Если человек не встанет с колен, то недалеко он сможет пройти.
Иван Драч, украинский поэт, переводчик, киносценарист, драматург, государственный и общественный деятель

Ищем звезд

В Одессе прошел Первый всеукраинский конкурс вокалистов «Певучая Украина» им. Ольги Благовидовой
7 ноября, 2017 - 10:55
ДМИТРИЙ ЕРЕМЕНКО / ФОТО ПРЕДСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ КОНКУРСА

Новый конкурс дал ответы на два главных вопроса: почему школа Благовидовой по-прежнему является одной из самых сильных в Украине, и какие музыкальные ВУЗы сегодня лучше всего готовят оперных звезд.

Ольга Николаевна Благовидова в 1950—1970 гг. была одним из самых сильных преподавателей вокала в СССР. А если измерять конкурсами, то вообще — самым, так как она единственная воспитала сразу трех лауреатов Первой премии на конкурсе имени Петра Чайковского: Николая Огренича (1970), Ивана Пономаренко (1974) и Людмилу Шемчук (1978). Огренич сразу после этой победы начал преподавать в Одесской консерватории, а позже был избран ее ректором. Пономаренко тут же стал солистом Одесского театра оперы и балета, а затем перебрался в Киев — в оперный и консерваторию. Кстати, именно он и возглавил жюри конкурса, куда вошли еще несколько учеников Благовидовой — Алиса Джамагорцян, Анатолий Бойко и Валентина Олейникова. Таким образом, кроме того, что этот конкурс посвятили памяти основательницы одесской вокальной школы, также ввели в состав жюри ее учеников. Это значит, что конкурсантов судили по критериям школы Благовидовой, а Ольга Николаевна была чрезвычайно требовательна к качеству исполнения.


ДМИТРИЙ ЕРЕМЕНКО и ИВАН ПОНОМАРЕНКО

Конкурс «Певучая Украина» им. Ольги Благовидовой оказался важной иллюстрацией образовательных процессов в современной Украине. Уже по списку победителей можно делать выводы о том, какие музыкальные ВУЗы лидируют по качеству обучения вокальным навыкам. Их три: в абсолютном отрыве музыкальные академии Киева и Одессы — по шесть лауреатов, а также три лауреата из Харьковского университет искусств имени Ивана Котляревского. ВУЗы Днепра, Дрогобыча, Херсона, Николаева, Львова и Винницы завоевали по одной награде. Честно говоря, слабее всего выглядели ребята из Кропивницкого, и это не только их вина, но и проблема школы — начиная от неудачного выбора неярких программ и заканчивая неспособностью преподавателя четко определить голос студента. В то же время относительно львовян чувствовалась неплохая школа, но одновременно не хватало харизмы и техники у самих вокалистов.

Конкурсантов разбили на две категории: в категорию «А» вошли вокалисты от 17 до 21 года, в категорию «В» — от 22 до 26 лет. Для группы «А» 15-минутная программа состояла из арии XVII—XVIII веков, арии из оперы композитора XIX—XX веков, романса украинского композитора и украинской народной песни (а капелла или с аккомпанементом). Таким образом, как минимум половина программы состояла из украинской музыки, что в условиях очень слабой поддержки национального продукта со стороны наших оперных театров заслуживает отдельной похвалы в адрес организаторов. Требования для группы «В» были похожими, но отличались большим таймингом (до 20 минут), а также возможностью выбора романса любой национальной школы. Что приятно, вокалисты в этой группе нередко выбирали для исполнения арию из оперы украинского композитора — Николая Лысенко, Юлия Мейтуса, Константина Данькевича.


АНАСТАСИЯ ГАЛАЙДА

Это, впрочем, не помешало ребятам подобрать самый широкий репертуар. Так, лауреат Первой премии среди девушек, студентка Национальной музыкальной академии (НМАУ) имени Петра Чайковского Анастасия Галайда исполнила редко звучащую Арию Натальи из оперы Тихона Хренникова «В бурю». Это чрезвычайно драматичный номер, требующий от исполнительницы максимальной психологической концентрации, умения передавать сильные эмоции и одновременно быть гибкой в их сменах, а также очень непростой в техническом отношении. Несмотря на юный возраст (Анастасии всего 19 лет), она очень неплохо справилась с задачами, предназначенными для зрелой певицы.


ВИКТОРИЯ МЕЛЬНИК

Сильнейшим мужским голосом в этой же группе оказался бас Захарий Палий. Это 19-летний студент Николаевского музыкального училища с насыщенным и узнаваемым тембром голоса, очаровавший жюри Арией Зорастро из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» (именно ее он повторил и на заключительном концерте).

Вторая премия в этой группе ушла 20-летний Ксении Яровой (Харьковский университет искусств имени Ивана Котляревского) — одной из самых ярких участниц конкурса, обладательницы красивого звенящего тембра, хорошей артикуляции и актерских данных. При том, что у девушки впечатляющие внешние данные, вокальной выразительности она добивалась не жестикуляцией и мимикой, а выразительным интонированием. Среди ребят второй премии удостоился студент Херсонского музыкального училища Дмитрий Герасименко (21 год), наиболее интересно исполнивший Романс Неморино из оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Третья премия ушла харьковчанке Софие Анисимовой и одесситке Владе Коевой, а дипломантами в этой группе стали Дарья Косорукова (Днепр), Антон Ярема (Киев) и Марьян Подоляк (Дрогобыч).

Основное внимание публики было приковано к состязаниям в группе «В», так как это более зрелые, опытные музыканты. Здесь первую премию среди девушек получила Виктория Мельник (НМАУ), рискнувшая исполнить самую быструю и чрезвычайно виртуозную Арию Тамиры из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Король-пастух». Бодро и напористо в ее исполнении прозвучала также Ария Марии из оперы «Дочь полка» Гаэтано Доницетти. Мужская первая премия в этой группе досталась одесситу Дмитрию Еременко (на фото) — без сомнения, самому артистичному баритону. Помимо этого, Дмитрий прекрасно проработал интонационные трудности и звучал во всех без исключения номерах программы очень свободно и органично.


АНАСТАСИЯ ПОЛИЩУК

Вторую премию в группе «В» разделили киевлянки Анастасия Полищук и Анна Твердова, обе запомнившиеся эмоциональностью и неплохой вокальной техникой. Третья досталась сразу четверым участникам: одесситам Артему Шутяку и Ольге Митряк, киевлянину Демьяну Матушевскому и львовянке Софие Чайке. Дипломы в этой группе ушли харьковчанке Элле Петниченко, киевлянину Ангелу Георгиеву и одесситу Су Жуй.


АННА ТВЕРДОВА

Отдельным призом — премией Одесского городского головы Геннадия Труханова «Надежда» наградили жительниц города, вокалисток Татьяну Лысенко и Злату Ясиновскую-Олтянову.

Финальный концерт прошел с аншлагом — это хороший показатель интереса к новому состязанию. Событие получилось удачным, а потому некоторые члены жюри даже предложили сделать конкурс международным. Однако при всей амбициозности этого предложения стоит сказать, что Украина сейчас нуждается именно в таком формате — конкурсе всеукраинского масштаба, позволяющем выявлять, ценить и поддерживать свои таланты. Поэтому есть большая надежда на то, что конкурс сохранит свой формат и станет ежегодным.

Организатором конкурса выступила Одесская национальная музыкальная академия имени Антонины Неждановой во главе с её ректором Александром Соколом (генеральный директор конкурса) и заведующей отделом концертной практики этого же ВУЗа Татьяной Алейниковой-Сокол (исполнительный директор). Также состязание поддержало Министерство культуры Украины, Одесская ОДА и Одесский благотворительный фонд имени Эмиля Гилельса.

Любовь МОРОЗОВА, музыковед, Одеса — Львов
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ