Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Евгений Станкович. Отголосок юбилея

Впервые композитор полностью услышал свое произведение «Когда цветет папоротник», которое написал еще в середине 1970-х!
17 октября, 11:56

Напомним, маэстро написал фольк-оперу «Когда цветет папоротник» в середине 1970-х годов, а впервые (полностью) это произведение прозвучало в концертном исполнении 8 апреля 2011 года на фестивале «Музыкальные премьеры сезона» — через 33 года после его создания! Так случилось, что автор тогда был за рубежом и не слышал своего произведения, и вот на юбилее его давняя мечта осуществилась.

Литературной основой оперы стали произведения Николая Гоголя, национальный фольклор, героический эпос и народные обряды. Опера «Когда цветет папоротник» была написана по заказу французской концертной фирмы «Алитепа» для Всемирной выставки в Париже. Премьера должна была состояться в 1978 г. во Дворце «Украина». Однако после генеральной репетиции советская цензура спектакль запретила, автора назвали «националистом», декорации и костюмы к постановке уничтожили.

— Фрагментами опера «Когда цветет папортник» исполнялась в разных концертах, как у нас, так и в России, в Америке и Канаде, — подчеркнул Е. СТАНКОВИЧ. — Но это были лишь отдельные номера, а полностью она никогда не была реализована под таким названием! Фольк-опера — условный жанр, поскольку это спектакль, состоящий из номеров разного плана. Есть такие развернутые, как «Купала», где задействованы преимущественно известные народные тексты, мелодии и песни, поэзия Тараса Шевченко, а также идеи Николая Гоголя, связанные с «Ночью на Ивана Купала». Это произведение задумывалось как жанр нового типа наподобие вертепа, который когда-то был популярен в Украине. Действо связано с историческими событиями, но ввиду того, что всего не охватишь и не вместишь в полтора-два часа, выбирали самые яркие фольклорные сокровища, которые были на нашей земле...

— Поверьте, даже в самых сокровенных мечтах я не мог себе и представить такого прекрасного исполнения моей музыки, таких искренних приветствий, теплых высказываний в мой адрес от моих коллег, друзей, музыкантов, исполнителей, — признался Евгений СТАНКОВИЧ в перерыве концертного исполнения его знаменитой фольк-оперы «Когда цветет папоротник» в Национальной филармонии Украины. Действительно, прекрасное исполнение Хором им. Г. Веревки и Национальным симфоническим оркестром Украины под руководством Владимира Сиренко стало самым дорогим подарком юбиляру к его 70-летию, которое торжественно отметила музыкальная общественность. Отзывами на это уникальное во многом событие поделились известные музыканты, коллеги по цеху, деятели культуры и искусства.

Николай ЖУЛИНСКИЙ, академик НАН Украины:

— Для нашей национальной музыкальной культуры фигура Евгения Станковича — это прежде всего символ неугасаемости духовной истории Украины. Удивительно, но личность этого композитора, которая поражает величием и мощностью своего таланта, многомерностью художественной деятельности, как-то не вяжется с любыми пафосными определениями. В его творчестве есть ощущение постоянного внутреннего диалога прошлого и настоящего, причем глубинные национальные истоки его музыки органично вливаются в модерную отделку и соответственно обретают остро современное звучание. Самобытное, глобальное, панорамное осмысление нашего прошлого, которое мы услышали в его гениальном творении — фольк-опере «Когда цветет папоротник», заставляет почувствовать мощную, ярко декоративную необарокковую стихию его музыки, которая властно подчиняет своей масштабностью и животворной силой, способной перенести мелочность сегодняшних неурядиц в философскую плоскость.

Владимир СИРЕНКО, художественный руководитель и главный дирижер Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины:

— Сознаюсь, это было моей мечтой с молодости — исполнить знаменитую фольк-оперу Евгения Станковича «Когда цветет папоротник». Я знал обо всех драматических коллизиях, которые сопровождали непростую «биографию» этого шедевра. Сразу стало известно, что оперу сняли с генеральной репетиции, уничтожили декорации, и, в конечном итоге, исполнили лишь часть, под названием «Купала». И Федор Иванович Глущенко, и Анатолий Тимофеевич Авдиевский возили ее даже в Москву (кстати, с участием Нины Матвиенко). Но это был лишь фрагмент, который никоим образом не мог создать целостного представления о глубинной концепции этого уникального произведения. Поэтому мне давно хотелось воплотить заветную мечту, и только в прошлом году она наконец осуществилась — это было премьерное исполнение, а на этот раз — второе. Конечно, хотелось бы увидеть эту оперу в эффектной сценической постановке, на которую она, собственно, и рассчитана и которой заслуживает. Кажется, где-то сохранились эскизы Евгения Лысика (декорации были уничтожены). Кстати, на первой постановке в 1978-м были задействованы колоссальные творческие силы — Лысик (декорации), Шекера (хореография) и, в первую очередь, музыка Станковича! Музыка Евгения Федоровича для меня является особенно близкой и дорогой. Не хочется прибегать к банальным высказываниям, но его музыка всегда «берет за душу».

Леся ДЫЧКО, композитор:

— Исполнение, даже в концертном формате, этого фантастического и во многом знакового для украинской музыкальной культуры произведения стало подарком не только для нашего юбиляра, но и событием всеукраинского масштаба. Это знаменитое оперно-эпическое полотно Евгения Станковича! Исполнение состоялось на чрезвычайно высокой ноте, а звучание хора и оркестра поражало широтой амплитуды образно-эмоциональных пластов, властно втягивало собравшихся в водоворот контрастно-драматических столкновений и эмоционально-лирических, мечтательно-исповедальных сцен. Для меня Евгений Станкович — гениальная личность, в которой сфокусировались все лучшие грани нашего национального самосознания. Это, прежде всего, особое благородство звучания его произведений, которые, собственно, и являются отражением его исключительно благородной души, его человечности, толерантности, любви и уважения к коллегам-музыкантам.

Виктор СТЕПУРКО, композитор:

— Даже без сценического действия, в концертной версии, опера Евгения Станковича ошеломляет своей внутренней энергией, красотой музыкального материала. Думаю, поэтому в советское время и не появилась полномасштабная сценическая постановка этого произведения, ведь оно олицетворяет все величие Украины, красоту и талант ее народа, его яркое и самобытное художественное мировосприятие. Я бы осмелился даже сравнить это произведение Евгения Федоровича с финалом Девятой симфонии Бетховена, которая в наше время стала символом и гимном современной объединенной Европы. Фольк-опера Станковича — это образ Украины! Произведение требует более широкого акустического пространства, и зал филармонии тесен для этой монументальной эпической фрески. Музыка Евгения Станковича — это сегодняшняя и будущая слава Украины.

Александра ОЛЕЙНИК, музыковед:

— Для меня Евгений Станкович — пример искренности и преданности Украине, украинской культуре. Возможно, это тот гениальный композитор, которого давно ждала наша земля, и которого ей послал Господь Бог именно в наше время. Сегодня мы в полную силу ощутили колоссальную энергетику его музыки, которая в свое время необузданной силой так взбудоражила и напугала партийную верхушку Киева. Напугала ярко и гордо заявленной автором любовью к родной земле, ее славной и бурной истории, оригинальным видением цивилизационного продвижения страны посредством ее песни — неисчерпаемого источника вдохновения для каждого художника, который глубоко укоренен в ее душу, красоту и силу.

Николай ГОБДИЧ, художественный руководитель и главный дирижер хора «Киев»:

— Евгения Федоровича Станковича я считаю сегодня самым сильным композитором Украины. Как-то известный польский композитор Ромуальд Твардовский выразил такое мнение: «Я давно знал, что свет придет с востока, но я не думал, что это будет Киев. У вас такая сильная «Могучая кучка» композиторов, которая еще встряхнет мир». И думаю, в первую очередь, речь идет о Евгении Федоровиче Станковиче. Не знаю ни одного автора, чья бы музыка так цепляла за живые струны души, как музыка Станковича. Ни одно из его произведений не оставляет меня безразличным. Возьмите его гениальную фольк-оперу «Когда цветет папоротник», которой уже более 30 лет: она и сейчас производит потрясающее впечатление, словно написана сегодня. И секрет ее не только в том, что композитор взял «не очень актуальные» для советской Украины исторические песни «О Байде», «О Морозенко» и органично вписал в развернутое во времени и историческом пространстве музыкально-сценическое полотно, которое созвучно современному восприятию. В музыке Евгения Станковича я вижу прямую историческую параллель с творчеством Артемия Веделя. Хотя, казалось бы, композиторов разделяет дистанция в два с половиной века. Сегодня среди музыкантов бытует мнение: «Если хочешь познать настоящего Станковича — внимательно выучи его партитуры, и ты поймешь полное несоответствие между его светским поведением, его манерой держаться, разговаривать и его музыкой. А где же он настоящий? Ответ однозначен: конечно, в музыке.

Виктор МУЖЧИЛЬ, композитор (Харьков):

— Это настолько колоссальная художественная фигура не только в украинской музыкальной культуре, но и в мировом художественном пространстве, что можно считать большой удачей быть современником Станковича и в полную силу постигать его талант благодаря таким прекрасным исполнениям его музыкальных шедевров, как сегодняшний праздник — услышать полностью его знаменитую оперу «Когда цветет папоротник». Вот где настоящие глубина и народность, вот где неподдельное в своей искренности высокохудожественное осмысление украинской народно-песенной стихии. Причем осмысление прогрессивное, современное, направленное своим взглядом в будущее. Все творчество Станковича неразрывно связано с сугубо человеческими, личностными качествами композитора. Он всегда поражает сплавом высочайшей духовности, буквально на уровне сакральности, непосредственного отношения к людям, высокой гуманности и проявлением искренней общительности и любви к коллегам. Произведения Станковича мы узнаем буквально с первых звуков. Он без преувеличения является самым выдающимся композитором нашей эпохи.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать