Или думай сам — или тот, кому приходится думать за тебя, отнимет твою силу, переделает все твои вкусы и привычки, по-своему вышколит и выхолостит тебя.
Фрэнсис Фицджеральд, американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе

История в... драгоценностях

В Киеве представлены стилизованные реконструкции корон Владимира Великого и Анны Византийской
31 июля, 2018 - 17:17
СТИЛИЗОВАННАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ КОРОНЫ АННЫ ВИЗАНТИЙСКОЙ / ФОТО УНИАН

Акцию приурочили к празднованию 1030-летия крещения Киевской Руси—Украины. Сейчас в Национальном заповеднике «София Киевская» (выставочные залы музея «Дом митрополита») можно увидеть две стилизованные реконструкции корон княжеской эпохи, а полная коллекция ценных экспонатов находится в Национальном архитектурно-историческом заповеднике «Чернигов древний».

В ПЛАНАХ — МУЗЕЙ

Организатор экспозиции, основатель Благотворительного фонда «Возрождение историко-культурного наследия Украины им. Героя Украины Б.Г. Возницкого» Игорь Жук рассказал о том, как возникла идея рассказать историю через короны светских и духовных деятелей. Все началось с короны Данила Галицкого, которая, кстати, экспонировалась в «Софии Киевской». Эта корона была гипотетической, потому что до наших дней не пришли ни к одному четкому изображению!

— Дорогой убор Данила Романовича гипотетический, поэтому были упреки в нашу сторону. Однако известно, что существуют документы, в частности письма, как доказательство того, что таки была коронация. А если была коронация, значит была и корона», — доказывает Игорь Жук.

После выставки короны галицкого князя организаторы решили предложить новую идею популяризации истории — рассказывать через головные уборы о развитии государственности в Украине и мире. Сегодня фонд экспонатов доходит до 80. Они представляют власть как светскую, так и духовную.

ФОТО УНИАН

Игорь Жук заявляет, что скоро появится музей на базе выставки ценных уборов, который станет единственным в мире. «В оригиналах будут выставлены головные уборы церковных деятелей — от вселенского патриарха до представителей всех конфессий в Украине. Это первая часть. А вторая — копии, реконструкции вещей, сохранившихся в мире. Наиболее интересной станет третья часть. Будут воспроизводиться вещи, которые не найдены еще человечеством. И особенно те, которые имеют отношение к нашей истории», — делится планами организатор выставки.

ТИТУЛОВАННЫЙ АВТОРИТЕТОМ

История государственности княжеской Киевской Руси не может обойти вниманием личность Владимира и его жены Анны. Организаторы вернисажа считают, что воспроизводить то время можно в таком тандеме — византийская царевна и князь.

Ведь знаменательному событию крещения предшествовали ряд баталий и побед. Ради руки Анны Византийской, которую еще знают как Анну Порфирогенету, Владимир пошел с войском на Корсунь. Дело в том, что Василий ІІ забыл о старом обещании — за помощь в подавлении восстания отдать сестру. После завоевания крымского города второе соглашение таки не могло быть нарушено византийским императором. А Владимир должен был окреститься, принять христианство и отдать крымские земли в качестве выкупа за царевну.

Кроме того, князь получил специальный титул, был коронован царским венцом. «По византийским церемониально-дипломатическим формами, если византийская царевна выходила замуж за иностранного правителя, а это бывало очень редко, потому что византийцы считали всех остальных ниже себя, иностранный правитель получал от византийцев титул кесаря, который был вторым после императорского, и проходил официальный церемониальный обряд коронации. Такой обряд, судя по всему, прошел и Владимир», — рассказывает доктор исторических наук, музеевед, специалист по византинистике Надежда НИКИТЕНКО.

О кесарском головном уборе Владимира известно благодаря златникам и сребреникам — монетам властителя. А об Анне медиевисты знают из фресок лестничных башен Софии Киевской. «На стенах, где по лестнице поднималась княжеская семья, сохранились изображения, рассказывающие, как Анна после коронации вышла перед публикой в императорском царском облачении», — уточняет пани Надежда.

Еще одним источником является княжеский портрет в зарисовке 1651 года, где Анну и Владимира можно увидеть с коронами. Такая привилегия на то время не была случайностью. Надежда Никитенко доказывает: «Короны свидетельствуют о том высоком статусе, который Русь получила в лоне византийской ойкумены. Это знак наивысшей по своему значению государственности. То есть Русь — Украина вошла в круг византийских государств. После византийских киевские правители заняли второе место на территории Европы».

«Никто сегодня нам не может сказать, что это выдумка или копирование с византийцев. Нет! И Владимир, и Анна были монархами, потому что короны — это головной убор исключительно монархов, то есть царей», — доказывает ученая.

ВИЗАНТИЙСКАЯ НЕПОВТОРИМОСТЬ

Византийская работа, технологии чрезвычайно сложные. В мире совсем немного специалистов-ювелиров, которые знают византийские драгоценности. «Византийские корон осталось очень мало в мире. Они считаются самыми сложными в изготовлении, а потому редкие», — замечает Игорь Жук.

Другое дело — не хватает источников, которые позволили бы возможность полностью реконструировать памятник. Форма корон Анны и Владимира изучалась по изображениям из киевских монет, мозаик, фресок, из описаний в литературных произведениях, византийских памятников. Отдельно исследовались короны Константина IX Мономаха (XI в.), Святого Иштвана (X—XII вв.) и эмали знаменитого Лимбургского реликвария (конец X в.). Середина дорогих уборов воспроизводилась по библейским рассказам, картинам и другим византийским коронам того периода.

— Только в прошлом году нам удалось достать интересный том из Венгрии, где есть специальные зарисовки, как византийцы делали элементы короны, как их отливали. Когда-то ювелиры делали свою работу за два месяца! С учетом новейших технологий, мы все равно не можем так быстро. Очевидно, в Х в. были какие-то особые технологии, неизвестные нам, — признается организатор.

«ВЕНЦЫ ВСЕГДА ДЕЛАЛИ С СОДЕРЖАНИЕМ»

Корону нельзя считать просто внешним признаком власти. На самом деле в ней зашифрованы определенные смыслы, каждая деталь имеет значение. За каждым штрихом можно изучать историю.

— Например, византийские специалисты обязательно использовала перегородчатые эмали. По бокам, как правило, цепляли подвески из жемчужин. Или же вместо них — цепочку с камнями. Такие подвески называли греческим словом — катасисты. Однако еще нет информации, что же означало количество жемчужин в таких катасистах, ведь было оно не случайным, — рассказывает Игорь Жук.

Стилизованные короны Владимира и Анны являются лишь приближенным вариантом тогдашних. Они изготовлены из серебра, латуни и эмали. Украшены драгоценными камнями. Все потрачено на изготовление — 10 тысяч ювелирных жемчужин.

Ценные уборы византийского образца были многогранными. На гранях преимущественно изображали православных святых, апостолов, покровителей светских лиц. Могли быть вкрапления растительного орнамента, узоры, отвечавшие определенному замыслу.

Расшифровать все пока не удалось, однако организаторы планируют издать серию книг, в которых бы можно было узнать о значении той или иной детали на коронах правителей, воспроизводя таким образом историю разных времен.

Андриана БИЛА, «Летняя школа журналистики «Дня»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments