Чувствовать себя человеком, чувствовать себя тем, как еще когда-то говорили, первым творением Наибольшего Творца, чувствовать себя сознательным во всех своих поступках и житии - вот основная заповедь человека-европейца.
Улас Самчук, украинский писатель, журналист и публицист, редактор

Голос, который очаровывал всех

Двадцать лет назад украинское вокальное искусство потеряло Елизавету Чавдар
29 декабря, 2009 - 21:29
ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ

Эту блестящую певицу и педагога критики называли «легендой киевской сцены»... Память о певице берегут те, кому выпало с ней работать на сцене и в консерватории, ее ученики, среди которых такая прославленная оперная певица, как Виктория Лукьянец. Недавно именем Чавдар назвали одну из киевских улиц.

Елизавета Ивановна была Божьей милостью певицей и актрисой — звездой среди звезд. В течение всех лет работы в киевской опере, а затем консерватории по-настоящему ее искренне любили и уважали коллеги по сцене, педагоги вокальной кафедры. У Чавдар никогда не было врагов и недоброжелателей, а все называли ее или Лиза, или Лизонька, наша Лизонька. Она была эталоном человека и художника, сочетала в себе творческую требовательность к себе и коллегам по сцене, и в то же время готова была прийти на помощь в любой жизненной ситуации каждому, кто в этом нуждался...

Всякий раз вспыхивает ее имя и в контексте современной художественной жизни, когда по радио звучат записи раритетов ее удивительного колоратурного сопрано.

Любить петь в детстве — не всегда путь в музыкальное училище, а тем более — в консерваторию. Возможно, не стала бы певицей одесситка из рабочей семьи Елизавета Чавдар, которая охотно пела и в школьном хоре, и исполняла сольные песни в школьных концертах, если бы не случайная встреча с выдающимся консерваторским педагогом, профессором Ольгой Николаевной Аслановой. Услышав голосистую девочку, решительно предложила подготовить ее к учебе в консерваторию. Однако первая попытка поступления оказалась неудачной: голос абитуриентки не понравился приемной комиссии. И тогда Елизавета показала свой настойчивый и решительный характер. Она не только утвердилась в мечте стать певицей, а начала еще упорнее овладевать вокалом. Верила в нее и Асланова. Через год Елизавета Чавдар была студенткой знаменитой консерватории, сильно поразив профессуру, которой еще год назад она показалась абсолютно неперспективной. Мало того, после второго курса педагоги кафедры единогласно приняли решение — перевести одаренную девушку на четвертый курс! Ее привлекают к участию в спектаклях Оперной студии консерватории, где Елизавета Чавдар исполнила свою первую сценическую партию, создав очаровательный образ пажа Керубино в «Свадьбе Фигаро» Моцарта.

В программу ее государственного экзамена вошли Концерт для голоса с оркестром Глиера, арии Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова, Розины из «Севильского цирюльника» Россини и Джильды из «Риголетто» Верди.

Летом в 1948 г. в творческом отчете приняла участие выпускница Одесской консерватории Елизавета Чавдар. Она исполнила арию Розины из оперы «Севильский цирюльник». Впечатление публики и специалистов было настолько сильным, что уже на следующее утро молодая певица получает приглашение дирекции Киевского театра оперы и балета прийти на прослушивание. И вскоре молодая одесситка дебютирует на этой столичной сцене партией Джильды в «Риголетто» Дж. Верди. Известный дирижер и профессор Киевской консерватории Александр Климов написал тогда: «Со сцены столичного оперного театра зазвучал молодой, свежий голос... На спектакле «Риголетто» слушателей очаровало прекрасное, замечательного тембра колоратурное сопрано 23-летней солистки Елизаветы Чавдар, ее удивительная музыкальность. Она блестяще дебютировала на оперной сцене, воплотив в партии Джильды образ чистой, жизнерадостной девушки. Уже первая ария поразила полнотой и утонченностью пения...»

Потом была партия Розины в «Севильском цирюльнике» Россини, которую вокально она выучила еще со своим консерваторским педагогом, работая над партией Царевны Лебедь в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова, Антониды в «Иване Сусанине» Глинки, участие в Московской Декаде украинского искусства (1951 г.), где Елизавета Чавдар запела на сцене Большого театра партию Марфы в «Царевне невесте» Римского-Корсакова и своей проницательной трактовкой образа, наполненной искренностью и теплыми обертонами голоса, очаровала публику... А в 27 лет Елизавета Чавдар становится народной артисткой СССР. Киевская опера пополнилась настоящей звездой, с которой с большим творческим удовлетворением работают опытные дирижеры и режиссеры: Александр Климов, Веанимин Тольба, Владимир Пирадов, Константин Симеонов, Михаил Стефанович, Владимир Манзий, Владимир Скляренко...

Международные фестивали молодежи в Будапеште (1949 г.) и Берлине (1951 г.), ІХ Международный фестиваль «Пражская весна» (1956) принесли Елизавете Чавдар широкое международное признание. Начиная с конца сороковых годов она с успехом выступала с концертными программами в Китае, Австрии, Швеции. Ее гастроли в Финляндии, где киевская певица исполнила партию Джильды, стали настоящим триумфом солистки Киевской оперы. Газета «Хувудстадсбладет» писала: «Ее голос отличается яркостью, в прозрачной технике кантилены он инструментальный, колоратура безукоризненна. Давно в нашей опере не было такой очаровательной Джильды». А после концертной программы Елизаветы Чавдар в Афинах газета «Врадини» писала: «Сопрано Елизаветы Чавдар не только очаровало публику своей техникой, но и очаровательной тональностью ее голоса, который не часто встречаем у колоратурных сопрано. В ее исполнении «Соловья» мы услышали настоящего живого соловья. Передача песен этой певицей настолько искусная, что, даже не зная язык, слушатель понимает о чем она поет. В этом певица из Киева убедила, исполняя греческую песню...» Уместно сказать, что в какой бы стране Елизавета Чавдар не выступала, она непременно исполняла хоть одно произведение на языке народа, в творческих гостях которого находилась.

В 1956-м в Киевской опере была поставлена опера «Руслан и Людмила» Глинки. Даже те, кто хорошо знал вокальные возможности и артистизм Елизаветы Чавдар были поражены ее интерпретацией заглавной партии. В этом эпохальном для театра спектакле партнерами Елизаветы Чавдар были Борис Гмыря, Петр Билинник, Николай Частий, Виктор Борищенко... И все же, наибольший успех в этом масштабном и ярко романтичном спектакле выпал Елизавете Чавдар, которая органично и непринужденно прочувствовала песенно-народную природу музыки Глинки... В следующем сезоне певица принимает участие в подготовке премьеры оперы «Бал-маскарад» Дж. Верди и с блеском исполняет партию пажа Оскара, которая надолго будет украшать ее вердиевский репертуар. Впоследствии он пополнится еще и партией Виолетты, которая в исполнении Елизаветы Чавдар будет всегда вызывать у публики чувства сопереживания и соучастия.

Учитывая вокальные данные Елизаветы Чавдар Георгий Майборода создает партии Ярыны и Йолан в своих операх «Арсенал» и ?«Милана». Несмотря на их идеологическую заангажированность, эти оперы давали большое пространство певцам, в частности Елизавете Чавдар, которая получила возможность работать с современным вокальным материалом.

Ей выпало творить в один из самых ярких периодов истории киевской оперы, творить в плеяде самых выдающихся украинских вокалистов второй половины ХХ века. Чавдар ушла со сцены так же красиво, как и служила ей. Проработав двадцать пять лет, в расцвете творческих сил и художественного взлета, решительно поставила точку на исполнительстве. В одном интервью сказала тогда: «Пела до тех пор, пока мне абсолютно все удавалось, пока голос был в идеальном порядке. Не могла допустить, чтобы петь не так, как когда-то, чтобы обо мне могли сказать, мол, опыт, мастерство есть, а возраст начинает подводить...»

Выбор был сделан в пользу вокальной кафедры Киевской консерватории, которой Елизавета Ивановна отдала более двадцати лет своей жизни, пройдя путь от преподавателя до профессора и заведующей кафедрой, вписав в ее историю такую же золотую страницу, как и в театре.

В вокальной педагогике Чавдар сумела соединить классические традиции вокальной школы и новаторские поиски, учитывая достижения европейского вокала, в первую очередь бельканто, собственный опыт и знания, обогащая педагогику еще и высоким потенциалом эстетического и духовного воспитания своих студентов, что было особенно важным в становлении личности художника. В ее работе с учениками не было случайности, чего-то второстепенного и несущественного, поэтому на ее занятия в тридцать четвертый чавдаровский класс шли как на праздник, с предчувствием познания чего-то нового, приобретения необходимого для вокалиста. А среди ее воспитанников народная артистка Украины, всемирно известная примадонна В. Лукьянец, известные сейчас во многих странах оперные и камерные певицы Н. Чепига, Т. Юрченко, С. Катарнозе и др.

С ней часто консультировались и уже известные певцы, в частности Анатолий Соловьяненко, Людмила Семененко, Виктория Мартиросова, для которых она была коллегой, другом, творческим советчиком. Уникальная педагогическая одаренность, профессионализм, объективность и настойчивость, умение разглядеть в своем ученике перспективы роста и совершенствования создали ей высокий авторитет среди специалистов. Всю свою жизнь Чавдар служила сцене, национальной культуре, своим почитателям, которым она всегда приносила большое счастье прикоснуться к высокому искусству.

Василий ТУРКЕВИЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ