Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

"Вызов против Украины меня мотивирует бороться"

Корона «Дня» - Общественному деятелю Иосифу ЗИСЕЛЬСУ - за отстаивание исторической справедливости и украинской концепции мемориала памяти жертв Бабьего Яра
30 декабря, 20:56

Конец декабря — традиционно время не только разных отчетов, но и пора подводить итоги прожитого года. 2020-й, как никогда, был и остается сложным для всего мира. И поэтому крайне важно его проанализировать и найти те, возможно, скрытые, «залежи» оптимизма, которые непременно он нам тоже дал.

Поэтому дорогие друзья, мы еще раз обратились к вам — своим авторам, постоянным читателям, партнерам и экспертам с просьбой ответить на вопросы новогодней анкеты «Дня». Ведь и само интеллектуальное сообщество, сплоченное главным редактором и коллективом, — это еще один позитив и ресурс, который приобрел «День» за свои почти 25 лет (эту важную дату газета отметит как раз в 2021 году). Об этом ресурсе для страны не стоит забывать, и его, убеждены, непременно нужно учитывать. Ваши мнения всегда ценны дня нас.

1. 2020-й год на фоне истории (мнение, деталь, штрих, фото).

2. Кого вы считаете героем и антигероем года?

3. «День» на фоне года (авторы, статьи, проекты, которые заинтересовали вас больше всего).

4. Что придавало вам сил в этом году (события, люди, впечатления)?

5. Какие новые смыслы, уроки, ценности дал этот год лично вам?

6. В 2021-м «Дню» исполнится 25 лет. Чем он за это время стал для вас и Украины?


Иосиф ЗИСЕЛЬС, исполнительный сопрезидент Ваад Украины, исполнительный вице-президент Конгресса национальных общин Украины

1. 2020-й год на фоне истории (мысль, деталь, штрих, фото).

- Этот год действительно выделяется особым образом. На него пришлось очень много негативных факторов. Если бы они были распределены по разным годам, то возможно они бы не так ощущались. Но возник кумулятивный эффект, который почувствовала и вся страна в целом, и каждый гражданин в отдельности. Многие чиновники предпочитают говорить о достижениях. Но я хочу сказать о проблемах. Главной проблемой для нас является то, что мира нет. Это то, о чем мечтали 73%, которые голосовали за Зеленского, из всех проголосовавших.

То, что называют перемирием - это неплохо, ведь меньше людей страдают, меньше людей погибают. Но всегда есть «но». Сейчас мы находимся в состоянии «теплой» войны - и не «холодной», и не «горячей». У нас всегда есть шанс, что наше командование и войска используют это для деоккупации украинских территорий. Когда же есть «замороженный мир», а мы, к сожалению, идем к этому, то кто бы ни говорил, что плохой мир лучше хорошей войны, это означает, что на десятилетия мы потеряем надежду вернуть наши территории. Мы это видим на примерах Приднестровья, Абхазии, Осетии и других. Очень мало надежды, что эти территории вернутся. Чем дольше это тянется, тем хуже. Мы теперь знаем этот феномен когда-то «горячих» точек, которые теперь стали замороженными. Вырастает поколение людей в состоянии войны или «замороженного» конфликта. И это уже касается не какого-то отдельного года, а целых поколений. Они уже не знают, как жить в нормальных условиях. Человек имеет большие адаптивные механизмы, и он привыкает. Ему даже уже некомфортно в нормальной ситуации. Но хорошо, когда человек может реабилитироваться со временем. Однако мы видим маргинес на территориях, которые постоянно находятся в напряжении. А это преступность в различных ее проявлениях, наркотики, контрабанда, непризнание миром тех, кто себя называет «республиками», то есть изоляция, бесправие и др. Таким образом воспитывается поколение очень деморализованных людей. Этого я не хочу ни для свободной Украины, ни для украинских оккупированных Россией территорий.

Что касается внешней политики, то и здесь у нас положительных достижений нет. Не работает ни Минский формат, ни Нормандский формат, как бы не пытались его реанимировать. Ибо если есть желание двух сторон найти точки соприкосновения для мира, то они рано или поздно находятся. Когда пересекаются интересы двух стран хоть бы в небольшой области, то понимания можно достичь. Наши же интересы с Россией отнюдь не совпадают. Ведь России не нужен мир и наш успех. Россия не допустит того, чтобы Украина была благополучной страной и сделает все, чтобы мы находились в перманентном напряжении и дестабилизации. Со своей стороны, я лично считаю, что Минские соглашения с точки зрения международного права являются юридически ничтожными. Нас заставили пойти на них при помощи военной силы. Российская вооруженная агрессия заставила наше руководство подписать невыгодные для Украины условия. Ни одна страна в нормальных условиях не пошла бы на это. Надеюсь, что наш Президент после полутора лет после того, как вступил в должность Главы государства, понял, что Путин не хочет мира. Где тот «план Б»? Никто о нем ничего не знает. Тем более в условиях коронавируса, который ухудшил ситуацию, как для нас, так и для всего мира. Страны начали сосредотачиваться на своих проблемах, спасать себя. Они живут своими национальными интересами и им не до нас.

Еще раз стоит вспомнить коронавирус, как первый в истории глобальный фактор такого масштаба. 217 стран страдает от коронавируса. Все они прилагают невероятные усилия для того, чтобы выздороветь. Здесь важно доверие и объединение усилий. У нас этого нет. Но замечу, что мои прогнозы не пессимистичны. Я - реалист. Верю, что наши люди пройдут эти испытания. Ведь они выживали и в более ужасных условиях. В том числе и во время Голодомора, Второй мировой войны, и тому подобное. Но доверия к власти теперь не будет много-много лет.

2. Кого вы считаете героем и антигероем года?

- Я никогда не очаровываюсь, чтобы потом не разочаровываться. Этим руководствуюсь давно. А еще я придумал такой слоган - эксперт не имеет права быть оптимистом. Надо смотреть в корень и не подчиняться никаким политическим давлениям. Поэтому у меня нет героев. Не знаю, хорошо это или плохо. Герои на фронте. Они ценой своей жизни и здоровья сдерживают российского врага. Наши герои - это врачи, которые также брошены на произвол судьбы нашей властью. Если посмотреть на процент врачей, которые заболели коронавирусом, то очевидно, что такого нет в Европе. Нашими героями также являются простые люди, на которых держится система сопротивления - это волонтеры и все те, кто по своим возможностям помогают стране.

Антигерой для меня - это власть. Уровень ее компетентности самый низкий за все 30 лет. Никогда не было скандалов на уровне такой дешевой суеты. Это не полноценная политическая жизнь. Похоже, что те, кто шли к власти, вообще не представляли, куда они идут. И они не учатся. Но перетерпим и их.

У нас очень плохая ситуация и во внутриполитической сфере. Например, коалиция разваливается на глазах. Рейтинг власти падает. Ее позиция еще держится, но показатели доверия власти гораздо меньше, чем 1,5 года назад. Посмотрите на то, как голосует коалиция. Она голосует ситуативно, то с ОПЗЖ, то с «Батькивщиной», то с нефракционными депутатами. Каждый раз они собирают голоса, но их ресурс уже иссякает. Я думаю, что в следующем году будут внеочередные парламентские выборы и формирование правительства на более или менее нормальной коалиции. Для меня очень важно, чтобы эти силы были прежде всего проукраинскими. И второе - они должны быть компетентными и эффективными. Сейчас, к сожалению, мы не имеем ни компетентности, ни украинства. К тому же власть не контролирует коронавирус. Ранее она хоть делала вид, что они чем-то занимаются в этом направлении. Сейчас мы имеем полную дезориентацию со стороны властей. Есть политические игры, в том числе и с локдауном. Такое впечатление, что они вообще о людях не думают. Все страны закрываются, потому что хотят сохранить своих людей, а у нас хотят сохранить хорошие отношения с теми или иными лоббистскими группами, с олигархами. Это и является приоритетом нашей власти. Все это заставляет их манипулировать статистикой. Я, например, не могу работать с нашей статистикой, потому что она хаотична, вне всех законов, и руководствуется политической целесообразностью. Если надо отложить локдаун, то они пишут одни цифры, когда наоборот надо ускорить его введение, то появляются другие цифры. Но когда власть лишает себя нормальной статистики, то она не может планировать, она не может реагировать адекватно на вызовы и главное - не может спасти людей. А может и не хочет спасать.

3. «День» на фоне года (авторы, статьи, проекты, которые заинтересовали вас больше всего).

- С газетой «День» у меня давние отношения. Для меня очень важно, что «День» - проукраинская, по-настоящему государственная газета. Сейчас мало кто из СМИ имеет государственную позицию. Я обратился в газету «День» с просьбой поддержать нашу попытку в Бабьем Яру создать украинский проект мемориализации. «День» меня поддержал. Команда российского проекта перешла все границы человечности, морали и законности. Они сейчас хотят построить до 27-го января временную мемориальную синагогу за Менорой, на земле Кирилловского православного кладбища. Это мощная провокация. Они хотят спровоцировать столкновения на этой почве и потом на весь мир «объявить» Украину антисемитской страной. Мне кажется, что у соответствующих российских бизнесменов другой цели нет. Возможно они ничего и не хотят строить. Для них главным является имитация на весь мир образа Украины, как антисемитского государства. Поэтому я прошу своих украинских друзей потерпеть, не поддаваться на такие провокации, ведь можно ввергнуть Украину в большую международную проблему. Для этого нужны не только горячие головы, но и деньги, которые платят некоторым радикальным группам, чтобы они делали то, что нужно определенным силам. Но мы нашими совместными усилиями будем бороться.

4. Что придавало вам сил в этом году (события, люди, впечатления)?

- У меня мощная закалка и большой опыт борьбы. Я воевал с ЦК КПСС, с КГБ, провел шесть лет в заключении, поэтому у меня есть иммунитет на различные проблемы, вызовы. Вызов против Украины меня мотивирует бороться, вдохновляет на действия. Меня восхищает способность украинцев выживать в любых даже ужасных условиях. Я помню 90-е годы, когда власть бросила свой народ вообще на произвол судьбы, но люди выживали. Только на это у меня расчет, что украинцы снова переживут эти страшные времена. Нам терпения хватит.

5. Какие новые смыслы, уроки, ценности дал этот год лично вам?

- Я человек преклонного возраста. Поэтому уже не ожидаю, что получу какие-то новые смыслы и новые ценности в этой жизни. Я закалялся очень давно и приобрел систему ценностей гораздо раньше. Они меня держат и сейчас, помогают жить. Сейчас надо думать о том, как воспитать молодежь, чтобы она формировалась в духе нормальных цивилизационных ценностей. Не скажу, что разочарован, но я не вижу, как сложности, которые есть в нашей жизни, закаляют людей и заставляют их быть солидарными, объединяться. Сейчас каждый выживает сам по себе. Гражданское общество, на которое я полагаюсь, в этом году показало, что группы, организации работают, но, к сожалению, все сами по себе. Ждать опять тех вызовов, которые вывели нас на Майданы, не стоит. Я не мечтаю о третьем Майдане. Хотя я всегда их поддерживал и сам принимал участие. Но мы должны научиться цивилизованно развиваться, а не с помощью Революций. Майдан сам по себе не строит ничего, а только вызывает положительные чувства, чтобы вместе противостоять произволу власти. А как потом использовать эту энергию для развития государства, позитивного движения вперед? Нам необходимо уверенно переходить от Евразийской системы ценностей к Европейской. Но как? Этого никто не знает. Героизм нужен, но системно работать надо каждый день и учиться выбирать достойную власть. Мы же попали в ловушку популизма властей. Я не боюсь правых радикалов, потому что их поддерживает 1-2%. А популистов поддерживает 35%. Люди пойдут за кем угодно, кто пообещает мир, снижение тарифов, войну с олигархами, с коррупцией. Сам популизм - это красивое слово, а на самом деле в большинстве случаев это ложь. Это тогда, когда политики обманывают людей. Не тогда, когда они пытаются, но не могут выполнить обещания, а когда они даже не пытаются их выполнить.

6. В 2021-м «Дню» исполнится 25 лет. Чем он за это время стал для вас и Украины?

- Я продуцирую свои материалы, документы и газета «День» мне очень помогает доносить свои мысли до интеллектуального читателя. Мне трудно отдельно характеризовать то ли телевидение, то ли радио, то ли газеты. Но «День» оцениваю очень положительно. Когда необходимо, я обращаюсь к газете «День», и она мне не отказывает в поддержке. Ведь речь идет не о моих личных преференциях или потребностях, а о значимых вещах для общественности и Украины. Поэтому я постоянно говорю, что «День» - это государственная газета.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать