"Лицьо треба мати!"
1 марта появился на свет Борислав Брондуков (1938-2004 гг.)Лесь Сердюк мне как-то рассказал. Снимались они с Брондуковым в фильме «Вавилон ХХ» Ивана Миколайчука на Киевщине. В какой-то из дней получили возможность поехать домой, в Киев. У дороги начали ловить «попутку». Собственно, ловил Сердюк. «Размахиваю руками, размахиваю, а оно, зараза, ни одна не останавливается. Бронек тогда говорит: «Дай я!» - «Да куда уж тебе, если меня не слушают»... Наконец говорю: «Ну, попробуй». Он встал так у дороги, голову склонил набок - и первая же машина остановилась. Я был поражен: «Как оно у тебя получилось?» А он: «Лицо надо иметь!».
А так оно и есть - у Брондукова было свое не одолженное лицо, не актерское, кстати. Говорят, в институт его не очень охотно и брали. «С таким лицом - в прорабы...». Хорошо, что Виктор Илларионович Ивченко разглядел талант и взял на курс - рядом с Миколайчуком, Раисой Недашкивской и другими красавцами и красавицами.
В «Вавилоне ХХ» герой Брондукова - середняк, который стремится быть чем-то большим, чем он есть. Его практичный ум настроен против утопий, он не верит в призраки, которые бродят по Европе.
Но не лишен он и соблазна театрализации, эффектной постановки своего, так сказать, «имиджа». Свысока посматривает он, поднявшись над забором, на философа Фабиана и его беспросветный идеализм – суперважный, напыщенный, одетый в красивую аристократическую одежду. Только камера посмотрит на него и сзади - низ его голый и убогий. Верх просится вверх, хочет эффектной осанки, а низ обличительно простой и потому разрывает целостность образа.
Это и есть, с моей точки зрения один из магистральных сюжетов, пронизывающих роли Брондукова: хочется быть целым, гармоничным, слаженным. А получается как-то нескладно, причудливо... Вот эту недоформированность своих экранных персонажей Брондуков проявлял блестяще.
Мало кто видел короткометражный фильм Андрея Дончика «Гибель богов» (по сценарному эскизу Александра Довженко!). В село приходит церковный художник, он рисует образы святых с крестьян. Один из них (его и играет Брондуков) собирается на сеанс к художнику и стремится настроиться на святость. Некая репетиция: жена держит перед ним рамку, пытаясь уловить нужное выражение лица. Никак оно не складывается, хоть ты плачь.
А за окном орет вредный поросенок и крестьянский радар обращается к мыслям о поросячьих проблемах. И вдруг: оно, то, что надо! «Иди же быстрее» - выпихивает его жена из дома. А на дворе на него нападает собственный пес: не узнал хозяина в ореоле святости. Бывают все же такие моменты в жизни.
Мораль этой микропритчи проста: не надо напрягаться и фальшивить, образ Божий проступает у нас тогда, когда думаем о вещах житейских и абсолютно органичных для нас с вами.
А может, это мораль, которую можно считать со всего творческого пути Борислава Брондукова: он всегда оставался самим собой. Банально? Еще как! Только действительно - в нем не было лжи, натужного комикования, дешевого цирка. Он думал о своем, он жил так, как написалось ему на роду. И поэтому, вглядываясь сегодня в его лик, замечаем в нем возвышенное, духовное, святое даже. То, что оставил нам навсегда.
Section
Культура