Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

Черно-белые казаки, свидетельство о Путине и комедия о живых мертвецах

В Одессе проходит Десятый международный кинофестиваль
16 июля, 2019 - 19:08
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ФЕСТИВАЛЯ

Замечания кинокритика о насыщенности впечатлений определенного фестиваля — это, как правило, общее место.

Но иногда даже затасканные формулы приобретают реальное содержание. Потому что Десятый международный кинофестиваль, который на днях начался в Одессе, как раз и отличается насыщенностью, которой давно не было на украинских кинофорумах.

Уже начиная с ритуального прохода по красной дорожке: поток бизнесменов и других важных персон был ощутимо разбавлен действующими кинематографистами.

Вечер вели Олег ПАНЮТА и Янина СОКОЛИНАЯ — и в их речах встречались действительно меткие остроты, которые, впрочем, поблекли, когда на сцену вышел классик британского кино Майк ЛИ. Получив почетного «Золотого Дюка» за вклад в киноискусство, Ли завершил речь следующим образом:

— Мы с моей партнершей, когда добрались сюда, очень переживали, когда узнали, что будем получать этого Дюка. Я решил, что нам подят настоящего живого Дюка, настоящего герцога (duke в переводе с английского означает «герцог». — ДД) в полный рост. И что нам придется заботиться о нем, одевать, кормить до конца нашей жизни. Поэтому очень утешительно и трогательно, что Дюк оказался таким маленьким приятным артефактом, который будет удобно хранить дома.

Вполне в соответствии с настроением вечера в Опере после этого показали французскую комедию «Прекрасная эпоха» (режиссер — Николя БЕДОС) о 60-летнем карикатуристе, который пытается с помощью театральных актеров воспроизвести неделю из своей жизни 1974 года, когда встретил свою будущую жену.

И все же настоящим фильмом открытия — объединившим и почетных гостей, и простых зрителей — стала немая историческая драма, блокбастер раннего Голивуда «Казаки» (Джордж В. ГИЛ и Клеренс Браун, 1928). Его показали с нужным размахом: на Потемкинской лестнице в сопровождении симфонического оркестра и хора.  Для создания саундтрека был приглашен композитор Роберт Исраэль, дед которого когда-то эмигрировал именно из Одессы. Готовя партитуру к «Казакам», композитор адаптировал и аранжировал классическую украинскую музыку, в частности произведения Николая Лысенко, Кирилла Стеценко, Семена Гулака-Артемовского, Петра Чайковского, традиционные народные песни и даже гимн Украины.

Сюжет основывается на рассказе Льва Толстого. Главный герой Лукашка —  сын воинственного казацкого атамана. Парень избегает вечной войны с турками, вместо этого изучает книги и упражняется в искусстве верховой езды. Но от казацкой судьбы не убежишь, и вскоре Лукашка становится великим героем, а пока он воюет, в село приезжает  царский сын из Москвы и сватается к любимой Лукашки, Марьяне.

Конечно, «клюквы» здесь хватает — начиная от казаков, играющих на балалайках (!), до украино-турецкого вестерна в Гранд-Каньоне. Но магия американского кино не выветрилась и через 90 лет — блестящую актерскую игру, трюки на лошадях, от которых и сейчас захватывает дух, стремительный сюжет и невероятная работа Исраэля нивелируют все несуразности.

Что же касается фестивальных будней, то, к сожалению, статус жюри ФИПРЕССИ не позволяет мне теперь выступать с оценками  фильмов Национального конкурса. С другой стороны, не имею подобных обязательств относительно Международной конкурсной программы, но пока мне там встретились лишь 2 действительно интересных фильма; к счастью, один из них — украинский.

Главному герою «Инициалов С.Г.» (Раниа АТТЬЕ, Дениэл ГАРСИЯ, Аргентина-США-Ливан) Серхио ГАРСЕСУ уже за пятьдесят, но он продолжает пьянствовать, курить «травку» и бегать за девушками. Друзья называют его Французиком, потому что смолоду он записал альбом испаноязычнх версий песен Сержа Генсбура и поверил в собственную «французскость». Мечтал о больших ролях, об актерской славе — вместо этого снимается в масовках и в порно. Жизнь его постепенно разваливается, ему на голову сыплются все более абсурдные неприятности, пока он просто не пускает себе пулю в лоб. И именно в этот момент и обретает долгожданную славу. Блестящая игра Диего Перетти делает это фильм почти образцовым воплощением жанра черной комедии.

Мировая премьера полнометражного дебюта крымскотатарского режиссера Наримана АЛИЕВА «Домой» (Evge) состоялась в конкурсной программе «Особенный взгляд» 72 Каннского кинофестиваля. Evge  (см. рецензию «Вернуться с рассветом» в «Дне» от 8 мая с. г.) — единственный украинский фильм в Международном конкурсе ОМКФ, и, как указано выше, не уступает другим конкурсантам, подтверждением чему — получасовая овация после показа в Фестивальном дворце.

Конечно, самые полные залы — на программах фестивальных хитов — «Фестиваль фестивалей», «Гала-премьеры», «Специальные показы». Один из первых таких хитов — «Мертвые не умирают» культового Джима ДЖАРМУША.

«Мертвые не умирают» — это песня кантри-певца Стерджила СИМПСОНА, которая все время крутится по радио в сонном маленьком городке Сентервиль. С ней связана одна из самых смешных шуток фильма: «Почему эта песня такая знакомая?» — спрашивает Адам ДРАЙВЕР в образе полисмена. «Это основной саундтрек» — отвечает ему напарник в облике Билла МЮРЕЯ.

Это типичный фильм Джармуша, пусть и о зомби: вышеупомянутый юмор, неспешно-ироничная режиссура, флегматичная, что бы  не происходило, актерская игра. Кроме Драйвера и Мюрея еще есть владелица похоронного бюро Тильда СУИНТОН с самурайским мечом наперевес, Том Уэйтс, замаскированный под безумного партизана, провинциальный расист в исполнении Стива БУШЕМИ и чрезвычайно органический Игги Поп в качестве кровожадного мертвеца. Одним слово, имеем все, за что любим Джармуша.

Режиссер «Синонимов» (Франция-Израиль-Германия, секция «Фестиваль фестивалей») Надав ЛАПИД поступки героя своего фильма списал из собственной биографии. Надав так же когда-то решил порвать все связи не только с собственной семьей, но и с Израилем, бежал в Париж, отказался говорить на иврите. Собственно, заостренные до невыносимости вопросы идентичности и самоопределения (как личного, так и национального) вместе с оригинальной режиссерской манерой принесли «Синонимам» «Золотого медведя» за лучший фильм в Берлине в феврале этого года. В пятницу в «Дне» выйдет более детальный разбор этого фильма и интервью с режиссером.

Еще одна премьера — в программе «Специальные показы» — имела особенное значение. Украинские зрители впервые увидели на большом экране документальный фильм режиссера украинского происхождения Виталия МАНСКОГО «Свидетели Путина».

Видим, как Путин навещает свою бывшую учительницу, как неформально общается в своем предвыборном штабе, встречается с Тони Блером, посещает место совершения теракта в Москве. Манский, кстати, утверждает настоящее начало восхождения второго президента России к власти — 8 сентября 1999 года, когда в Москве взорвался первый дом и далее пошли кровавые теракты по всей европейской части России.

Но интереснее другое: тотальный энтузиазм, с которым победу Путина в 2000-м встречают что в жилище Ельцина, что в предвыборном штабе. На второй локации картина очень примечательная: Манский показывает и называет поименно Лесина, Павловского, Суркова, Чубайса, Касьянова, Швидкого, Юмашева, Дмитрия Медведева. Почти все они давно отстранены от власти, некоторые погибли при невыясненных обстоятельствах, а некоторые — как Немцов, который комментирует что-то на заднем плане в телевизоре, — при вполне даже понятных. И когда смотришь сейчасна захваченных кадром либералов, демократов, антикоммунистов, бувших диссидентов, то вопрос возникает поневоле и далеко в первый раз: неужели они правда верили, что эта Крошка Цахес, этот новоявленный Артуро Уи будет достойным преемником  и продолжит «веселые девяностые» до победного конца?

Судя по всему — да. Убедили самих себя.

Но финал фильма — не о «свидетелях». А о народе. Обычных, рядовых россиянах на улице. Мужчинах, женщинах, стариках, молодежи. Манский долго водит камерой по их лицам.

Народ немствует. Карьера Владимира П. продолжается.

Итоговый обзор фестиваля читайте в ближайших номерах нашей газеты.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День», Одесса — Киев
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments