Люди, у которых есть свобода выбора, всегда выберут мир.
Рональд Рейган, 40-ий Президент США

Десять причин для гордости

Список лучших отечественных картин, снятых за годы Независимости
23 августа, 2016 - 10:34
«ВСЕ ПАЛАЄ», АЛЕКСАНДР ТЕЧИНСКИЙ, АЛЕКСЕЙ СОЛОДУНОВ, ДМИТРИЙ СТОЙКОВ, 2014, ПРИЗЕР ФЕСТИВАЛЯ DOK LEIPZIG / ФОТО С САЙТА WIKIMЕDIA.ORG

До сих пор еще приходится встречать утверждение, что «украинского кинематографа нет». Оно кажется сомнительным уже ввиду того, что до конца этого года в прокат в конечном итоге выйдет 26            полнометражных украинских лент. Еще более убедительный аргумент — список лучших картин, снятых за время Независимости.

Выбранные мной фильмы очень разные жанрово и стилистически, потому буду называть их согласно хронологии.

«ОЧIКУЮЧИ ВАНТАЖ НА РЕЙДІ ФУЧЖОУ БIЛЯ ПАГОДИ»

(режиссер — Михаил ИЛЬЕНКО, Украина, 1994)

Учитывая тотальный кризис украинской киноиндустрии в середине 1990-х, выход этого фильма кажется настоящим чудом. Главный герой, потомок украинских эмигрантов, впервые попадает из Америки в Украину и влюбляется в сельскую девушку. Но между влюбленными возникают разные, иногда довольно странные преграды. «Фучжоу» в то же время и нежно-лирический, и смешной; Ильенко уравновешивает мистику и фольклорную экзотику мягким юмором. Эта работа является достойным прощанием с послевоенной школой «поэтического кино».

«ДРУГОРЯДНI ЛЮДИ»

(Кира МУРАТОВА, Украина, 2001, Главный приз кинофестиваля Go East-2001 — Висбаден, Германия)


«ДРУГОРЯДНI ЛЮДИ», КИРА МУРАТОВА, 2001, ГЛАВНЫЙ ПРИЗ КИНОФЕСТИВАЛЯ GO EAST-2001 — ВИСБАДЕН, ГЕРМАНИЯ) / ФОТО С САЙТА FILM-PARK.RU

В этой черной комедии инфернальная глубина сочетается с искусной легкостью режиссуры. Став свидетелями случайной смерти одного из братьев-близнецов, зрители путают живых и мертвых, чудаков и сумасбродных, сумбур накладывается на комедийное безумие, которое, так или иначе, охватывает всех героев — протагонистку-почтальоншу, растерянного участкового врача, мафиози — бывшего учителя литературы, его добродушного телохранителя, романтичного пациента психиатрического заведения, нерасторопных милиционеров. Особенно следует отметить органическую игру актеров (Наталья Бузько, Сергей Четвертков, Жан Даниэль, Филипп Панов). Их персонажи — трогательные в притворной решительности и беспомощности, не способные на настоящую жестокость, наивные «второстепенные» люди.

«ЙШОВ ТРАМВАЙ №9»

(Степан КОВАЛЬ, Украина, 2002, «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, Гран-при фестиваля «Крок», Украина).

Блестящая анимационная миниатюра о пассажирах трамвая. Каждый из этих пластилиновых персонажей проявляет собственный характер и даже определенный героизм, которого требует путешествие в переполненном трамвае. За несколько минут в вагоне разворачиваются страсти, которые часто видим в жизни, — от колоритных скандалов до пылкой любви. Степану Ковалю удалось показать галерею типичных и блестящих образов украинских горожан. Работа чрезвычайно остроумна, а пластилиновая техника на виртуозном уровне. Этот фильм для зрителей любого возраста.

«ПОДОРОЖНI»

(Игорь СТРЕМБИЦКИЙ, Украина, 2005, «Золотая пальмовая ветвь» короткометражного конкурса Каннского фестиваля).

Это короткометражная черно-белая визуальная поэма, снятая в пансионате для пожилых актеров и в диспансере для психически больных. Появление ленты — личный подвиг режиссера, ведь Стрембицкий должен был сдать дипломную работу, для которой получил на кинофакультете только обрывки старой кинопленки. Их едва хватало, потому практически все снято с первого дубля. Здесь есть потрясающие кадры — пожилой слепой актер читает стихотворения о любви, пациенты психиатрического диспансера радостно улыбаются на камеру, а также легкие, теплые сцены семейного уюта, поэтические образы весенних садов, душевные народные песни. Все эти эпизоды образуют кинополотно, которое запоминается с первого пересмотра.

«НАЗВИ СВОЄ IМ’Я»

(Сергей БУКОВСКИЙ, Украина — США, 2006).

Исполнительным продюсером этой документальной ленты выступил Стивен Спилберг (в США двое его дедушек эмигрировали из Украины). Буковскому удалось рассказать о неописуемо страшных вещах изысканным поэтическим киноязыком. В основу фильма легли видеосвидетельства тех, кто пережил Холокост. Над записями работали волонтеры фонда «Шоа», основанного Спилбергом. Очевидцам событий Второй мировой пришлось вспомнить детство, когда им было по 8—10 лет. На сегодня «Назви своє ім’я» остается самой достойной, с художественной точки зрения, украинской картиной, посвященной трагедии Бабьего Яра и другим событиям Холокоста, которые произошли в Украине в 1941—1942 годах.

«КРОС»

(Марина ВРОДА, Украина, 2011, «Золотая пальмовая ветвь» короткометражного конкурса Каннского кинофестиваля).

Это короткометражка в жанре романа-воспитания о становлении главного героя. 14-летний подросток, один из школьников, которые прогуливают физкультуру, за одно утро познает изгнание, видит смерть и наконец, побитый и униженный сверстниками, оказывается в странном раю, где на одном берегу бегут бессмысленный кросс его одноклассники, на втором — отдыхают беззаботные взрослые, а в центре, на воде, в прозрачной пуле барахтается полуголый парень — то ли такой же изгой, то ли такой же упрямец, то ли зримый символ будущего, которое ожидает героя. У Вроды получилась глубокая, зрелая работа об одиночестве, взрослении и опасном вкусе свободы.

«ВСЕ ПАЛАЄ»

(Александр ТЕЧИНСКИЙ, Алексей СОЛОДУНОВ, Дмитрий СТОЙКОВ, Украина, 2014, призер фестиваля DOK Leipzig).

«Все палає» абсолютно выпадает из ряда майдановской документалистики — по причине иного смысловой ракурса в той же мере, насколько и из-за визуального подхода авторов.

Режиссеры фиксируют насилие и ожесточение с обеих сторон, но, когда нужно, останавливают камеру на деталях. Таких подробностей хватает, чтобы вывести стилистику фильма за сугубо документалистские рамки. В фильме «Все палає» показана угрожающая красота революции, замешенная на огне, крови и непрерывном движении. Но это не эстетизация как самоцель. Режиссеры не склоняются ни к одной из сторон. Можно сказать, что Течинский, Солодунов и Стойков изображают революцию как классическое полотно, на котором уже не так важно, кто виноват, как сама картина большого столкновения — большой трагедии, которая выпала всем нам.

«МАЙДАН»

(Сергей ЛОЗНИЦА, Украина — Нидерланды, 2014, Гран-при кинофестиваля «Астра» (Румыния), приз в номинации «Лучший документальный фильм» Иерусалимского и Лондонского фестивалей и фестиваля по правам человека в Нюрнберге).

Сначала Лозница около часа сосредоточивается на описании ситуации. Сменяются общие и средние планы; в длительных, до пяти минут, снятых неподвижной камерой эпизодах почти ничего не происходит — люди двигаются сквозь кадр, занимаются ежедневными делами. Пылкие речи, призывы вождей со сцены остаются на втором плане, главное — эта драгоценная рутина, в которую погружаешься, как будто в медитацию. Видим почти броуновское движение, стихию, для которой еще не родилась форма, способная ее принять.

Во второй части человеческая масса вступает со своим тяжелым танцем на сцену истории, представляя собой в то же время и хор, и протагониста трагедии, которая разворачивается здесь и сейчас. То, что Лозница показывает в эпизодах противостояний, — плавильный тигель, в котором формируется нация, не этнос, а ответственное сообщество — та же политическая нация, на которой и держится современная цивилизация. Режиссер дважды дает прозвучать траурной песне «Пливе кача», сбивая пафос эпизода и вместо этого опять всматриваясь в людей: они совсем иные, чем в начале картины.

У каждого народа есть свой фильм о рождении нации. Лознице удалось сделать огромный шаг в этом направлении.

«ПЛЕМ’Я»

(Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ. Украина — Нидерланды, 2014, три награды Недели критики Каннского фестиваля, приз «Открытие года» Европейской киноакадемии, в целом свыше 40 международных наград).

Эта криминальная драма является полнометражным дебютом режиссера. Главный герой — юноша, который попадает в интернат для несовершеннолетних с проблемами слуха и быстро находит собственное место в жесткой уголовной иерархии среди воспитанников. Но из-за чувства к соученице парень вступает в смертельный конфликт с племенем одичалых подростков. Никаких диалогов или титров: зритель оказывается в мире жестов и шокирующих молчаливых сцен. Вместо слов автор применил язык выразительной хореографии, поэтому эта картина — своеобразная пластичная поэма, фильм-танец. Как признают критики, аналогов «Племені» в современном мировом кино не существует.

«РIДНI»

(Виталий МАНСКИЙ. Германия — Латвия — Эстония — Украина, 2016, лучший документальный фильм Карловарского фестиваля, Чехия).

Очень личное кино о родственниках режиссера, которые по-разному переживают события, связанные с российской агрессией в Украине. Снимая фильм, Манский с весны 2014-го до весны 2015-го побывал во Львове, Одессе, Киеве, Севастополе, Донецке. В Украине живут его мама и тети, племянники, дедушка, двоюродные братья и сестры. Все они имеют разные профессии, взгляды на жизнь и политические убеждения. Автор дает слово каждому — часто и сам появляется в кадре (прием для документалиста достаточно рискованный), но избегает прямых оценок. Идет речь не о поисках виновных, а о трагедии собственной семьи, где из-за событий последних лет родные люди стали совсем чужими.

В конце остается прибавить: этот список может быть намного длиннее.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments