Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Марчин БОНДАРОВИЧ: «Все мы неcколько сидим на бомбе...»

Карикатурист из Варшавы — о «кроликах» в политике
12 февраля, 12:41
РИСУНОК МАРЧИНА БОНДАРОВИЧА

Главный редактор «Дня» заметила одну из работ польского карикатуриста Марчина БОНДАРОВИЧА на странице «Фейсбук». Как издание, имеющее свою уникальную многолетнюю школу карикатуры и постоянно использующее этот жанр на своих страницах, мы не могли упустить шанс пополнить свой «золотой запас». Благо, современный мир позволяет в один «клик» и познакомиться, и наладить сотрудничество.

Марчин Бондарович родился в 1976 году в Стараховицах — городке на севере Польши. Его работы были опубликованы в более чем  сорока изданиях. В частности — в Forbes, National Geographic, Poland Monthly, BusinessWeek, Newsweek — Polska, Puls Biznesu, китайском Cartoon Weekly, немецком Berliner Kurier. Марчин Богданович также является участником и членом жюри многих международных конкурсов сатирической газетной иллюстрации. Многие его работы сегодня находится в частных коллекциях в Польше и за рубежом.

— Как давно вы работаете в жанре карикатуры?

— Сатирическим рисунком я занимаюсь уже много лет. Мой дебют был в 2004 году в газете «Пульс Бизнеса».

— Насколько, из вашего опыта, востребована сегодня в СМИ карикатура? Особенно та, которую представляете вы? Почему?

— Сатирический рисунок — это глобальное явление, соединяющее культуры через универсальное сообщение. Этот вид искусства является уникальным непосредственно из-за своей формы, а также из-за информации, которую несет. Это — непрерывный процесс, основанный на тяжелой работе, наблюдениях и поиске необходимой формы для построения собственной метафоры — истории о том, что является самым важным в жизни.

Спрос на карикатуру был и останется на том же уровне. Для меня лично сатира во многом — это привлечение внимания, форма привлекательной подачи темы, которая тем самым обращает наше внимание на важные проблемы. Мне кажется, что эта форма интеллектуальной фигуры, которая заставляет думать, является отправной точкой для реакции читателей.

Иллюстрации в прессе являются важнейшим элементом современных газет. С тех пор как появилась фотография, иллюстрация, сделанная рукой человека, отошла от своей главной задачи, которой было документирование событий, и начала выполнять роль дополнительного комментария к тексту. Перемещая воображение читателя, она создает настроение. Делает привлекательнее страницы газеты.  Дает легкость там, где битый текст протягивается по всем колонкам. Это зависит от контекста, но иногда карикатура в газете может существовать в качестве самостоятельной работы наравне с фельетоном или газетным комментарием.

Мои работы, безусловно, не являются коммерческими, они амбициозны — стремятся к более глубокому отражению. Именно из уважения к своим читателям и зрителям я до сих пор задаюсь вопросами в своей работе. Ответом на эти вопросы является тот факт, что издатели газет и журналов продолжают заказывать мои работы.

— Как вы относитесь к работам, которые печатает Charlie Hebdo?

— Я работаю для многих газет в мире, иногда они очень отличаются с точки зрения политических взглядов. Но всегда пытаюсь быть в согласии со своей совестью и искать истину в своей работе. Я считаю, что работа карикатуриста — это как работа журналиста. Это на самом деле форма комментария к событиям, свидетелями которых мы все стали.

Charlie Hebdo — это редакция, в которой четко установлены правила игры. Провокация имеет решающее значение, и часто форма отходит на второй план.


ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА МАРЧИНА БОНДАРОВИЧА

Просматривая новости, мы видим вокруг много зла, трагических ситуаций. Нас бомбардируют через Интернет и телевидение.

В то время когда аудитория находится несколько «под наркозом», а уровень критического мышления не вызывает у людей больше никаких эмоций, художники переходят в контратаку, «кричащим» образом выражают свои мнения. Однако я выступаю за более тонкое дозирование этих эмоций.

Я думаю, что мышление на будущее и воспитание аудитории имеет больший смысл, чем вышеупомянутая форма крика. Я использую несколько разных средств выражения и думаю, что можно привлечь внимание к проблеме, не используя «всю доступную артиллерию».

— Знакомы ли вы с творчеством кого-то из украинских карикатуристов? Какие работы нравятся больше всего, почему?

— Украина очень хорошо представлена, когда идет речь о сатирических рисунках. Есть много хороших карикатуристов с сильной позицией.

Я принимал участие во многих международных конкурсах сатирического рисунка и карикатуры, и должен сказать, что художники из Украины всегда выходили на первые позиции. Однажды я принимал участие в соревнованиях, где был награжден вместе с художниками из Украины.

Например, в Украине есть хорошие карикатуристы, такие как Владимир Казаневский, Алексей Кустовский, Константин Казанчев, Валерий Чмырев. Но и многие другие, не упомянутые сейчас карикатуристы, составляют мощное оружие украинской силы сатирических рисунков.

— Какие темы больше всего влияют сейчас на ваше творчество? Почему?

— Меня всегда поражает человеческое вредительство и социальная несправедливость. Важно видеть правду, чтобы быть ее носителем. Чтобы, несмотря на огромные расстояния, отделяющие людей в мире, быть ближе и дать от себя больше. Карикатурист своим острым глазом везде найдет интересную тему и представит это в такой форме, чтобы вызвать определенные эмоции. Действительность не позволит быть «безработным». Политики будут всегда давать нам темы для отражения.

— Нам ваша карикатура с кроликами за столом, на котором лежит пучок моркови, обложенный взрывчаткой, напомнила заседание украинского правительства. Вы же не об этом писали? О чем эта картина?

— Упомянутая работа — рисунок 2014 года. Он получил первый приз в финале третьей волны конкурса, организованного Музеем карикатуры им. Эрика Липинского в Варшаве, который продолжается целый год, — «Картина месяца: январь — декабрь 2014» — «Лучший из лучших. Чертеж года 2014».

Изначальный замысел работы с кроликами возник в соответствии с актуальными на то время политическими событиями. Речь идет об июле 2014 года и ситуации с так называемым подслушиванием, которое доминировало в медиапространстве Польши в 2014 году.

Этот рисунок — своеобразный комментарий к той ситуации. Во время поиска необходимой метафоры у меня очень быстро появилась идея выразить вечную тенденцию человеческой природы и поведения, которая не имеет ярко выраженного отношения к культуре, месту или времени.

Рисунок обрел дополнительные смыслы в связи с событиями после террористической атаки на сатирический журнал Charlie Hebdo во Франции. Творческая интуиция и тенденция к взаимопониманию с аудиторией универсальным образом дала этому труду новую жизнь, настолько красноречивым и в то же время печальным в передаче рефлексии он является и при этом не имеет выраженного ограничения во времени. Был, есть и будет правдой о нас самих.

— Образ кролика — насколько он актуален для современной европейской политики, на ваш взгляд? И почему?

— Все мы несколько сидим на бомбе... Нынешняя тяжелая ситуация в Европе и мире приводит к странному состоянию ожидания того, что будет. Довольно распространенное недовольство европейцев появлением мигрантов отражается на политике Европейского Союза.

Ни одна страна не хочет брать на себя ответственность за критическую ситуацию, связанную с притоком беженцев. Мусульманские общины иммигрантов вызывают в европейском обществе чувство страха, который политики часто используют для укрепления своей политической позиции.

Это все не приводит к решению проблемы, а только провоцирует ее углубление. Результатом этого является медленная потеря прямого контроля над глобальной экономикой и безопасностью. Это напоминает мир и Европу накануне Второй мировой войны.

Я не хочу быть плохим пророком, но все это идет в неправильном направлении. Свои опасения я как раз и выражаю в своих политических комментариях в виде карикатуры. Я надеюсь, что есть еще время для размышлений и мы все, знающие о рисках, не направимся к краю пропасти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать