Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему.
Генри Дэвид Торо, американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель

12 лучших спектаклей

С 24 до 30 ноября в Киеве будет проходить завершающий этап ІІ Всеукраинского театрального фестиваля-премии «ГРА»
13 ноября, 2019 - 11:08
СПЕКТАКЛЬ ОДЕССКОГО ТЕАТРА КУКОЛ «БАБЫ БАБЕЛЯ» / ФОТО ОКСАНЫ КРАВЧЕНКО

А на днях была поставлена точка в первой, прошлогодней «ГРЕ» — НСТДУ презентовал альманах с подборкой экспертных отзывов. 168 страниц мелким кеглем (более крупным было бы далеко за 200), 10 авторов, свыше 180 текстов, посвященных 27 спектаклям, — таковы параметры этого беспрецедентного издания. Театры и постановки — и те, которые в итоге стали победителями, и, так сказать, четверть— и полуфиналисты — получили таким образом моральную сатисфакцию и целый комплекс материалов, которые можно использовать в собственной рекламе, на сайтах, в исторических справках.

Эксперт фестиваля «ГРА» Людмила Олтаржевская, один из авторов альманаха, вспомнила на презентации свою — и не только свою — учительницу в профессии Валентину Заболотную и ее тезис о том, что правда о спектакле лежит на пересечении нескольких рецензий. Сейчас в большинстве случаев нечего и надеяться на одну — бумажные профессиональные издания находятся в анабиозе-виртуале, к тому же в моде другие жанры — анонсы, репортажи, отзывы, дискуссии в соцсетях. Поэтому 27 спектаклям из 12 городов Украины незаурядно повезло.

Правда, экспертные выводы, которые составили альманах, тоже трудно назвать рецензиями как таковыми — это, скорее, блиц-диагностика. Но — высокопрофессиональная. В конце-концов, профессионалу и небольшого объема вполне достаточно, чтобы четко выразить свою позицию. Последние у экспертов порой противоположные, а тексты — некомплиментарные, иногда даже контраверсионные. Хочется надеяться, что после ознакомления с ними вопросы наподобие «Кто эти люди и почему именно они стали экспертами фестиваля «ГРА?» —  не будут возникать.

Итак, «ГРА» номер 1 завершена, и театрально-зрительское сообщество уже ожидает последнего, самого громкого аккорда фестиваля «ГРА» номер 2. «Кода» прозвучит 30 ноября: на сцене Национального театра им. И. Франко международное жюри объявит победителей (режиссер церемонии награждения — Влада Билозоренко).

Напомним, что жюри фестиваля-премии, по Положению, подвергается ежегодной 100%-вой ротации. Сейчас ждем в Киеве Бьянку Ионеску-Балло — вокалистку и генерального директора Национального театра «Ион Дачиан» (Бухарест, Румыния), Жанну Лашкевич — театрального критика, переводчицу, драматурга (Минск, Беларусь), Адама Балу — историка, педагога, общественного деятеля и культурного менеджера (Варшава, Польша), театроведа, критика, теоретика театра, общественного деятеля Томаса Ирмера (Берлин, Германия), театрального критика, журналиста, арт-куратора, музыканта, музыковеда, директора PPS Pressoffice Дитера Топпа (Кельн, Германия, председатель жюри).

БЬЯНКА ИОНЕСКУ-БАЛЛО — ВОКАЛИСТКА И ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА «ИОН ДАЧИАН» (БУХАРЕСТ, РУМЫНИЯ)

Дополнительный интерес здесь заключается в том, что в этом году членам жюри будет предоставлено право распределить между спектаклями шорт-листа также индивидуальные номинации — за лучшие режиссуру, мужскую и женскую роли, сценографию, хореографию, музыкальное оформление. Театр, конечно, искусство коллективное, но чувствительные души отдельных мастеров никогда не будет лишним порадовать — тем более, если они этого заслуживают. В ситуации, когда все вокруг — «звезды» («звезда телешоу...», «звезда сериала...».), кому-то же нужно и планку на надлежащей профессиональной высоте держать.

Первая «ГРА» была примечательна, в частности, широким представительством нестоличных театров и постановок — две трети шорт-листа. Нынче Киев «отыгрался»: 8 из 12 спектаклей-финалистов уже знакомы местным зрителям и будут играться на родных площадках. Но среди гостей — сплошные изюминки, которые не стоит пропускать: 24 ноября в 16.00 — спектакль Одесского театра кукол «Бабы Бабеля» (в помещении Театра на Подоле), в тот же день в 20-00 — «Орфей и Эвридика» Одесской национальной оперы (в помещении Национального театра оперетты). 26 ноября в 19.00 — «Правда под маской» (два одноактных балета на музыку И. Стравинского) Львовской национальной оперы им. С. Крушельницкой (в помещении Киевской национальной оперы им. Т. Шевченко), 27 ноября в 11.00 — «Пливе човен, казок повен», спектакль Ровенского кукольного театра, который, бесспорно, будет оценен и детьми, и взрослыми (на сцене Киевского академического кукольного театра).

Поэтому готовьтесь — ГРА надвигается!

Анна ЛИПКИВСКАЯ. Фото предоставлены театральным фестивалем-премией «ГРА»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ