и краеведов, в частности известный исследователь Луцка Богдан Колосок, указывают на существующую в литературе дату основания города — 698 год. Эту версию подтверждают и археологические находки, и логика формирования поселения, да и сама Ипатьевская летопись, которая в 1085 году описывает Луцк как уже большой, развитой город. Польский хронист Ян Длугош вообще допускал, что идея построить крепость на неприступных берегах Стира возникла у князя Владимира Великого, когда он проезжал по древней Волыни.

Достовернее всего, история Луцка как постоянного поселения начинается в древнеславянский период. Болотистые острова в заводях реки Стир и ее притоков облюбовали для себя дулибы (также известные как бужане, Волынь). В конце XI  века их племенной союз входит в состав Киевской Руси. Где-то в это время, на холме одного из Стировых островов вырастает деревянная крепость для обзора и защиты молодого города. В 1073 году Луцк выдерживает длительную осаду польского короля Болеслава Храброго, почти через столетие не сдается Юрию Долгорукому, Андрею Боголюбскому и Ярославу Осмомыслу.

Первый международный рыцарский турнир также, можно допустить вслед за В. Пясецким, состоялся в Луцке в 1157 году. Идя на Киев, Изяслав Мстиславович вместе со своим союзником, польским князем Болеславом Кучерявым остановились отдохнуть на Волыни, а заодно и развлечься. Тогда в стенах луцкого замка сошлись в турнирных поединках дружины обоих князей, в состав которых входили чехи и поляки, немцы и местные.

В ХІІ веке Луцк постепенно превращается в столицу Волыни, растет самостоятельность местных князей, их желания развивать и защищать свои территории. В период правления Ярослава Изяславовича, первого независимого волынского князя, в замке строят терем и кирпичную (из плинфы) церковь Иоанна Богослова, одно из самых древних частично сохраненных сооружений Луцка — материальные доказательства волынской суверенности. Город растет и постепенно появляются загородные резиденции, культурная и политическая жизнь бурлит уже и за стенами замка.

Во времена Королевства Русского Данило передает Луцк своему брату Васильку, а тот в 1259 году по требованию Бурундая, полководца Золотой Орды, разбирает луцкую крепость. В переписях сохранилась легенда, как горожане каждый день разбирали деревянные стены замка, а на утро они появлялись снова, целые и неприкосновенные. По ночам татары выставляли стражников, чтобы проследить, какая сила помогает русинам, но так и не узнали. Даже если не верить легенде, менее чем за сто лет на острове Луцк появится новая, уже кирпичная крепость. Необходимость в ее реконструкции и укреплении почувствовал Любарт — сын великого князя Литовского Гедимина. Будучи женатым на луцкой княжне, при поддержке луцких бояр и отца, Любарт заполучил Волынь. Некоторые историки считают, что он был последним королем объединенного Волынско-Галицкого королевства. Однако право на Волынь видел за собой и польский король Казимир Великий. Его амбиции подтолкнули Любарта к обустройству Луцка как новой столицы и укреплению его обороноспособности. Даже сегодня большинство лучан называют его замком Любарта.

Замок неоднократно перестраивался, и это и не удивительно, за тысячелетнюю историю. Более того, луцкий замок не один. Он состоял из двух фортификационных сооружений — Верхнего замка и Нижнего, или Окольного. От Окольного замка, который раньше насчитывал восемь башен, осталась всего одна — башня Чарторыйских. Да и она настолько крепко обросла городской застройкой, что не тренированный экскурсовод заметит ее не сразу. Башня получила свое название от литовско-русского княжеского рода Чарторыйских, на земле которых и была построена.

Верхний замок известен в Украине не только ценителям истории и архитектуры, но и всем, кто хоть раз держал в руках двухсотгривневую купюру. Сооружение его длилось почти столетие — готическую задумку Любарта завершил ренессансными деталями Свидригайло. Расположенный на холме посреди заводи, замок состоял из трех башен высотой около тридцати метров, которые сохранились и доныне. Стены, которые объединяют башни, достигают высоты двенадцати метров и толщины кое-где трех метров. Стены вымощены известняком, который местами сохранил еще более старые находки — древнейшие окаменелые растения, — фтиолиты. Но кроме таких природных достопримечательностей, кирпич крепости содержит немало надписей, дошедших до нас из глубокого прошлого — по одной из версий, самая давняя датируется 1444 годом. Свои фамилии здесь оставили немало лучан и гостей города, среди которых и Ольга Косач (сестра Леси Украинки). Получается, что несколько хулиганский поступок через столетие получает уже абсолютно другой вкус и позволяет почувствовать присутствие людей, которые давным-давно, еще до нас, жили в нашем доме.

Каждая из башен Верхнего замка имеет свое имя, связанное с ее расположением или историей. Вход в крепость пролегает через высокий готический портал Въездной башни. На фасаде до сих пор заметно два ранее замурованных входа — для пешеходов и карет. Охранники, наблюдая с верхних этажей башни, решали, когда опускать или поднимать мост, ведь помним — старый Луцк был островом. Сегодня на крыше Въездной башни на высоте почти тридцать метров обустроена обзорная площадка.

Стировая, или Свидригайловая, башня выходит своим фасадом на реку Стир. Сначала она служила оборонным пунктом и временным местожительством воинов, позже верхние этажи были переданы под архив, а в нижних, подвальных, обустроили тюрьму. В настоящее время башня открыла двери для нескольких клубов рыцарства и средневековой реконструкции.

Третья башня, Владича, названа так по причине соседства с имением волынских владык, расположенным рядом, во дворе замка. Башню украшает острая готическая крыша, а внутри создан единственный в Украине музей колоколов.

На замковом дворе — в сердце города — в период правления Любарта был построен трехэтажный княжеский дворец. Он соединялся с Въездной башней, а также имел балконы, которые в те времена служили скорее для санитарных нужд, чем красоты. Средневековые гобелены, которые теперь украшают стены музеев, раньше тоже были не просто шикарной декорацией интерьера, а эффективной защитой от сквозняков.

Особую славу город и замок получили во времена следующего князя — Витовта, племянника Любарта Гедиминовича. Унаследовав Волынь, Витовт начинает перестройку Луцка с государственническим азартом и, главное, надлежащими ресурсами. В конце XIV века Витовт получает титул Великого князя Литовского, Русского и Жематийского и превращает Луцк во вторую (после Вильно) столицу одного из наибольших европейских государств позднего средневековья.

Продолжение

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать