Люди, у которых есть свобода выбора, всегда выберут мир.
Рональд Рейган, 40-ий Президент США

Браво, маэстро

16 марта исполняется 70 лет Владимиру Кожухарю
15 марта, 2011 - 19:51
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

К юбилею маэстро, главного дирижера Национальной оперы Украины, профессора НМАУ издательство «Такі справи» выпустило книгу музыковеда Галины Коньковой «Владимир Кожухарь. Магия таланта».

«Сегодня Владимир Маркович Кожухарь признан во всем мире — более, чем любой иной украинский дирижер. И это не преувеличение, — говорит композитор Евгений СТАНКОВИЧ. — Ведь он выступал со многими оркестрами мира, принимал участие в различных международных проектах. Его красноречивый, выразительный, исполненный музыки жест понимают музыканты любой страны и с первым же взмахом дирижерской палочки идут за ним. Таких дирижеров-гигантов, «последних из могикан», открывающих для нас музыкальную культуру самых разных эпох, очень мало. И Владимир Кожухарь продолжает эту плеяду неповторимых мастеров, достойно занимая свою нишу как выдающийся музыкант современности».

Его творчество уже многие годы не перестает увлекать, удивлять профессионалов и простых слушателей. Кожухарь вписал уже не одну яркую страницу в историю украинской музыкальной культуры, исполнив более тысячи произведений зарубежных и украинских композиторов.

ПРИЗВАНИЕ — ДИРИЖЕР

«Дирижер — не профессия, а призвание», — считает маэстро. Как же становятся дирижерами? Биография вполне типичная — музыкальная школа-десятилетка в Киеве, консерватория. Проходя школу мастерства у известного педагога и дирижера Михаила Канерштейна, Кожухарь вызывал удивление тем, насколько быстро и легко изучал и запоминал сложнейшие партитуры, не пропуская ни малейшей детали, насколько тщательно отрабатывал технику дирижирования, а главное — поражал неугомонным тяготением к расширению своего симфонического и оперного репертуара, стремлением во всем «дойти до самой сути». Именно это стало основным лейтмотивом творческой жизни Владимира Марковича и в дальнейшем. Обучение в аспирантуре (Москва, класс профессора Геннадия Рождественского, мастер-класс у знаменитого Игоря Маркевича) — и Владимир Кожухарь возвратился в Киев блестящим дирижером-виртуозом. Маркевич назвал его своим лучшим учеником и пророчил судьбу выдающегося дирижера.

Это пророчество начало сбываться уже на одном из концертов в Колонном зале Киевской филармонии, когда В. Кожухарь отважился исполнить одну из сложнейших партитур ХХ столетия — «Весну священную» И. Стравинского. В то время (1960-е годы) это было фантастическим явлением! Тот концерт буквально ошеломил аудиторию. Произведение мировой литературы звучало столь ярко, столь совершенно, что, казалось, Кожухарь не дирижировал, а создавал на сцене эту уникальную музыку. Молодой дирижер (а ему тогда едва исполнилось 25 лет) продемонстрировал такую безупречную технику и глубину интерпретации произведения, что вписал свое имя в число талантливейших дирижеров Украины.

Становление и открытие Владимира Кожухаря началось в Московском театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, главным дирижером которого он работал более 10 лет, и не менее ярко продолжается в его творчестве как главного дирижера Национальной оперы Украины (с 1989 по настоящее время). Зная практически все его постановки, я удивляюсь: почему в нашей прессе о деятельности одного из виднейших дирижеров Украины — не многочисленные статьи, исследования, а лишь короткие абзацы в общем контексте разговора об очередной премьере? Такой мастер уже давно должен быть не менее известным, чем популярнейшие «звезды» шоу-бизнеса, которым и отдают свое предпочтение СМИ.

В ПОИСКЕ ГАРМОНИИ

Мне посчастливилось посмотреть немало спектаклей Владимира Марковича, которые он, казалось бы, тут же создает прямо за пультом, увлекая зрителей красотой и совершенством звучания, глубиной раскрытия внутренней сути каждого произевдения. Маэстро признается: «Я люблю каждый спектакль, над которым работаю. Да и можно ли работать без любви? Думаю, нет».

Может быть, именно поэтому трудно в обширном репертуаре Кожухаря назвать лучший спектакль... «Кармен» Бизе и «Тарас Бульба» Лысенко, «Золушка» Россини, «Катерина Измайлова» Шостаковича и «Золотой обруч» Лятошинского, «Турандот» Пуччини и «Любовный напиток» Доницетти, оперы Верди, Чайковского, Губаренко, Прокофьева... Каждый из этих спектаклей (и еще десятки других) — неповторим. В чем же секрет удивительного таланта маэстро? «Никакого секрета нет, — улыбается Кожухарь. — Просто надо быть настоящим профессионалом в своей специальности. Всегда и во всем... Театр — это один мир, а за театром — совершенно иной. Именно это и есть истинная гармония».

С гастролями Владимир Маркович объездил практически весь мир, прославляя Украину не только спектаклями Национальной оперы, но и многочисленными выступлениями на концертах, представляя разнообразные симфонические программы на престижных сценах, дирижируя спектаклями во многих оперных театрах разных стран. Таланту Кожухаря-дирижера рукоплескали слушатели Италии, Швейцарии, Франции, Канады, Бельгии, Дании, Японии, Германии, Испании, США...

Сегодня мы можем смело говорить о том, что Владимир Кожухарь — блестящий музыкальный руководитель Национальной оперы, известный украинский дирижер — находится на творческом взлете. Зарубежная пресса с восторгом отмечает каждый его спектакль, а постановки «Ромео и Джульетта» Гуно (опера, к которой редко обращаются театры) и «Лоэнгрин» Вагнера признаны одними из лучших в Европе. Владимир Кожухарь достойно представляет музыкальную культуру нашей страны в симфонических концертах, в оперных и балетных постановках Национальной оперы, которая занимает видное место среди оперных театров Европы. Каждое выступление знаменитого дирижера в любой стране становится настоящим событием — а вот на родине до сих пор не сочли возможным отметить его труд Национальной премией имени Тараса Шевченко, которую далеко не всегда (а в этом году — особенно) получают действительно выдающиеся мастера. Когда у Владимира Марковича спрашивают, были ли острые шипы на пути его становления, — маэстро признается: «Профессиональных шипов не было, а окружающие, естественно, кололи, и не раз... Я всегда говорил: «На каждого Моцарта есть свой Сальери»!

P.S.: 26 марта в Национальной опере Украины пройдет юбилейный концерт, посвященный 70-летию главного дирижера театра Владимира Марковича Кожухаря. Это будет симфоническая программа, в которой прозвучат произведения Петра Чайковского — Пятая симфония, Итальянское каприччио, Торжественная увертюра 1812 (эти сочинения маэстро и киевские оркестранты представляли на недавних гастролях в Японии, которые прошли с большим успехом). В фойе Национальной оперы откроется фотовыставка, на которой запечатлены знаковые события в судьбе Кожухаря и сцены из спектаклей, в постановках которых мастер принимал участие.

А 30 марта меломанов Владимир Маркович пригласит в Колонный зал им. Лысенко. Он выступит вместе с музыкантами Национального симфонического оркестра Украины и солистами Национальной оперы. Прозвучат фрагменты из оперы «Золушка» Россини, Сюита №2 из музыки к балету «Дафнис и Хлоя» Равеля и «Поэма экстаза» Скрябина.

Галина КОНЬКОВА, кандидат искусствоведения
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments