Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Человек и... гаджеты

Мировая звезда, экс-киевлянин Иван Путров — о резонансных проектах
21 августа, 10:43
ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Во время короткого затишья между сезонами есть возможность вспомнить яркие страницы прошлого 150-го сезона в Национальной опере Украины. Он был насыщенным: спектакли репертуара, концерты, премьеры.

Так, в рамках популярного фестивального проекта «Приглашенные украинские звезды мировой оперы» в спектаклях театра выступали блестящие вокалисты, на балетной сцене вместе с нашими артистами демонстрировали свое искусство мировые балетные звезды.

Уже в третий раз в нашей столице был показан резонансный проект экс-киевлянина, а в настоящее время лондонца Ивана Путрова Men in Motion. Именно о нем и пойдет речь в интервью с многолетним премьером Лондонского Королевского Балета, театра Садлерс Уэлс, а ныне продюсером проекта с красноречивым названием Men in Motion («Мужчины в движении»).

Напомним, в 2012 г. И. Путров создал балетный проект Men іn Motion («Мужчины в движении»). В этой программе представляет публике ретроспективу развития мужского танца в постромантический период балетного театра.

Романтический период имел строгую иерархию, где самой основной ценностью была балерина. Все остальные составляющие на то время были дополнительными, включая танцора-мужчину, который лишь помогал как можно лучше представить на сцене эту «жемчужину». И вот, в начале ХХ ст. мир стал очень быстро меняться. Женщина получила право голоса, изменилось понятие социума, а в балете человек получил право быть центром внимания. В настоящее время мужчины и женщины стали равными. Именно об этом Иван Путров старается рассказать в проекте Men in Motion

— Иван, отличается ли то, что видят украинские зрители, от того, что вы презентуете за рубежом?

— Я счастлив, что смог показать на главной украинской балетной сцене свой третий проект, который был тепло принят публикой. Концепция остается той же. Меняется состав исполнителей и программа. Это касается каждого показа, мы не берем за основу строго утвержденную программу, наш проект тоже в постоянном движении. Если говорить о последнем показе в Киеве, мы с солистом Лондонского Королевского балета Мафью Боллом впервые показали миниатюру System A\I (Система «искусственный интеллект») в хореографии Людовика Ондивьела, премьера которой состоялась в Лондоне в ноябре 2017 года. В этом номере с помощью пластики тела раскрывается очень актуальная тема: отношения человека с гаджетами — телефонами, компьютерами и тому подобное. Ни определенного сквозного сюжета, ни какой-то захватывающей интриги здесь нет, но каждый современный зритель может ассоциировать себя с тем, что происходит на сцене, корректировать свое виденье этого явления. Но общей остается именно односторонность «общения»: мы все больше полагаемся на электронные приборы, ищем ответы, рассчитываем на подсказки, чувствуем определенное удовлетворение или, наоборот, раздражаемся, то есть вкладываем определенные эмоции, а в ответ получаем или не получаем ответы, информацию или руководство к действию. На фоне достаточно истерической волны предположения в масс-медиа, в произведениях научной фантастики, что вскоре искусственный интеллект полностью заменит человеческий, размышления хореографа очень актуальны: в дуэте человека и, условно говоря, робота конфликт строится на том, что любая деятельность умной машины все же прекращается нажатием на кнопку рукой человека...

— Это завершенный номер или часть чего-то большего?

— Сначала хореограф действительно создал отдельную миниатюру, но увидел, что тема требует продолжения. В мире, где высокие технологии развиваются молниеносно, жизнь людей меняется, соответственно, и все больше становится зависимым от этого фактора. Тема требует развития, обдумывания.

Кроме этой миниатюры, специально для киевского проекта были подготовлены еще три номера: два абсолютно новых произведения — Refletion, поставленный хореографом Эдмондо Туччи для солиста балета Театра Сан-Карло (Неаполь) Алессандро Стаяно и Just Awake, поставленный Аршаком Галумяном для  премьера берлинского Штатс балета Марианна Уолтера (кстати, он муж бывшей солистки киевского балета, а в настоящее время примы берлинской сцены Яны Саленко). А также впервые в Киеве в исполнении премьера Венского Штатс балета, украинца Дениса Черевичко была показана вариация из балета «Спящая красавица» в постановке Рудольфа Нуреева (в Вене это репертуарный спектакль).

— Вариация технически очень сложная, а эстетически, можно сказать, конкурирует с женскими вариациями, что достаточно необычно для киевского зрителя.

— Одной из задач своего проекта я ставлю именно возможность познакомить нашу публику с мировыми тенденциями развития мужского танца, в том числе и классического, который действительно стал конкурентоспособным наряду с женским с приходом в хореографию Михаила Фокина в начале ХХ столетия (в нашем концерте было показано страстное адажио Зобеиди и Золотого Раба (солістка НОУ Наталья Лазебникова и Алессандро Стаяно) из балета «Шехеразада»). Классические и неоклассические постановки делаются современными постановщиками, которые, исходя из возможностей тела танцовщика, находят невероятные по эстетике и технике движения, создают новые пластические образы, навеянные давно знакомой музыкой. Ничего не стоит на месте, потому и искусство классического танца остается живым.

— Если в предыдущих проектах вы исполняли по несколько номеров, то в этот раз у вас был всего один выход на сцену. С чем это связано?

— С организационными моментами, которые отбирают очень много времени, энергии. На танец нужно настроиться, войти в образ; репетиция, грим, костюм требуют времени, а его просто не остается при подготовке концерта непосредственно на сцене. Уставший артист, который еще мысленно настраивает вместе со специалистами свет, фонограммы и переживает, согласованы ли все технические моменты, вряд ли покажет себя на сцене с наилучшей стороны. Поэтому в этот раз я больше выступал как продюсер. Я не теряю форму, танец для меня остается основным, но когда берешься за проект и приглашаешь известных танцовщиков, которые корректируют свой график ради участия, то необходимо ответственность за все брать на себя. Впоследствии надеюсь настроить дело таким образом, чтобы выполнять функции скорее арт-директора. Цель проекта неизменна: каждая программа презентует ретроспективу развития мужского танца от, условно говоря, Фокина до настоящего, которое постоянно выдвигает все новых интересных хореографов, которые видят танец как глубокое концептуальное искусство. То есть проект в действительности неисчерпаем. Некоторые номера, которые особенно понравились публике, как Offertory в исполнении солиста Норвежского национального балета Даниэла Проиетто, мы можем повторять в следующем проекте — это такой себе комплимент тем сторонникам, которые уже ожидают следующего показа. Но главная цель все же двигаться вперед, находить возможности для знакомства зрителя с новыми или малоизвестными произведениями. Киевская сцена для меня почти родная, я вырос и сформировался как артист в этом театре, где танцевали мои родители, Наталья Березина и Александр Путров. Поэтому так важно для меня периодически возвращаться сюда и в качестве танцовщика, и в качестве автора целых проектов. Я счастлив, что проект Men in Motion обрел популярность, стараюсь расширить географию его показов. Перед Киевом был Лондон, наверно, вскоре покажем его в Неаполе в Театре Сан-Карло, ведем переговоры с Минском, в планах поездка в Японию.

Наш проект получил поддержку на уровне Министерства культуры как такой, который несет миссию культурной дипломатии. Кроме того, что мы знакомим украинцев с мировыми тенденциями, каждый участник проекта увозит с собой в свои страны частичку Украины, какого-то нового знания, впечатления от нее и распространяет позитивный имидж моей родины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать