Корень демократии в активности граждан, а залог - в обеспечении прав человека.
Зиновий Красовский, поэт, писатель, общественный и политический деятель, политзаключенный советских лагерей, член Украинской Хельсинской группы

Карету, нам, карету!

Киевский театр оперетты предложил свою версию «Фиалки Монмартра» Имре Кальмана
2 июля, 2008 - 19:58
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ НОМЕРА ПРИДАЛИ ОПЕРЕТТЕ «ФИАЛКА МОНМАРТРА» ДИНАМИЧНОСТИ / ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

Это произведение стоит особняком в творчестве композитора (пьеса несколько скучновата, а оперетта особым успехом у публики не пользовалась, хотя музыковеды и называли ее опереточным вариантом оперы Пуччини «Богема»). Правда, сам Кальман признавался: «Я знаю, что полстраницы партитуры Листа перевесят все мои оперетты»... Поставила киевскую версию «Фиалки Монмартра» самобытная творческая команда: режиссер Сергей Смеян, дирижер Оксана Мадараш, балетмейстер Александр Сегаль, сценограф Станислав Петровский, художник по костюмам Наталья Кучеря, музыка к балетному дивертисменту — Александр Корш.

Сергея Смеяна критики называют «легендой искусства оперетты», а поставленные им спектакли идут во многих театрах Украины. Но к кальмановской «Фиалке Монмартра» режиссер обратился впервые. Переписав либретто, сохраняя основной сюжет, но перенеся действие из мансарды в парижский дворик и поселив героев в... сказочную карету. Периодически нищих романтиков за неуплату выселяют из квартиры, и тогда их приютом становится карета... Смеян старается каждый свой спектакль превратить в яркое зрелище. «Театр должен удивлять»! — считает режиссер. Для динамики действия постановщик выдумал волшебный домик-карету, а в сцене карнавала публику изумил задник сцены, исполненный в виде огромного клоуна, который, поднимаясь вверх, словно обнимает ладонями персонажей спектакля. Смеян вмешался и в клавир (тут его поддержала дирижер Оксана Мадараш), переставил некоторые номера; а эффектные танцы придали спектаклю шарм. Балетмейстер Александр Сегаль в очередной раз подтвердил свою яркую индивидуальность и творческое долголетие: в 89 лет с неугомонностью и фантазией мастера поставил целый блок разнохарактерных игровых композиций. Яркие костюмы добавили балету зрелищности, привнесли в лирико-романтическое действие задор.

Следует отметить, что режиссер и хореограф, имея огромный опыт в постановках оперетт Кальмана, придумали танцевальный дивертисмент на джазовую музыку, интересно аранжировал ее солист оркестра театра Александр Корш, но соблюдая «идеальную разумность» опереточной формы. Скучноватую пьесу Сергей Смеян сумел превратить в праздничное действие. И от этих новаций «Фиалка Монмартра» только выиграла. Оперетта получилась поэтичной, ироничной и трогательной. Постановщик постарался сохранить традицию, предпочитая новомодный авангард качественной классике. Секрет успеха «Фиалки» прост — режиссер пошел за композитором, импровизируя на заданную Кальманом тему. За годы режиссерской деятельности Смеян сумел выработать свои фирменные черты в подаче опереточного материала: постепенное раскручивание спирали интриги и сценических событий, логично подводящее к эффектной кульминации действия. В «Фиалке Монмартра» Сергей Смеян остался верен себе — несколько бытовое начало спектакля он полностью компенсировал во втором действии. Можно вспомнить шампанское, которое «пребывает во льду» и ждет своего часа, чтобы выстрелить салютом пробок в потолок в нужный момент. В спектакле нет «длиннот», а эффектной его точкой стало исполнение номера- шлягера «Карамболина».

Актерский ансамбль сочетает в себе молодых исполнителей и корифеев опереточного жанра: Валентин Рожков (Леблан), Сергей Мельниченко и Николай Бутковский (Франсуа в разных составах), Сергей Наумов (Париджи), Валентина Донченко (Арно) — выделялись своей органикой. Например, Александра Трофимчука (Фраскатти) зрители знали как актера на ролях героев-любовников, а в этом спектакле он блестяще раскрылся в комическом амплуа. Его игра стала настоящим украшением оперетты и тепло принималась зрителями. Очень ярким стал ансамбль в исполнении Тамары Калинкиной (Нинон), Ирины Беспаловой-Примак (Виолетта), Владимира Одринского (Рауль), Арсена Примака (Анри) и Романа Мороза (Марсель), продемонстрировав сильную энергетику, задор и мастерство.

Оксана ДЕНЯКОВА
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments