Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Слышать себя украинцами...»

К 100-летию Акта Соединения УНР и ЗУНР
17 января, 16:40
АКТ ВОССОЕДИНЕНИЯ 22 ЯНВАРЯ 1919 ГОДА. ИДЕЯ ЕДИНСТВА УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ — ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТЕРЖЕНЬ, КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ НАШЕЙ ИСТОРИИ. ГЛАВА ДИРЕКТОРИИ УНР ВЛАДИМИР ВИННИЧЕНКО И ЧЛЕН ДИРЕКТОРИИ СИМОН ПЕТЛЮРА ВО ВРЕМЯ ПАРАДА УКРАИНСКИХ ВОЙСК НА СОФИЙСКОЙ ПЛОЩАДИ ПО СЛУЧАЮ ВСТУПЛЕНИЯ ДИРЕКТОРИИ В КИЕВ. КАДР КИНОХРОНИКИ. 19 ДЕКАБРЯ 1918 Г. / ФОТО ПРЕДОВСТАВЛЕНО УКРАИНСКИМ ИНСТИТУТОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Исторические события совсем иначе воспринимаются и умом, и сердцем, когда знаем, что за ними — век борьбы к цели, достичь которой невероятно трудно, кровь сотен и сотен тысяч, но — и опьяняющая радость Победы. И опять цель отступает куда-то  в даль, и целое поколение осознает (никоим образом не «вдруг»), что это была только попытка достичь взлелеянной в мечтах цели, еще не победа, попытка неудачная, однако такая, при условии осмысления которой мы покорим и удержим эту труднодоступную вершину. Но —  только при этом условии!

Сегодня мы попробуем поговорить о Соборности Украины и об Акте Соединения Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики, 100-летие которого будет отмечаться 22 января. Соборность и Соединение всех регионов Украины, что должно рассматриваться как длительный (и такой, что должен продолжаться и в настоящее время, и в обозримом будущем, потому что является далеким от завершения) процесс внутриукраинской интеграции и в то же время неизбежная предпосылка интеграции Украины в Европу — это, без преувеличения, краеугольный камень, стержень, альфа и омега нашей истории.

Тот трагический факт, что украинские земли на протяжении веков были заграбастаны, исполосованы и разделены между хищными соседями — в результате не только их, соседей, агрессивности, но и непутевости, несостоятельности наших собственных правителей, равно как и в результате недальновидности, иллюзий и слепоты народа! — этот факт воспринимается частью наших сограждан, к огромному сожалению, как банальность, в сотый раз повторенная истина древнейшей истории, которая к реалиям их конкретной жизни не имеет прямого  отношения (совсем другой взгляд  на это — у тех, кто с оружием в руках защищает и добывает в борьбе Соборность, Единство Украины, видит лицо врага и знает, за что  рискует жизнью).

Однако это в любом случае  не было банальностью для Владимира Великого и Ярослава Мудрого, которые  завершили объединение древних украинских земель в мощное сверхгосударство —  Русь-Украину (Киевскую Русь)  и превыше всего ставили его, этого государства,  целостность, прекрасно понимая, что иначе сразу найдутся желающие (половцы,  поляки, венгры, немцы.) Русь-Украину разделить. Это не было банальностью для Владимира Мономаха и для  гениального автора «Слова о полку Игореве» — они (Мономах — в «Поучении») пророчески предостерегали: внутригосударственная вражда амбициозных руських князей и  князьков — это путь к катастрофе. Так же понимали это Роман Мстиславович (который сложил голову в борьбе за сильное Западно-Украинское, а далее — сильное Украинское государство) и сын его, король Украины Данило Романович Галицкий.


РИСУНОК НИКИТЫ ТИТОВА

Причем эти властелины были людьми образованными и знали труды выдающихся религиозных и светских философов  Византии  — Максима Исповедника, Льва Математика, Федора Метохита, Виссариона Никейского, да и самого могучего императора римлян Юстиниана с его Кодексом  Законов. Все упомянутые мыслители очень много писали о Соборности (как в конкретно политическом смысле как единства всех территорий Византийской Империи,  так и в смысле философском). Как они понимали эти категории? Как, сказать бы, «Симфонию» двух партнеров — творцов (Государство и Церковь, Элита и Народ, Император и его подданные,  гражданское население и военные), где каждый играет свою, предварительно продуманную и отведенную ему самим Богом важную роль —  «скрипки  в оркестре». На Руси эту концепцию знали — по крайней мере, образованная часть общества. И сравнение гармоничного государственного строя с поражающим, бесконечным византийским собором, этой архитектурной симфонией, где все продумано и где не может быть пустяков — наши предки усвоили и восприняли (не отсюда ли возникла идея нашей  величественной Софии — Софии Киевской — с ее незабываемым «эффектом высокого неба» (формула выдающегося философа Сергея Борисовича  Крымского). Конечно, в такой концепции имела место и достаточно большая доля утопии — это тоже является правдой.

В условиях разрушения или упадка государственности о Соборности  не может быть и речи — она, в лучшем случае, превращается в напрочь оторванную от реальной жизни красивую мечту, а то и становится пустой абстракцией, совсем непонятной для подавляющего большинства людей. Так случилось в ХIV—ХV веках, когда отдельные части украинских этнических земель оказались (вынужденно или «полудобровольно») под властью других государств (Польши Великого Княжества Литовского, Венгерского Королевства, если иметь в виду Закарпатье — между прочим, этот исконно украинский край воссоединился со всей Украиной  только в 1945 году, борьба за Соборность и Соединение с Отчизной длилась здесь шесть веков (!), причем и в настоящее время западный сосед и прежний «владелец» Закарпатья, похоже, готов, видя слабость Украинского государства, «прибрать к рукам» то, что «плохо лежит»). И при в этих трагических реалиях снова и снова возникала жизненно важная,  насущная задача: возродить, «сплотить»,  объединить Соборное Государство Украинского народа.

Богдан Хмельницкий предпринял большой, колоссальный шаг на этом пути (и показательными являются его ссылки во время переговоров с Речью Посполитой, Османской империей и шведами на  исторические традиции древней, Соборной и единой Украины-Руси!). Но во время Руины борьба за Соборность — в результате огромной исторической трагедии украинцев — приобрела предельно конкретный вид: объединить два разорванных берега Днепра — левый («подмосковский») и правый («польский»). Ни Петр Дорошенко, ни Иван Мазепа не воспринимали такое состояние дел как «нормальное» и прилагали все возможные усилия (вплоть до привлечения внешних «игроков» — турок и шведов), чтобы тогдашнее «Соединение» таки состоялось. На короткое время — несколько лет или и несколько месяцев — могло казаться, что успех на этом пути является возможным. Однако драма нашей истории продолжалась. Мазепа оставил нам свою «Думу» с пророческим предупреждением: не «пропасти всім» «през незгоду», потому что тогда мы таки «самі себе завоюємо». Выдающиеся украинцы ХVIII—ХХ веков понимали:  только единство — это и есть путь к взлелеянной в мечтах Соборности и Соединению!

Вторая половина ХІХ — начало ХХ веков (а это времена, когда украинская этническая территория была разделена между Российской империей — Левобережье и Надднепрянщина — и Империей Габсбургов (Галичина, Буковина, Закарпатье) знаменовались теоретическим, концептуальным прорывом в сфере изучения сущности политических, интеллектуальных, исторических оснований украинцев на Соборное, единое государство, на объединение всех наших этнических земель. И не менее важно             — было впервые публично выяснено: что конкретно нужно для этого сделать. Без этой, крайне необходимой,  подготовительной, теоретической работы драматичная борьба за Соединение и Соборность в ХХ веке, о чем у нас пойдет речь во второй части этой статьи — было бы невозможным. Особенно следует отметить здесь труды Ивана Франко и Михаила Грушевского.

Иван Франко, поддав критике федералистские иллюзии своего учителя Михаила Драгоманова (для которого весь комплекс национально-освободительных проблем украинцев, в частности и Соборности и объединение наших земель, был подчинен задачам «федерации» с «будущим демократическим Российским государством», где и Украина нашла бы свое место), в «Откровенном письме к Галицкой украинской молодежи» (1905 год) он так сформулировал миссию грядущих борцов за объединение захваченных украинских территорий: «Мы должны научиться слышать себя украинцами — не галицкими, не буковинскими украинцами, а украинцами без официальных границ. И это чувтво не должно быть у нас фразой, а должно вести за собой практические консеквенции (действия, выводы — И.С.)». Это суждение Франко стало установкой — указателем для галицкой (так же и достаточно большой части Надднепрянщины) украинской молодежи, мощно повлияв на ее мировоззрение. Эта молодежь, собственно, и поднялась в 1918-1919  годах  на борьбу за Соборное Украинское Государство.

А вот взгляд Михаила Грушевского. В статье «Галичина и Украина» выдающийся украинский историк отмечал: «Нужно развивать во всех частях украинских земель чувство единства, солидарности, близости, а не раздувать «ріжниці», которые их делят». Там же Грушевский предостерегал, что когда галичане и надднепрянцы не приложат соответствующие усилия, то станут в будущем двумя  отдельными нациями, как это случилось с сербами и хорватами»!) Он считал, что  «всеукраинство, или украинский универсализм — тесное единение всех частей  украинской земли и подчинение  всех «ріжниць», которые их разделяют, общей и единой цели — национальному «розвоєві» —  представляется в конечном счете не только желаемым самим по себе — идеально, но является  очень важным и для потребностей местной жизни ее частей, для ее более близких целей и задач».

И самые глубокие мысли должны выдержать жестокую проверку практикой и временем. Написанное Франко и Грушевским, прошло беспощадное испытание в огне Первой мировой войны и Украинской революции 1917-1921 гг. Об этом  — во второй части статьи.

Начало. Продолжение  читайте в следующем  выпуске страницы «История и Я»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать