Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вячеслав Липинский и Вильгельм Габсбург (Василь Вышиваный)-2

На политических перекрестках
28 февраля, 15:45

Продолжение. Начало  читайте «День» №33-34

В этой связи вызывает интерес приведенный в дневнике Е.Чикаленко текст жандармского донесения, в котором шла речь о формальном соглашении, якобы заключенном между эрцгерцогом Францем-Фердинандом и «российскими мазепинцами», относительно создания при благоприятных обстоятельствах «Украинского королевства» под скипетром Габсбургов.

Спикерами независимости Украины в тот период выступали в первую очередь радикально настроенные деятели «Союза Освобождения Украины», по большей части украинские социалисты, которые не пользовались доверием Вены. Это было еще одной из причин того, что позиция Австрии относительно украинской независимости в течение всей Первой мировой войны не была ни последовательной, ни четко сформулированной и отдавала предпочтение более консервативным польским факторам. С таким обстоятельством должны были считаться украинские консервативные политики в Галичине, ставя на повестку дня национально— политические задачи. Наиболее выразительным документом в этом отношении является меморандум митрополита А. Шептицкого, переданный австрийскому правительству 15 августа 1914 г.: «Как только победная австрийская армия вступит на территорию подроссийской Украины, мы должны решать тройную задачу, а именно в военной, социально-правовой и церковной сферах. Решению такой тройственной задачи должна непременно предшествовать конференция по заключению мира не только для того, чтобы способствовать действиям нашей армии и ускорить восстание в Украине, но и с целью самого что ни есть глубокого отделения этих областей от России и предоставления им характера независимой от России и царской империи национальной области... После какой-то большой победы нашей армии кайзер мог бы провозгласить гетманом Украины одного из выдающихся полководцев австрийской армии».

Следовательно, и эта программа фактически не выходила за пределы традиционных представлений галицких консервативных политиков относительно возможности реализации украинских национальных стремлений под скипетром Габсбургов. Важным практическим последствием могла стать перспектива создания большой украинской армии, что под руководством генерала С.Шептицкого (брата митрополита) должна была через Турцию и Кавказ прорываться на Кубань, а оттуда появиться в Украине. Но и в этом случае дело ограничилось только образованием легиона УСС, который все время находился под угрозой ликвидации. К этому следует прибавить, что уже в конце 1914 г. Вена разорвала официальные отношения с Союзом освобождения Украины и в дальнейшем явно отдавала преимущество польскому компоненту своей политики перед украинским.

Идея создания самостоятельного украинского государства на востоке стала основой политической концепции галицкого политического руководства с начала Первой мировой войны. При этом она совмещалась с традиционным требованием разделения Галичины на польскую и украинскую части и образования с последней вместе с Буковиной украинского коронного края с широкой национальной автономией в составе Австро-Венгерской империи. Эту позицию отстаивал и Украинский парламентский клуб в австрийском парламенте, лидерами которого были Ю.Романчук, К.Левицкий, Е.Олесницкий, М.Василько. Их внимание не могла не привлечь благосклонная к украинцам фигура эрцгерцога Вильгельма. При этом особенную заинтересованность к его личности проявлял Е.Олесницкий, который, как уже отмечалось, обсуждал с престолонаследником Францем-Фердинандом перспективы украинского движения в России. Вполне очевидно, в его политические расчеты входили намерения теснее приобщить еще одного представителя семьи Габсбургов к украинскому делу, что после трагической гибели престолонаследника могло обрести незаурядный политический вес для галицких украинцев.

ВИЛЬГЕЛЬМ ГАБСБУРГ (ВАСИЛИЙ ВЫШИВАНЫЙ), ЧЛЕН АВСТРИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА И ПЛАМЕННЫЙ ПАТРИОТ УКРАИНЫ

23 января  1917 г. состоялась первая встреча Вильгельма Габсбурга с Евгением Олесницким. Она проходила в сложной для галицких украинцев политической ситуации. Накануне (5 ноября  1916 г.) венская правительственная газета опубликовала письмо Франца-Иосифа I к главе австрийского правительства Керберу, в котором высказывалось намерение осуществить расширение автономии Галичины. Император сообщал своему премьер-министру, что в соответствии с соглашением с Вильгельмом I из российских областей Польши, занятых союзными войсками в ходе военных действий, будет «образовано самостоятельное государство с «дідичною» монархией и конституционной формой правления». Одновременно с этим высказывалось намерение «краевой Галичине предоставить право самостоятельного управления в своих краевых делах». И хотя это намерение Франца-Иосифа не было переведено в практическую плоскость и не имело реального продолжения, оно вызывало обеспокоенность украинского лагеря в Галичине.

На упомянутой выше встрече 23 января  1917 г. Е. Олесницкий передал эрцгерцогу Вильгельму «мемориалы» украинского движения, а последний должен был вручить их новому австрийскому императору Карлу I. В настоящих документах шла речь о деле разделения Галичины, судьбе митрополита А.Шептицкого, интернированного в России, открытие украинского университета и назначение нового наместника Галичины с числа немецких военных. По мнению Олесницкого, желаемой кандидатурой должен был быть прежний шеф канцелярии благосклонного к украинцам эрцгерцога Франца-Фердинанда генерал Бардоуэр.

Следовательно, очевидно, можно говорить о принятии эрцгерцогом политической программы тогдашнего галицкого руководства. По словам Олесницкого, он «вручил архикнязю дальнейшие мемориалы, которые были у меня, — он принял их ласково и радостно».

Привлечению Вильгельма Габсбурга к политической деятельности и установлению его контактов с галицким руководством способствовал также один из представителей немногочисленной украинской аристократии полковник австрийской армии барон К.Гужковский. Именно ему принадлежала инициатива введения молодого эрцгерцога в круг украинской политической заинтересованности и появлению у него активного интереса к украинскому делу. Уже в этот период Вильгельм Габсбург предпринимает первые серьезные шаги, связанные с проблемой «уконституювання» украинских земель. В ноябре  1916 г., в частности, он обращается к своему дяде эрцгерцогу Фридриху, командующему австрийской армией, для выяснения украинской перспективы, что было особенно важным, учитывая обнаруженную откровенно пропольскую позицию Франца-Иосифа I, Гужковский и познакомил В.Габсбурга с Е.Олесницким.

Включение в орбиту украинской политики представителя правящей династии придало новый импульс национальным соревнованиям галицких украинцев. Причем, лидерам галицкого консерватизма предлагалось более тесное привязывание эрцгерцога Вильгельма именно к своей среде и предотвращение его контактов с другими политическими группами. Об этом, собственно, идет речь в письме Е.Олесницкого к К.Гужковскому 29 января  1917 г. «Наши связи с архикнязем должны быть очень дискретные — иначе цель и стоимость их могут быть напрасными, — предостерегает Олесницкий. — Уже сейчас знают о них люди, может, очень широко. Говорят о них в Вене между нашими. Архикнязь был также в Союзе освобождения Украины, — куда заходят разные люди... Это можете иметь в виду, и хорошо бы было очень деликатно и осторожно остеречь архикнязя».

Олесницкий советует Гужковскому, как близкому к эрцгерцогу человеку, позаботиться об углублении его знаний об украинцах, которые до сих пор не выходили за пределы чисто этнографических представлений. «Архикнязь знает нас, украинцев, прежде всего со стороны этнографической, — было бы хорошо, — пишет Олесницкий, — дать ему случай познать также сторону культурную нашего нынешнего и прошедшего». Он считает необходимым ознакомить В.Габсбурга с последними киевскими изданиями по истории украинского искусства и, что очень важно, с трудами В.Липинского, которые вводили эрцгерцога в  круг политических идей и исторических концепций украинского консерватизма. Как уже отмечалось, В.Липинский перед Первой мировой войной выявлял себя как монархист, правда, еще не как сторонник традиционного гетманства, что случилось после революции.

Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и «Я»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать