В темные времена хорошо видно светлых людей
Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель

Любимую партию Ларисы Руденко исполнила ее ученица

18 января, 2001 - 00:00

19 января исполняется 20 лет с тех пор, как ушла из жизни народная артистка Украины и СССР, профессор Лариса Архиповна Руденко. Она принадлежала к ярким представителям отечественной вокальной школы, ее педагогом и творческим наставником была Елена Александровна Муравьева. Более тридцати сезонов проработала Лариса Руденко на сцене Театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко — нынешней Национальной оперы Украины. Ее бархатное меццо-сопрано всегда вызывало искреннее восхищение. Многие из коллег Ларисы Руденко, маститые оперные артисты, не скрывали восторга, когда речь заходила о ее голосе и мастерстве. Борис Гмыря однажды написал: «Удивляешься только, до чего же богата природа, что может сотворить такую красоту, как голос Ларисы».

Лариса Архиповна уроженка города Макеевка на Донбассе. Шестнадцатилетней девушкой приехала она в Киев и сразу поступила в консерваторию. Еще в самом начале своего пути в искусстве Лариса Архиповна решительно отказалась от заманчивого предложения работать в Москве. Уже имея в кармане удостоверение Большого театра, юная певица тогда твердо решила, что останется в Украине, она была уверена, что ее место здесь. И вскоре первой партией, спетой уже на сцене киевского оперного театра, стала Полина в «Пиковой даме» Чайковского.

Обычно композиторы поручают меццо-сопрано партии трагического типа. Если вспомнить об этих партиях, перед нами предстанет череда страстно влюбленных, властолюбивых, страждущих, но сильных женщин. Все эти оттенки так или иначе представлены в характерах меццо-сопрановых персонажей, которые обладают неординарными чертами, попадают в чрезвычайные обстоятельства, где и проявляются противоречивые свойства их личности. Стоит ли говорить, что сценическое воплощение подобных ролей требует и недюжинного актерского дара, и, вероятно, каких-то особых качеств души артиста. Все сказанное в полной мере относится к творчеству Ларисы Руденко. В памяти многих почитателей оперы до сих пор сохранились воспоминания об образах, созданных ею на сцене. Это и Кармен, и Амнерис в «Аиде», и Любаша в «Царской невесте», и Марина Мнишек в «Борисе Годунове», и Кончаковна в «Князе Игоре», и Мать в «Тарасе Бульбе». И, конечно, многие другие партии — всего около пятидесяти. Даже беглый их перечень говорит о масштабе дарования Ларисы Руденко и о том месте, которое она заняла в истории украинского оперного театра.

Лариса Руденко всегда уделяла большое внимание камерному концертированию. В ее концертном репертуаре сотни арий, романсов, народных песен (не только украинских, но и песен многих народов мира). Подробные сведения о репертуаре певицы и увлекательный рассказ о ее творческом пути содержатся в книге музыковеда и давнего друга Ларисы Архиповны Людмилы Николаевны Грисенко, выпущенной издательством «Музична Україна» в 1978 году. Эта работа и поныне остается самым подробным исследованием творчества Ларисы Руденко.

Отрадно, что в стенах Национальной оперы не забывают об артистах, прославивших украинское оперное искусство. Недавно в память о Ларисе Архиповне давали «Царскую невесту» Римского-Корсакова. Партия Любаши в этой опере была одной из самых любимых партий Ларисы Руденко. В спектакле, посвященном памяти певицы, ее исполняла ученица Ларисы Архиповны солистка Национальной оперы Украины Светлана Кислая. Партию Петровны исполняла другая ее ученица — народная артистка Украины Валентина Кочур. В спектакле приняли участие народные артисты Украины Мария Стефьюк (Марфа), Степан Фицыч (Иван Лыков), Владимир Федотов (Бомелий), заслуженный артист Украины Николай Коваль (Грязной), солисты Василий Колибабюк (Малюта Скуратов), Богдан Тарас (Василий Собакин). Дирижировал народный артист Украины Иван Гамкало, который вдохновенно провел спектакль, руководя оркестром и таким прекрасным ансамблем солистов.

Сохранилась фотография Ларисы Руденко в партии Любаши. Склонив голову, на вас смотрит настоящая русская красавица, в то же время черты ее лица отличаются каким-то античным совершенством. Взгляд напряженно-сосредоточен, но большие выразительные глаза как будто смотрят в никуда, так тяжела ноша переживаемых страданий.

Как призналась Светлана Кислая, партию Любаши она исполняет, в точности помня обо всех наставлениях, полученных в классе Ларисы Архиповны. На занятиях подробно разбиралась каждая фраза, каждая смена дыхания, каждый оттенок. Любовь к партии Любаши Лариса Руденко привила и своей ученице. В течение многих сезонов поет Светлана Кислая Любашу. Выступление в спектакле памяти педагога оказалось особенно успешным. Песня Любаши, дуэт с Грязным, ария из второго действия, другие сцены прошли с полной выкладкой, голос звучал ровно, красочно, все сложнейшие переживания героини были адекватно воплощены вокальными средствами. Школа Ларисы Архиповны еще раз продемонстрировала свой высокий класс!

В феврале в столичном Доме актера состоится вечер памяти Ларисы Руденко, на котором Светлана Кислая выступит со своей дочерью — стажером Национальной оперы Наталией Кислой (меццо-сопрано). Наталия также принимала участие в упомянутом спектакле «Царской невесты», исполняя партию Дуняши.

Александр МОСКАЛЕЦ
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments