Первый попавшийся лжец и обманщик может развалить целое государство, тогда как упорядочения вещей даже в одном доме невозможно без благодати Божией.
Иван Мазепа, украинский военный, политический и государственный деятель, Гетман Войска Запорожского

Что в «сундуке» у Оксаны Лынив?

Корона «Дня» — главному дирижеру оркестра в Опере и Филармонии г. Грац (Австрия), основательнице и арт-директору проекта Lviv MozArt — за креативную интеграцию украинской музыки в европейском пространстве
28 декабря, 2017 - 10:34
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Мы пообщались с маэстро после  Рождественского концерта, который с большим успехом состоялся во Львовской опере. В программе звучали произведения украинских и западноевропейских композиторов, и это духовная музыка Александра Козаренко, Вольфганга-Амадея Моцарта, Шарля-Камиля Сен-Санса и Евгения Станковича, а также самые известные арии и дуэты из опер Жоржа Бизе, Жака Оффенбаха, Джакомо Пуччини, Эриха Вольфганга Корнгольда.

Оксана Ярославовна  рассказала «Дню» о  сюрпризах из своего «сундука» за прошедший год, а также  о планах на год будущий, а еще — о собственной украинской мечте.

— Я очень рада, что в Европе мое имя как дирижера  ассоциируют с тем, что предлагаю слушателям  в программах концертов что-то незнакомое и обязательно украинское, — говорит О. ЛЫНИВ. — Например, в Австрии в канун концертов, шутя, спрашивают: «Что в этот раз Оксана достанет из своего «сундука», куда она прячет очередные сюрпризы»? В целом сезон  был интересным. В частности, в ноябре  с Филармоническим оркестром в городе Грац мы первым номером в программе  исполнили «Гуцульский триптих» Мирослава Скорика. Потом прозвучал  скрипичный концерт Брамса, «Море» Дебюсси, а заканчивали «Вальсом» Равеля.  Я волновалась, как оркестр воспримет произведение  Скорика.  На репетиции рассказывала о музыке М. Скорика, о гуцулах, показывала флаеры с маленького гуцульского фестиваля, который делала в 2016-м в Мюнхене. Мне было очень приятно, что всем «Гуцульский триптих» понравился. После концерта подходили люди,  благодарили за необычное для австрийцев и совсем неизвестное для них произведение.  А еще самым важным для меня является то, что оркестранты были в восторге от музыки Мирослава Михайловича.

— Какие будут следующие ваши концерты?

— Новогодний в Опере Граца — 1 января. Программа называется «Джаз встречает классику» и  построена так, что классические композиторы обращаются в своих произведениях к джазу, или, напротив, композиторы, которые специализируются на джазе,  берут за основу какие-то классические темы. Будут звучать произведения Бернстайна,  Гершвина, Хиндемита. Также я предложила поставить  на конец концерта произведения украинских маэстро — Вадима Неселовского и Владимира Зубицкого. Уже первая репетиция показала, что само выполнение этих двух произведений очень увлекло консервативных австрийских музыкантов. А 4, 6, 7 и 8 января у меня будет четыре Новогодних вечера  в Норвегии, со Ставангерской филармонией, и, кроме мировой классики, там прозвучит «Щедрык» Юрия Ланюка.  Я почти всегда  везу с собой ноты украинских произведений.  16 февраля будет очень интересный концерт, опять на сцене Оперы Граца, под названием «Те, что покоряют горы» — музыкальное путешествие от Карпат до Альп, где музыку украинских Карпат я буду представлять фантастическим произведением Александра Козаренко «П’ять весільних ладкань з Покуття». На вечере выступит Татьяна Миус (сопрано). Это  аутентичные темы, «ладкання», которые Козаренко обработал для симфонического оркестра, и также прозвучит  уголок Украины в Австрии, который будет звучать в суголосье с «Румынской рапсодией» Жоржа Энеску, музыкой венгра Бартока и австрийских композиторов. В мае вместе с Фрайбургской филармонией  исполним вторую «Героическую симфонию» Евгения Станковича. Кстати, в июне планируется интересный Open air — гала-концерт, посвященный славянской опере. Это будет в Саарбрюккене, в Германии, и, конечно, среди других популярных произведений прозвучат «Симфонические танцы» Бориса Лятошинского из оперы «Золотой обруч» и очень яркая симфоническая поэма «Купало» Виталия Губаренко.

— Насколько LvivMozArt, который состоялся во Львове летом и арт-директором которого вы являетесь, способствовал популяризации украинской музыки?

— Я очень долго вынашивала эту идею. Главная цель фестиваля — как сделать украинскую музыку известнее в Украине и в мире? Это парадокс, но многие  украинцы не знают своих композиторов и их произведения. Я вообще думала над тем, как позиционировать LvivMozArt  как оригинальный форум. Потому что фестивалей Моцарта в мире есть сотни, а  мне хотелось сделать во Львове этот уникальный арт-проект, потому что Франц Ксавер приехал в Галичину,  восток Европы. То есть  Львов является перекрестком Востока и Запада. И если мы имеем очень много Моцартовских фестивалей  в Европе, и это фестивали западноевропейского образца, которые специализируются на исполнении музыки западноевропейских композиторов, конечно — на традиции исполнения произведений Моцарта и Моцартовского круга, то здесь мне очень хотелось, как когда-то Ксавер приехал в Галичину и познал культуру и традиции нашего региона, так же мне хочется, чтобы и музыканты, и слушатели, и музыкальные критики, и журналисты обязательно открыли программку и зачитывались тем, сколько неизвестного у нас есть, и нам есть что показать, а им есть с чем познакомиться!  Поэтому уже в первой программе представила  музыку восьми украинских композиторов (и классиков, и молодых — наших современников) — следовательно, звучала музыка Бориса Лятошинского, Мыколы Лысенко, Богдана Сегина, Богданы Фроляк, Александра Козаренко, Любавы Сидоренко. В следующем фесте обязательно эта традиция будет продолжена. Даже ныне в концерте во Львовской опере мы начинали программу кантатой Александра Козаренко, которая, как по мне, является очень интересным произведением, которое, к величайшему сожалению, очень редко исполняется. Так же прозвучали очень яркие произведения Евгения Станковича, Ивана Небесного... Мы создали очень яркую музыкальную мозаику вокруг темы Рождества. Наша, украинская, музыка — интересная, яркая, эмоциональная.  И публика на нее реагирует очень восторженно.

— Что будет «изюминами» следующего LvivMozArt?

— В одном из концертов «Моцарт в зеркале современности» будут звучать две симфонии концертанто для скрипки и альта (Моцарта и Юрия Ланюка) с очень интересными немецкими солистами. Также — премьера оперы Дмитрия Бортнянского «Алкид»  в Свирском замке. Планируется и концерт из духовных произведений современных украинских композиторов, хоровой музыки.  Будут и мировые премьеры — выступление Молодежного симфонического оркестра, который был основан в прошлом году, под условным названием «Эко-симфони». Мне хочется музыкой напомнить людям о наших корнях, о том, что человечество имеет обязанность перед природой, и основа такой философии была присуща, в первую очередь, украинской древней культуре. Контрастом  этого является современная агрессивная цивилизация, агрессивная система огромных городов. В концерте противопоставят очень интересные произведения — Губаренко и  Станковича, которые символизируют эту гармонию человека с природой, а также произведение для ударных и симфонического оркестра «Слезы природы» американско-китайского композитора Тан Дун, который имеет три части, что тематически связано с тремя наибольшими катастрофами человечества ХХ в., где показано, что, собственно, может произойти, когда человек забудет, что все мы являемся частью одного большого организма. В завершение прозвучит произведение Золтана Алмаши, которое специально написано для  LvivMozArt, — кантата на темы аутентичных купальских песен, которую будет исполнять группа «Курбасы». 

Каждое мое выступление — это как камень, брошенный в воду. От него должны идти круги — пойти резонанс, последующие приглашения, а иначе моя работа не будет иметь смысла.  В настоящее время веду  активную профессиональную деятельность по Европе и должна достойно позиционировать творческий потенциал и уровень. Это и гастрольные выступления, потому что меня приглашают  оркестры и театры со всего мира, и это — очень сильные, с мировым именем, коллективы, где нельзя допустить ни наименьшей ошибки. И, конечно, это — Украина, где основан LvivMozArt,  и, опять же, нужно смотреть, чтобы каждый фестиваль был сильнее и интереснее. Музыка  наполняет, обогащает, побуждает задуматься, почувствовать какие-то другие дела после качественно подобранной программы и виртуозного исполнения. Мне кажется, что после наших концертов люди выходят другими, потому что получают заряд не только позитива, а очень часто — просто такой глубинной информации,  которая доходит к нам сквозь века.

—  А какая у вас своя украинская мечта?

— Премьера оперы «Золотой обруч» Бориса Лятошинского. Это для меня очень большая боль, о которой я постоянно думаю. Это — музыкально чрезвычайно сложная партитура как для оркестра, так для хора и  солистов. В 1970-х была постановка этого произведения во Львове, но с большими купюрами (самую сложную сцену финала тогда не исполняли). Пока исследую музыкальные материалы. Есть две редакции. Ни во Львове, ни в Одессе не было полной партитуры. Я  нашла в Киеве рукописи... Обработка требует  большого труда. Сейчас идет речь не столько о сценическом эффекте, как о Б. Лятошинском, его чрезвычайно сложной музыке. Он взял свой стиль из Вагнера и Рихарда Штрауса.  Моя мечта обязательно реализуется, но на этот творческий проект потребуются большие ресурсы.

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments