Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На что фокус наводить?

Классику украинского кинооператорства Сергею Лисецкому - 90 лет
15 февраля, 15:02

О кинооператорах существует немало баек. Скажем, такая - известная едва ли не всем: «оператор - не оратор». Мол, дело его молчаливое - крути себе ручку аппарата (сейчас уже, конечно, никакой ручки нет, но ведь было такое) и все. Или спрашивают оператора вскоре после свадьбы, как ему молодая жена. Подумав, отвечает: «Смотря как свет поставить...»

Словом, в самой профессиональной среде представление об операторе как человеке неуклюжем, больше техническом. А с другой стороны - это первоначальная кинопрофессия, человек с киноаппаратом является воплощением самого кино.

Сергей Афанасьевич на такой вот образ кинооператора похож мало. Он больше похож на профессора (чин у него такой действительно есть). Иногда эмоции бушует и в нем, но больше струится рассудительность, философичность. В нашем Союзе кинематографистов он аксакал - не только по возрасту, а по важности и достоинству. Иногда во время горячих споров, когда кажется, что вот, ну все уже – зашли в тупик, на трибуну неспешно выходит Лисецкий - и истина приближается, ее начинаешь видеть, ну да, именно видеть - все же оператор знает, как и на что наводить фокус.

Лисецкий ушел на войну 17-летним. Под занавес военных действий продолжил начатое еще до войны увлечение фотографией. Ведь в Европе - как с выяснилось - в продаже много разной фотографической утвари. Ну и... Потом вернулся домой, в Киев. И что же делать, как учиться? Получил среднее образование, а дальше – в столицу нашей «бывшей Родины». Учился во ВГИКе, закончил мастерскую классика Анатолия Головни. Прошел выучку Довженковской студии - тогда надлежало с ассистентов начинать. А дальше пошли фильмы, которые быстро принесли оператору признание. Правда, не всегда те картины имели счастливую судьбу. Прекрасная картина «Мы, двое мужчин», режиссера Юрия Лысенко с Василием Шукшиным в главной роли, залегла «на полку» из-за сценариста Анатолия Кузнецова - он уехал на Запад, а тогда такого не прощали.

Блестящая операторская работа и в фильме «Наймичка» по Тарасу Шевченко. И новая неприятность - здесь уже хорместер Колесник уехал «за бугор» и тем самым определил судьбу ленты. Которая, когда смотришь ее уже сегодня, кажется просто шедевром визуалистики. А сложностей было немало - ведь не просто фильм, а фильм-опера. С пением и другими аксессуарами. Сергей Лисецкий сбалансировал оперность, ее условность впечатляющей живописностью картины - удивительно выразительной, удивительно стильной.

Одно из сильных впечатлений моего детства - фильм «Проверено - мин нет», сделанный вместе с югославскими кинематографистами. Здесь сказался и опыт Лисецкого-фронтовика. Точность военных реалий, точность портретирования человеческих персонажей...

Есть у нашего юбиляра и режиссерские работы. Скажем, фильм «Прелюдия судьбы» со знаменитым певцом Анатолием Соловьяненко. Еще одна дань увлечению музыкой.

Сергей Афанасьевич, похоже, не думает об отдыхе - хотя и трижды заслуженный. Много лет преподает он в Институте киноискусства в Университете им. Карпенко-Карого, из его учеников можно уже операторский полк сформировать... Он сам воплощение блестящей, мирового уровня, украинской школы операторского искусства...

Многие и преблагие лета еще Вам, Мастер, Учитель!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать