Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему.
Генри Дэвид Торо, американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель

Дюжина лучших

Объявлен шорт-лист Второго всеукраинского театрального фестиваля-премии «ГРА»
6 июля, 2019 - 12:58

Так кого же мы будем ждать на мероприятии в ноябре, по итогам которого международное жюри определит победителей?

Напомним, что в шорт-лист входят 12 лучших спектаклей, представленных в 6 номинациях.

Результат этого этапа оказался вполне предсказуемым, по крайней мере в трех из них: по мнению экспертов, никто не смог составить конкуренцию таким мощным, резонансным постановкам, как «Плохие дороги» Т. Труновой по Н. Ворожбит и франковский «Кориолан» Д. Богомазова («лучший драматический спектакль»), «Орфей и Эвридика» Одесской оперы и «Скрипач на крыше» Национальной оперетты («за лучший спектакль в жанре оперы/оперетты/мюзикла»), «Правда под маской «Весна священная/Пульчинелла» Львовской оперы и «Спящая красавица» Р. Поклитару в Киев модерн-балете («За лучший пластический/хореографический спектакль»).

Честно говоря, лично я предпочла бы иметь в «ГРІ» больше неожиданностей и меньше «академизма». И если можно было бы «растянуть» шорт-лист, то он непременно включал бы в себя и какой-то из совершенно непохожих друг на друга спектаклей Одесского театра им. В. Василько («Она его любила», например), и черниговского «Скапена», и скромную по ресурсу, но суперсовременную по идее и исполнению миниатюру «Альфа» киевской «n'Era Dance Group»... Но, как говорится, имеем то, что имеем.

Зато в других номинациях непредсказуемого оказалось больше. Так, Новый драматический театр на Печерске стал первым за два года коллективом, представленным в шорт-листе аж двумя постановками. Авторский тандем Ольги Лариной - Дениса Мартынова, который в прошлом году остановился в шаге от финала с пушкинским «Онегиным», сейчас получил компенсацию с «Богом Резни» Ясмины Реза, составив пару стриндберговской «Фрекен Юлии» театра «Золотые ворота» (режиссер Иван Урывский). А победитель программы Британского Совета Takingthe Stage - «Мир в ореховой скорлупе» в постановке Дмитрия Захоженко «по идеям из книг Стивена Хокинга» (так в программе) –далее будет соревноваться в «поисково-экспериментальной» номинации с постановкой Одесского театра кукол (тоже уже «завсегдатая» «ГРИ» - в  прошлый лонг-лист попала его «Олеся») «Бабы Бабеля» белорусского режиссера Евгения Корняга.

Наконец, номинация «за лучший спектакль для детей» стала полижанровой: здесь «Король Дроздобород» Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества будет конкурировать с продукцией Ровенского театра кукол под названием «Пливе човен, казок повен».

Во время первого сезона «ГРИ» мы очень радовались театральной «децентрализации»: тогда 2/3 шорт-листа «оккупировали» нестоличные постановки (Чернигов, Ивано-Франковск, Харьков, Берегово, Николаев, Днепр, Кривой Рог). Сейчас Киев «реабилитировался», поэтому пропорция – ровно обратная: 2 финалиста - из Одессы, по одному - из Львова и Ровно, остальные - киевляне. Остается надеяться, что в дальнейшем баланс все же будет колебаться по принципу «сообщающихся сосудов».

Похоже, что так же будет видоизменяться и качественный состав номинаций: в прошлом году лидировали камерная и поисково-экспериментальная, а пластически-хореографическая отставала, сейчас неистовая борьба шла среди драматических спектаклей большой сцены, пластическая оказалась удивительно разнообразной, а вот камерная и экспериментальная несколько отошли в тень...

Нынешние результаты также подтвердили проблему, которая продолжает быть хронической для отечественного театра: нехватка креативных режиссерских кадров. Они есть, они работают интенсивно, но не «покрывают» весь театральный процесс. Андрей Бакиров, Дмитрий Богомазов, Максим Голенко, Ростислав Держипильский, Оксана Дмитриева, Стас Жирков, Раду Поклитару, Богдан Струтинский, Тамара Трунова, Иван Урывский (в алфавитном порядке, чтобы никого не обидеть) - а за ними кто? Имею в виду в первую очередь не камерный формат, а «большой стиль». Павел Кошка обратил на себя внимание в этом году как постановщик «Орфея и Эвридики» в Одесской опере, а еще?

Таким образом сейчас «ГРА» выполняет скорее функцию фиксации трендов, чем стимулирование появления новых имен. Впрочем, смешно было бы ожидать таких быстрых результатов от проекта, который реализуется только второй раз.

В целом же прекрасно известный всем театралам «закон второго спектакля» относительно нынешней «ГРИ» не сработал: спектакли стоимостные, разнообразные, яркие. И на финальном этапе - учитывая нюансы восприятия отечественного искусства зарубежными специалистами -результат уже предсказать невозможно.

Таким образом, итоговый фестиваль, на котором в Киеве будут представлены номинанты, состоится в последнюю неделю ноября. Но до этого в графике «ГРИ» определена еще одна точка: на сентябрь запланирована презентация альманаха, в который войдут выводы экспертов относительно спектаклей прошлогоднего шорт-листа. Поэтому театры, общественность, история «в лице» Театрального музея получат еще и столь обширную, подробную фиксацию своих достижений в качестве творческого бонуса.

Анна ЛИПКИВСКАЯ, председатель Экспертного совета всеукраинского театрального фестиваля-премии «ГРА» (специально для «Дня»)


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ