Теперь каждый украинец должен, ложась, в головы класть мешок мыслей об Украине, должен покрываться мыслями об Украине и вставать вместе с солнцем с хлопотами об Украине.
Николай Кулиш, украинский драматург, режиссер, педагог, представитель Расстрелянного Возрождения

Музыкальный Олимп в Киеве

Завершился Международный фестиваль «Виртуозы планеты»
21 сентября, 2006 - 20:06
САМАЯ ЮНАЯ УЧАСТНИЦА ФЕСТИВАЛЯ (ЛАУРЕАТ КОНКУРСА ИМ. В. ГОРОВИЦА) ПИАНИСТКА ЧУН ВАЙ ЧИН РЭЧЕЛ ИЗ ГОНКОНГА ПОРАЗИЛА ПУБЛИКУ СВОИМ ЗРЕЛЫМ МАСТЕРСТВОМ / КЛАССИКА ПО-ЯПОНСКИ: ИГРАЕТ СКРИПАЧКА ЮКИ МАНУЭЛА ЯНКЕ

Он состоял из трех концертов, в которых приняли участие прекрасные музыканты из разных стран. Фест был приурочен к 50-летию Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (Конкурс памяти Горовица ещe в 2004 году вошeл во ВФММК, так как его деятельность соответствует главной идее существования Федерации — способствовать карьере молодых талантливых музыкантов). Концерты фестиваля проходили в Колонном зале им. Лысенко и в Национальной опере Украины. В них принимали участие: Симфонический оркестр Национальной филармонии (дирижeр Николай Дядюра) и Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Владимира Сиренко.

Идея проекта — лучшие музыканты-исполнители мира, обладатели Гран-при и первых премий крупнейших международных конкурсов выступают в рамках одного фестиваля... Хотя возрастной ценз и не был официально установлен, организаторы феста отдали предпочтение молодeжи. Выбор программы был предоставлен самим участникам, а они предпочли проверенную временем классику разных эпох: от XVIII до XX века. Ведь именно умение исполнять классические произведения наиболее показательно для профессионального и творческого уровня исполнителя и потому входит в программу самых престижных музыкальных конкурсов мира.

Всех участников объединяло безупречное профессиональное качество исполнения, множество наград, колоссальный опыт выступлений и гастрольных поездок. Однако слово «виртуозы» в названии фестиваля, по словам президента Международного благотворительного фонда конкурса им. Владимира Горовица Юрия Зильбермана, имеет отношение не только к высочайшему профессиональному классу исполнения, но и к глубокому проникновению в замысел композитора, к подлинному мастерству, которое невозможно в искусстве без высочайшего художественного уровня и творческой активности.

Первое из фестивальных мероприятий состоялось в Филармонии. Перед киевской публикой выступили японская скрипачка Юки Мануэла Янке, пианистка Чун Вай Чин Рэчел (Гонконг), француз Оливье Пате (кларнет) и скрипач Антал Залаи (Венгрия). В их исполнении прозвучали лучшие образцы мировой классики для различных инструментов. В Концерте №1 Никколо Паганини для скрипки с оркестром солистка показала совершенство владения инструментом. Самая юная участница фестиваля (и лауреатка киевского Конкурса им. В. Горовица) Чун Вай Чин Рэчел в Четвeртом фортепианном концерте Бетховена поразила абсолютно зрелым мастерством. Музыкальная чуткость, разнообразие звуковых красок в игре Оливье Пате придали особенную прелесть Концерту Моцарта для кларнета с оркестром, а скрипичный концерт П. Чайковского в эффектной и искренней интерпретации А. Залаи послужил ярким завершением концерта. Надо сказать, что у переполнившей Филармонию публики (в возрасте от 15 до 25 лет) исполнители имели оглушительный успех и были неоднократно вызваны на «бис».

Концерт в Национальной опере имел некоторый «тематический» подтекст — большую часть программы занимали произведения Д. Шостаковича, чей юбилей весь мир отмечает в нынешнем году. Программу вечера открыл трубач Клемент Сонье (Франция) концертом И. Гуммеля для трубы с оркестром. Внешне невозмутимый, солист проявил в этом праздничном, головокружительно виртуозном произведении безукоризненное чувство стиля и необыкновенно красивый, мягкий звук. Мари-Элизабет Хеккер (Германия) исполнила Концерт №1 Шостаковича для виолончели с оркестром. Темпераментная манера игры виолончелистки, не говоря уже об истинном мастерстве, с которым она преодолевала все сложности произведения, как нельзя лучше подходила к музыке этого классика XX века с еe образным многообразием. Надо заметить, что оркестровый аккомпанемент требует особой тщательности и безупречного ансамбля с солистом, ведь несколько десятков музыкантов должны мыслить и чувствовать, как один. В сопровождении Филармонического оркестра под управлением Николая Дядюры солистка смогла показать свою интерпретацию во всей полноте. Во втором отделении концерта прозвучала Десятая симфония Шостаковича в исполнении оркестра Национальной филармонии — на этот раз под управлением специального гостя фестиваля, дирижeра Игната Солженицына (США). Благодаря ясности и цельности художественного замысла в этом исполнении естественно сочетались русские, еврейские, ориентальные мотивы, издевательская бравурность и пронзительная тоска, дьявольский сарказм, смертоносная язвительность, боль и многое другое, заложенное в музыке Шостаковича. Увлекая и заряжая своей энергией, дирижeр, благодаря звуковому объeму, графической точности и размаху симфонического звучания сделал это произведение для оркестра почти сценически зрелищным.

Заключительный концерт фестиваля состоялся в Национальной опере. Герберт Шух (Германия) открыл вечер концертом Бетховена №5 для фортепиано с оркестром. Слушатели смогли оценить благородное мужество его исполнительской манеры и редкую, даже для лучших солистов мира, культуру звука, а также чуткое взаимопонимание с национальным симфоническим оркестром под управлением Владимира Сиренко. Академически-серьeзную атмосферу разрядило появление вокалистов — в их выступлениях, которые охватили как оперную классику, так и известные песни, были даже элементы театральности. Кроме украинских певцов, голоса которых славятся во всeм мире красотой тембра — обладателей призовых мест на различных конкурсах Ольги Микитенко и Сергея Магеры — выступил также венгерский баритон Габор Брец. Его вокальное мастерство, в сочетании с артистическим обаянием, очаровало публику. А оркестр достойно справился со спецификой аккомпанемента вокалистам — ведь за солистом необходимо следовать в мельчайших деталях выразительности, фразировки, дыхания... Популярные вокальные произведения внесли свежую ноту в программы концертов, составленные с безупречным вкусом из самых легендарных шедевров классической музыки последних трeх столетий. Вторая часть программы началась с одного из любимейших слушателями всего мира произведений: Концертом С. Рахманинова №2 для фортепиано с оркестром в исполнении итальянского пианиста Альберто Нозе. Технически безупречное, темпераментное исполнение вызвало бурю аплодисментов, а среди слушателей собрался как академический музыкальный «бомонд» столицы, так и меломаны-любители. А завершился фест хитом «O sole mio» в исполнении известного тенора Владимира Гришко и молодого талантливого певца, победителя телепрограммы «Шанс» Виктора Мельника.

Грандиозный успех «Виртуозов планеты» подтвердил высказанную организаторами надежду на то, что Киев благодаря фестивалю сможет стать своеобразным культурным центром для музыкальной молодeжи из разных стран.

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня». Фото Александра ИВАНОВА
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments