Или думай сам — или тот, кому приходится думать за тебя, отнимет твою силу, переделает все твои вкусы и привычки, по-своему вышколит и выхолостит тебя.
Фрэнсис Фицджеральд, американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе

«Приоритет – опека родных и близких»

106 тысяч детей в интернатах ждут реформы системы. Уполномоченный Президента по правам ребенка объяснил, как она будет происходить
28 декабря, 2016 - 13:02
ФОТО REUTERS
КОРОНА «ДНЯ» — НИКОЛАЮ КУЛЕБЕ ЗА ПРОКЛАДЫВАНИЕ ПУТИ К СЕМЬЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Ожидается, что на днях Президент Украины Петр Порошенко подпишет указ об утверждении Стратегии деинституализации ухода за ребенком. Стратегия предполагает такое реформирование системы интернатных заведений, при котором за десять лет на государственном попечении должно остаться не более 30 тысяч детей.

Сегодня в Украине — 744 интерната разного типа, там живет почти 106 тысяч детей. На потребности системы в 2016 году государство выделило семь миллиардов гривен, при этом только 15% из них пошло на потребности детей, остальные       — на содержание заведений и персонала. Также стратегия предусматривает, что в интернатах, которые останутся, будет проживать не 100—300 детей, как сегодня, а 6—12. Куда денутся дети? Вернутся домой! Ведь 92% нынешних воспитанников интернатов имеют семьи.

Последние два года показали, что во время войны резко растет сиротство, особенно социальное: интернаты переполнены, родителей убеждают, что там их детям будет лучше. Это — неправда, ведь интернаты ломают души и судьбы детей. Офис Уполномоченного Президента по правам ребенка тесно сотрудничает с международными и общественными организациями, которые действуют в сфере деинституализации. Так, Институт общественно-экономических исследований начал разъяснительную кампанию «Украина без интернатов», цель которой — предотвращать попадание детей в государственные заведения. Эта кампания рассчитана как на отдельные кризисные семьи, так и на общество в целом.

Мы решили наградить Короной «Дня» Уполномоченного Президента Украины по правам ребенка Николая КУЛЕБУ — за прокладывание пути к семье на государственном уровне. Чтобы понять, как Николай Николаевич это делает, мы расспросили у него, чего ждать от Стратегии деинституализации ухода за ребенком, как будет развиваться институт наставничества, вообще — когда политика относительно детей станет приоритетом для государства.

«В ЛЮБОЙ СТРАНЕ ПРОВОДИТЬ ТАКУЮ РЕФОРМУ БЫЛО ТРУДНО»

Николай Николаевич, о реформе интернатной системы в Украине говорят уже более десяти лет. Но за это время количество детей в интернатах только увеличилось. Как анонсированная Стратегия деинституализации ухода за ребенком будет работать на интересы ребенка и семьи, в которой он живет?

— Сейчас мы ожидаем подписания Президентом Украины Стратегии. Считаем, что именно после этого будет дан старт реформированию заведений институционного ухода за детьми — так называемых интернатных заведений. Потому что их уже очень много: почти десять разных типов в подчинении трех министерств — Министерства образования и науки, Министерства социальной политики и Министерства здравоохранения. Именно после подписания Президентом Кабинет Министров Украины даст указание о реформировании таких заведений, и дальше эти планы будут наработаны в каждом регионе отдельно. Речь идет о том, чтобы  в 2017  году каждый регион провел мониторинг деятельности интернатных заведений.

Конечно, еще будут приняты нормативно-правовые акты, в частности и изменения к законодательству. Нам нужно скорректировать нормативно-правовую базу — чтобы она соответствовала нормам Стратегии.

О деинституализации ухода за ребенком в Украине говорят почти десять лет. Почему количество детей в интернатах только увеличивается?

— Десять лет назад было задекларировано, что государство двигается в сторону реформирования заведений интернатного ухода. Была разработана программа правительства по реформированию этих заведений, но, к сожалению, ничего не было сделано, кроме создания детских домов семейного типа и приемных семей. Кстати, сейчас люди довольно часто, когда слышат о реформировании интернатов, говорят, что это устройство детей в приемные семьи и детские дома семейного типа. В действительности это не так. Это одна из альтернативных форм семейного устройства ребенка, она важна, но для детей-сирот.

В интернатных заведениях Украины 92% детей — не сироты, а дети из кризисных семей. Поэтому не может реформирование интернатных заведений быть сведено к устройству в приемные семьи 8% детей. Даже альтернативные формы не являются приоритетными в устройстве детей: приоритетом все же является опека родных и близких, также — усыновление, когда ребенок попадает в семью. И только после этого — альтернативная форма.

То есть реформа будет заключаться в том, чтобы работать на упреждение и с кризисными семьями, дети которых в настоящий момент находятся в институционных заведениях?

— Реформа заключается в том, чтобы не допустить попадания ребенка в интернатное заведение, но именно путем создания услуг на уровне общества — там, где проживает семья. Не просто сказать родителям «не отправляйте», а если у этого ребенка есть особая потребность или есть какая-то нужда у этой семьи — бедность, например, — нужно такую семью поддержать в обществе.

Насколько это будет трудно? Ведь в этой системе — большая инертность, существует значительное сопротивление.

— В любой стране это было трудно делать. Но Польша, Румыния, Болгария, даже Молдова — уже далеко впереди. У нас эту систему нужно изменять, во-первых, через четкое понимание того, куда мы хотим прийти; во-вторых — через работу с персоналом: его переобучением, открытием новых рабочих мест для этого персонала. Это возможно, ведь мы тратим более чем семь миллиардов гривен на функционирование интернатной системы. Если эти деньги распределить или перенаправить частично именно на развитие услуг в общине за эти деньги, то мы за  десять лет сможем изменить систему.

Еще нужны средства на то, чтобы эти услуги создать, на инфраструктуру, на открытие центров, необходимых для этих услуг, — на это должны быть выделены самые большие средства. Семь миллиардов хватит на финансирование услуг в общинах, но нам нужны средства на создание этих услуг. Понятно, что интернаты не могут быть закрыты одномоментно и вместе с тем открыть услуги в общинах. На их открытие нам нужно десять лет.

Пока еще будет параллельно финансироваться старая система интернатного ухода и открываться новая система —  чтобы не пострадали дети. Но политическая воля государственных лидеров — раз, дополнительное финансирование международных организаций — два, и мы сможем изменять систему. Мы надеемся, что организации, которые помогали проводить  реформу в Польше, Румынии, Болгарии и других странах, помогут развить систему предоставления услуг в Украине — безопасно вывести детей из интернатных заведений и развить услуги для них в общинах.

«НАСТАВНИЧЕСТВО МОЖЕТ ХОРОШО ПОМОЧЬ С СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТЕЙ»

  В 2016 году Верховная Рада Украины приняла закон о наставничестве. Какие вы видите перспективы  развития этого института в стране?

— В конце 2016 года мы не можем сказать, что этот институт заработал, потому что только сейчас Минсоцполитики, имея уже принятый закон, разработало Постановление Кабинета Министров об осуществлении наставничества. Надеюсь, что в январе 2017 года мы получим это постановление, и наставничество начнет действовать во всех регионах Украины. Для этого понадобится провести совместно с общественными организациями, которые занимаются развитием наставничества в Украине, обучение для работников центров социальных служб — именно они, по этому закону, отвечают за проведение учебы для наставников.

Учебу нужно провести по всем регионам, и только после этого мы можем говорить о развитии наставничества по всей Украине. Неделю тому назад мы проводили обучение для представителей департаментов образования и центров социальных служб со всех регионов. Они достаточно хорошо отзываются на внедрение наставничества по всей стране. Я надеюсь, что при таких обстоятельствах наставничество сможет достаточно быстро распространяться по Украине.

Мы считаем, что наставничество может очень хорошо помочь с деинституализацией детей — выведением их из интернатных заведений и последующей социализацией. Потому что очень многие дети, которые живут в интернатах три и больше лет, а это — свыше 50%, нуждаются в помощи взрослых в социализации, потому что не подготовлены к самостоятельной жизни.

Возможно, наставничество нужно и для кризисных семей?

— Когда мы отрабатывали наставничество — сначала для детей и сирот, было предложено, чтобы оно касалось и детей, которые не имеют статуса сироты, но по тем или другим причинам вынуждены жить в интернате, хотя имеют семью. В постановлении мы предусмотрели, что при согласии их родителей может быть осуществлено наставничество с привлечением органа опеки,  чтобы наставник мог взаимодействовать не только с ребенком, но и со всей семьей. Дальше — чтобы наставник помогал этой семье воспитывать ребенка. Это  новация для Украины, потому что не часто мы встречаем такое профессиональное волонтерство, системную помощь семье в кризисе. Именно на это, по моему мнению, нужно направлять работу государственных и неправительственных организаций.

В чем вы видите потенциал и черпаете оптимизм перед проведением такой объемной работы?

— Много вещей в государстве уже есть. Все возможности в настоящее время в государстве есть — даже, невзирая на войну, экономический кризис. Единственное, что деятельность органов, которые  имеют эти достижения, нужно скоординировать. Таким образом, эффективность работы может быть увеличена в разы. Я считаю, что это можно сделать в максимально быстрые сроки. Все другое будет зависеть от приоритизации: нужно приложить немного усилий и сделать развитие детской политики приоритетом. Все зависит от нас, взрослых.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments