Настоящий героизм — жить согласно своим убеждениям
Юрий Шухевич, украинский политический деятель

Именины Булгакова на Андреевском

От архангела Михаила до «Собачьего сердца»
24 ноября, 2015 - 10:44
В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЕ ЭКСПОЗИЦИЯ ОБРАЩАЕТСЯ К ПОСЕТИТЕЛЯМ ДЕСЯТКАМИ РАЗНЫХ СПОСОБОВ, ПРЕДСТАВЛЯЯ СОБОЙ ЗАХВАТЫВАЮЩУЮ И МНОГОУРОВНЕВУЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ИГРУ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Музей в Украине — понятие консервативное, полностью находящееся в рамках общего представления о сугубо иерархическом учреждении, в котором экспонат берет верх над человеком, а идеология — над экспонатом, где дистанция — часовая, пространственная, социальная — является базовым принципом.

В мире давно не так. Иерархию повсеместно вытесняет интерактивность. В современном музее экспозиция обращается к посетителям десятками разных способов, представляя собой захватывающую и многоуровневую интеллектуальную игру.

Один из немногих украинских музеев, устроенных и работающих именно так, — литературно-мемориальный музей Михаила Булгакова на Андреевском спуске, известный также как «Дом Турбиных». Это, по сути, и есть дом — потому что там господствует атмосфера домашнего уюта, которая в то же время совмещается с насыщенной интеллектуальной работой.

В прошлую субботу в музее состоялось празднование именин Михаила Булгакова, традиционно приуроченное ко дню архангела Михаила, который считается защитником Киева. Лейтмотивом празднования стало «Собачье сердце» — повесть, написанная Булгаковым ровно 90 лет тому назад. Напомню, что в этом сатирико-фантастическом произведении язвительно описана попытка создания «нового человека», которая заканчивается перерождением вполне нормальной собаки Шарика в большевистского невежду Шарикова. Советская цензура запретила публикацию; в частности, агент ОГПУ, присутствовавший на чтении рукописи во время собрания литераторов в Газетном переулке, охарактеризовал услышанное следующим образом: «Такие вещи, прочитанные в самом блестящем московском литературном кружке, намного более опасны пусто-безобидных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях «Всероссийского Союза Поэтов». Как следствие, «Собачье сердце» выпустили в СССР только в 1987 году, а против самого Булгакова началась кампания травли.

РАРИТЕТ: ЭТО КАРИКАТУРЫ  БУЛГАКОВА, КОТОРЫЕ ПИСАТЕЛЬ НАРИСОВАЛ НА СЕБЯ И КУЗЕНА КОСТЮ. ИХ ДОСТАЮТ ИЗ АРХИВА МУЗЕЯ ЛИШЬ ДВАЖДЫ В ГОД — 15 МАЯ В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА И 21 НОЯБРЯ — НА ИМЕНИНЫ (ПРАЗДНИК АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА) / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»

Об этих и других обстоятельствах появления повести рассказала соучредитель и автор научной концепции музея Кира Питоева в захватывающем историческом экскурсе, отдельно вспомнив о дяде Булгакова, враче-гинекологе Николае Покровском, который, собственно, и является прототипом профессора Преображенского в «Собачьем сердце». Соответственно, были представлены новые пополнения постоянной экспозиции — оригинальные фотографии Покровского и других родственников Булгакова.

Официальную часть завершил показ не особо известной у нас, но очень достойной экранизации повести — итальянский фильм «Собачье сердце» (режиссер Альберто Латтуада, 1976 г.), в котором образ Шарикова приобретает совершенно неожиданные черты.

Среди прочего, следует сказать, что были отмечены — с выдачей специальных удостоверений  — друзья музея (это особое общественное объединение существует при всех современных музеях), и среди них оказалось двое журналистов нашей газеты — Татьяна Полищук и автор этих строк.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments