Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Адские воды истории

На международном кинофестивале в Берлине состоялась мировая премьера фильма «Мистер Джонс / Mr. Jones»
14 февраля, 10:50
ФОТО РЕЙТЕР

Это лента польского режиссера Агнешки Голанд, совместного производства Польши, Украины и Великобритании.

На премьеру в фестивальном Berlinale Palast прибыли вице-премьер-министр Украины Павел Розенко и министр культуры Евгений Нищук, не лишний раз, подчеркнув: нынешнее правительство совершенно серьезно относится к процессам роста отечественной киноиндустрии. На украинском стенде, обустроенном на международном кинорынке, Розенко, Нищук и глава Госкино Украины Филипп Ильенко встретились с журналистами и представителями киноиндустрии, ответили на вопросы. Заверили: государство и дальше будет содействовать развитию кино, невзирая на все сложности этого процесса.

Конечно, куда демократичнее, в духе либеральной философии сказать: кино, как и церковь, скажем, должно  быть отделено от государства и его влияния. Ага, именно из этого и исходили в 1990-х. Что из этого получилось, мы знаем: от достаточно развитой отрасли остался пшик. Здесь действует принцип известный из давних времен: не хочешь кормить свой кинематограф — будешь кормить чужой.         

Кормили, а точнее  — подкармливали: прежде всего, американский, а затем и российский. В России при ее нынешнем правителе кино и церковь держат на поводке (финансовом в том числе), потому ничего, кроме иронии и сарказма, не могут вызывать призывы к украинскому правительству отвернуться — и от кино, и, особенно, от церкви. Кто говорит подобные речи не очень трудно догадаться.

Сторонникам «идеологического разоружения « Украины, очевидно, не понравится и фильм Агнешки Голанд. Потому что он не просто о валлийском журналисте Гарете Джонсе (британец Джеймс Нортон прекрасно справился с этой ролью), который в 1932—1933 годах напрасно пытался обратить внимание западных правительств на Голодомор в Украине. Фильм еще и о том, что СССР противопоставил Гарету и другим не слишком мощным, скажем прямо, силам, огромную пропагандистскую машину. Которая действовала не только массивом информации, но и подкупом (то, что происходит и в настоящее время). Оппонент Гарета Джонса в жизни и в фильме — американский журналист Дюранти, редкая гнида, однако же, не где-нибудь, а в США его деятельность советского пропагандиста (по сути дела да) была увенчана наивысшей в этой профессиональной отрасли Пулитцеровской премией.

Не всем показалась убедительной именно эта сюжетная линия — о роли Запада в том, что произошло на поприщах Советской Украины в начале 1930-х. Мол, нужно было боле хлестко и предметнее. Однако же, как по мне, умным довольно будет.

Скажем, один из самых драматичных эпизодов ленты Голанд — это когда он, уже вернувшись на Родину, узнает о том, что США решили установить дипломатические отношения с СССР. Со страной, которую возглавляли людоеды! И скажите, пожалуйста, покаялся ли кто-то из американцев относительно совершенного тогда? Риторический вопрос, как и тщетность надежд на то, что Запад когда-либо признает свои ошибки — как в поддержке Гитлера, так и в поддержке Сталина и его режима.

Самыми сильными, по моему мнению, являются собственно украинские эпизоды. Когда журналист сумел выскользнуть из-под опеки большевистских спецслужб и попутешествовал по селам, опустошенным и вымершим. Попутешествовал по аду — потому что, наверное, именно так он и выглядит. Со старыми и малыми, с поеданием трупов, по тем селам, где воздух пропитан горем и отчаянием. Потому что когда умирают дети, и ты не можешь ничем помочь, когда умирает народ, и его будущее появляется в кровавом мареве — тогда что это? Мы видим эти картины глазами британского журналиста, человека, который очень хорошо понимал смысл  происходящего. Поскольку, кроме всего, он был и проницательным политологом, хотя такой профессии в те времена еще не существовало.

Кстати, история Гарета Джонса 10 лет тому назад была воспроизведена в фильме «Живые» Сергея Буковского, с довольно большим количеством подробностей и поражающим духовным профилем журналиста-подвижника. Который не дожил и до тридцати, где-то в монгольских степях убили его — наверное, вездесущее НКВД. А вот Дюранти благополучно дожил до старости и тихо-мирно почил в своей кровати. Хотя это тот случай, когда на могилу стоило бы и плюнуть.

Получит ли «Мистер Джонс» один из призов Берлинале? Трудно сказать. Хотя уровень фильмов большого конкурса не поражает, но возможны любые неожиданности. Поживем (до субботы, вечера закрытия) — увидим. В конечном итоге, не призами едиными. Главное, впервые западные зрители могут практически впервые (в игровом кино)  увидеть большевистский сталинский рай — рай, который обернулся адом для миллионов украинцев.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать