Работать надо идейно, чтобы дать свою духовную лепту для родного народа.
Кость Левицкий, украинский государственный деятель, адвокат, публицист

Именины Булгакова на Андреевском

От архангела Михаила до «Собачьего сердца»
24 ноября, 2015 - 10:44
В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЕ ЭКСПОЗИЦИЯ ОБРАЩАЕТСЯ К ПОСЕТИТЕЛЯМ ДЕСЯТКАМИ РАЗНЫХ СПОСОБОВ, ПРЕДСТАВЛЯЯ СОБОЙ ЗАХВАТЫВАЮЩУЮ И МНОГОУРОВНЕВУЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ИГРУ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Музей в Украине — понятие консервативное, полностью находящееся в рамках общего представления о сугубо иерархическом учреждении, в котором экспонат берет верх над человеком, а идеология — над экспонатом, где дистанция — часовая, пространственная, социальная — является базовым принципом.

В мире давно не так. Иерархию повсеместно вытесняет интерактивность. В современном музее экспозиция обращается к посетителям десятками разных способов, представляя собой захватывающую и многоуровневую интеллектуальную игру.

Один из немногих украинских музеев, устроенных и работающих именно так, — литературно-мемориальный музей Михаила Булгакова на Андреевском спуске, известный также как «Дом Турбиных». Это, по сути, и есть дом — потому что там господствует атмосфера домашнего уюта, которая в то же время совмещается с насыщенной интеллектуальной работой.

В прошлую субботу в музее состоялось празднование именин Михаила Булгакова, традиционно приуроченное ко дню архангела Михаила, который считается защитником Киева. Лейтмотивом празднования стало «Собачье сердце» — повесть, написанная Булгаковым ровно 90 лет тому назад. Напомню, что в этом сатирико-фантастическом произведении язвительно описана попытка создания «нового человека», которая заканчивается перерождением вполне нормальной собаки Шарика в большевистского невежду Шарикова. Советская цензура запретила публикацию; в частности, агент ОГПУ, присутствовавший на чтении рукописи во время собрания литераторов в Газетном переулке, охарактеризовал услышанное следующим образом: «Такие вещи, прочитанные в самом блестящем московском литературном кружке, намного более опасны пусто-безобидных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях «Всероссийского Союза Поэтов». Как следствие, «Собачье сердце» выпустили в СССР только в 1987 году, а против самого Булгакова началась кампания травли.

РАРИТЕТ: ЭТО КАРИКАТУРЫ  БУЛГАКОВА, КОТОРЫЕ ПИСАТЕЛЬ НАРИСОВАЛ НА СЕБЯ И КУЗЕНА КОСТЮ. ИХ ДОСТАЮТ ИЗ АРХИВА МУЗЕЯ ЛИШЬ ДВАЖДЫ В ГОД — 15 МАЯ В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА И 21 НОЯБРЯ — НА ИМЕНИНЫ (ПРАЗДНИК АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА) / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»

Об этих и других обстоятельствах появления повести рассказала соучредитель и автор научной концепции музея Кира Питоева в захватывающем историческом экскурсе, отдельно вспомнив о дяде Булгакова, враче-гинекологе Николае Покровском, который, собственно, и является прототипом профессора Преображенского в «Собачьем сердце». Соответственно, были представлены новые пополнения постоянной экспозиции — оригинальные фотографии Покровского и других родственников Булгакова.

Официальную часть завершил показ не особо известной у нас, но очень достойной экранизации повести — итальянский фильм «Собачье сердце» (режиссер Альберто Латтуада, 1976 г.), в котором образ Шарикова приобретает совершенно неожиданные черты.

Среди прочего, следует сказать, что были отмечены — с выдачей специальных удостоверений  — друзья музея (это особое общественное объединение существует при всех современных музеях), и среди них оказалось двое журналистов нашей газеты — Татьяна Полищук и автор этих строк.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments