Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Катрин

23 октября, 11:54

Мы все ее знаем. Знаем эту волну пшеничных волос, эту улыбку, эту холодноватую красоту.

Катрин Денёв.

Урожденная Катрин Фабьен Дорлеак, фр. Catherine Fabienne Dorléac, родилась 22 октября 1943 в Париже. До сих пор в центре внимания.

Катрин - средняя из трех дочерей актеров Мориса Дорлеака (Теньяка) (26.03.1901-04.12.1979) и Рене Симоно (Денёв), которая до сих пор жива - ей уже 108 лет. Ее сестры - старшая Франсуаза (род. в 1942 г.) и младшая Сильвия (род. в 1946 г.). Фамилию матери Катрин стала использовать в самом начале карьеры, чтобы ее не путали с более известной на тот момент старшей сестрой Франсуазой Дорлеак. У Рене Симоно также есть дочь Даниэль (род. в 1936 г.) от актера Эме Клариона.

Морис Дорлеак работал на дубляже иностранных фильмов для «Парамаунта», Рене вела весь дом, но работу в театре не оставила. Однако буржуазная семья Дорлеак не имела ничего общего с богемой. По словам Катрин Денёв, родители «играли в театре, а театр - это дисциплина. Кроме того, это такая профессия, которой занимаются по вечерам, что позволяло нам в течение дня вести нормальную жизнь». Вырастая в актерской семье, все сестры так или иначе связали свою жизнь с театром и кино.

В ее активе - роли в 90 фильмах, и все это, конечно, объять в рамках одной статьи невозможно. Поэтому сосредоточимся на этапных партиях - тех, которые оставили место в истории.

Катрин получила славу и статус звезды моментально, без традиционной истории долгого подъема вверх, сразу вытянув счастливый билет. В 1964 году, когда ей было всего 21, вышли «Шербурские зонтики» и получили «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1964 года.

Фильм, как известно, является кинооперой в трех частях. Все герои, как главные, так и второстепенные и даже эпизодические, только поют; нет ни одного разговорного диалога. Денёв - и это ее первая в жизни кинороль! - играет красавицу - продавщицу зонтиков Женевьеву Эмери, влюбленную в автомеханика Гийома. Какой бы сильной эта любовь ни была, жизненные обстоятельства оказываются сильнее: война, на которой исчезает Гийом, катастрофическая бедность семейства Эмери, женитьба по расчету.

Эта мелодраматическая история не имела бы шансов быть замеченной, если бы не две вещи: цепкая, гиперэмоциональная музыка Мишеля Леграна и в то время никому не известная юная белокурая актриса, которая соединяла невероятную красоту с пронзительной невинностью. Это было в определенном смысле начало новой эпохи: ужасы Второй мировой войны отходили на задний план, брали верх простые человеческие чувства, приватность и даже интимность. И все это Денёв символизировала, даже сама не зная того.

Показать свой актерский диапазон ей выпало почти сразу: в следующем году она сыграла в триллере «Отвращение», снятом Романом Полански. Скандальный режиссер дал Катрин роль Кэрол Леду - двадцатилетней бельгийки, которая работает маникюршей в салоне красоты в Лондоне и живет в одной квартире со своей сестрой Элен. Кэрол - интровертка с мощной психологической травмой и, как следствие, сильным отвращением ко всему телесному, включая еду. Денёв мастерски демонстрирует постепенное разрушение психики ее героини – вплоть до умышленных убийств. Контраст с "Зонтиками" был просто колоссальный, фильм получил 2 приза на Берлинском фестивале, а Денёв - репутацию действительно серьезной актрисы.

Возможно, именно без этого триллера Денёв не пригласили бы в новый фильм гения сюрреализма Луиса Бунюэля «Дневная красавица» (1967).

Главная героиня - буржуа-мазохистка Северина (Катрин Денёв), холодная по отношению к мужу, поскольку он не удовлетворяет ее причудливые потребности. Она постоянно видит сны, в которых муж мучает ее, но в реальности он очень внимательный и любящий.

В конце концов, не в силах больше терпеть свою неудовлетворенность, Северина устраивается работать в бордель, где наконец-то может воплотить свои фантазии. Но работать она может только днем, пока мужа нет дома. За это и получает прозвище Дневная Красавица, но, несмотря на ограничения во времени, завоевывает расположение множества клиентов. Один из них, демонически привлекательный и жестокий Марсель, покоряет ее сердце.

В результате ее сознание и реальная жизнь претерпевают необратимые изменения. В «Дневной красавице» Бунюэль смешивает сон и явь, что обусловлено двойной жизнью героини, которая постоянно находится в плену фантазий, а в финальной сцене, допускающей несколько интерпретаций, зритель уже не может определить, происходят события наяву или во сне, и экипаж из снов Северин проезжает прямо под окном.

Этот фильм получил «Золотого льва» Венецианского фестиваля и почти сразу стал классикой мирового кинематографа, а Денёв вывел в статус международной кинозвезды.

В последующие годы Катрин только укрепляла эту репутацию, играя у выдающихся режиссеров. Снова у Бунюэля в «Тристане» (1970) она исполнила невероятную в своем развитии роль невинной сиротки (словно прямо из "Зонтиков"), которая превращается в циничную убийцу. У Франсуа Трюффо в «Последнем метре» (1980) – директрису театра в оккупированном нацистами Париже; при этом здесь сложность заключалась в том, что надо играть слабую по сути женщину, вынужденную быть сильной. Для Трюффо этот поздний фильм стал своего рода признанием в любви к театру. И Денёв, и ее партнер по фильму Жерар Лепардье получили премии "Сезар".

Несмотря на неоднократные приглашения в Голливуд, Денёв длительное время осталась известной аудитории в США преимущественно как героиня роликов, рекламирующих парфюмерную продукцию. Это изменилось в 1983 году, когда она сыграла у Тони Скотта в культовом триллере «Голод». Такой роли у нее не еще не было: прекрасная, безжалостная и вечно молодая вампирша Мириам. Партнерами Катрин по этой истории выступили не менее культовые Дэвид Боуи и Сьюзен Сарандон. По сути, у Тони Скотта получилась взрывная смесь триллера, эротики и чистого эстетизма; сегодня "пугающие" моменты уже не действуют, но общая атмосфера, подкрепленная блестящей игрой, до сих пор поражает.

Именно благодаря актерскому мастерству Денёв не стала заложницей возраста и осталась востребованной у режиссеров младших поколений. В 1999 году она решилась на довольно необычный шаг: написала Ларсу фон Триеру письмо, где попросила взять ее в любой фильм, который он будет снимать. Ларс пошел навстречу, и Денёв появилась в «Танцующей в темноте» (2000) - страстной смеси мюзикла и трагедии, за которую режиссеру дали «Золотую пальмовую ветвь», а исполнительнице главной роли - певице Бьорк (подругу ее героини, собственно, и сыграла Денёв) - приз как лучшей актрисе. Буквально через два года вышел другой мюзикл, уже более комедийного сорта - «Восемь женщин» Франсуа Озона; в нем Денёв стала частью блестящего актерского ансамбля - Людивин Санье, Виржини Ледуайен, Даниэль Дарье, Изабель Юппер Огюстин, Фирмини Ришар, Эммануэль Беар и Фанни Ардан. При этом Озону удалось невозможное: свести на одной съемочной площадке Денёв и Ардан, которые не слишком воспринимают друг друга.

Достигнув в искусстве всего, что только возможно, Катрин не превратилась в некую небожительницу. Выглядеть на экране странно или смешно для нее в порядке вещей. Так, в бельгийской черной комедии «Новый завет» (Жако Ван Дормаль, 2015) она играет стареющую матрону, у которой вспыхивает любовь с... гориллой. Этот фильм, настолько же язвительны, насколько и трогательный, стал для Катрин еще одним интересным этапом в карьере. Проект «Правда», который в прошлом году вышел на экраны, снова выводит Денёв в центр внимания. Его режиссер, обладатель "Золотой пальмовой ветви", японец Хирокадзу Корээда, дал французской звезде, по сути, партию самой себя. Главная героиня - пожилая актриса по имени Катрин, до сих пор окружена массой поклонников. Ей предстоит сыграть женщину, которая обладает удивительной способностью не стареть и встретить свою дочь Джульетту, вернувшуюся из Соединенных Штатов. Партнерами Денёв выступили Жюльет Бинош, Людивин Санье, Рогер Ван Холл и Итан Хоук.

Повторюсь, это лишь малая часть ролей Денёв - но, возможно, наиболее характерные из них.

Она может быть неотразимой или холодной, отстраненной или беззаботно-милой, или даже жестокой. Но за всем этим завораживающим "фасадом" - невероятная глубина, которую имеют считанные актрисы на этой планете.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать