Единственный признак, по которому узнаем народ, к тому же признак незаменим и окончательный - единство языка
Александр Потебня, выдающийся украинский языковед, философ, доктор филологии, профессор

Немудрено, но искренне

В немецком городе Котбус прошел 29-й кинофестиваль, который считается важнейшим форумом кинематографа Восточной Европы
15 ноября, 2019 - 10:28
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «СЕСТРА»

Специализация FilmFestival Cottbus следует из самой географии. Стотысячный Котбус, расположенный всего в нескольких километрах от границы с Польшей, является наибольшим городом восточного приграничья Германии. Еще одна, безусловно уникальная черта — сообщество лужичан — отдельная этногруппа славян с собственными обычаями и языком. Котбус считается их культурным центром, соответственно, нижнелужицкий (он же вендский или сорбийский) язык вместе с немецким принят здесь как официальный.

Инициаторами фестиваля после падения Берлинской стены выступили энтузиасты киноклубного движения из бывшей Немецкой Демократической Республики. Коммунистическое прошлое оставило на этих территориях ощутимый беспорядок. Поэтому власть прилагала все усилия, чтобы вдохнуть жизнь в постсоветскую пустоту. Самым подходящим орудием для этого стала культура. Праздник кино — весьма действенное средство оживления и развития города — недаром значительную часть финансирования фестиваль получает от мэрии и от правительства земли Бранденбург. Неизменный программный директор форума Бернд БУДЕР не имеет прямого отношения к какой-либо художественной деятельности и является по специальности политологом, но его таланты менеджера культуры поистине выдающиеся. Как следствие, в 2007 году влиятельное международное издание Variety назвало FilmFestival Cottbus «общепризнанным глобальным кинособытием». Здесь побывали такие известные режиссеры, как Иштван САБО (Венгрия), Иржи МЕНЦЕЛЬ и Ян СВЕРАК (оба — Чехия) — все трое — обладатели «Оскара», Кшиштоф ЗАНУССИ (Польша), Кристиан МУНДЖУ (Румыния), Андреас ДРЕЗЕН (Германия), Нана ДЖОРДЖАДЗЕ (Грузия). На 25-м юбилейном фестивале в 2015 г. собралось свыше 20000 посетителей из более чем 40 стран.

Конкурсы происходят среди полнометражных и короткометражных фильмов, также есть отдельный конкурс молодежного кино U18. Главная премия за лучший полный метр — 25000 евро, спецприз лучшему режиссеру — 7500 евро, премии лучшему актеру и лучшей актрисе по 5000 евро, главная премия для короткометражек — 2500, а спецприз в той же номинации — 1500 евро; поощрение в U18 — 3000 евро. Суммарно FilmFestival Cottbus вручает восемнадцать наград общей стоимостью свыше 75 000 евро. Все победители получают статуэтку «Любина», что в переводе с вендского означает «победительница».

Традиционно Котбус посвящает отдельные секции наиболее кинематографически активным странам Евровостока. Особенно приятно, что украинские режиссеры — постоянные гости здесь. В прошлом году отдельную программу Close Up UA составили 13 короткометражных и 8 полнометражных фильмов, в частности «Червоний» Зазы БУАДЗЕ, «Киборги» Ахтема СЕИТАБЛАЕВА, «Брама» Владимира ТИХОГО, «Тера» Никона РОМАНЧЕНКО, «Шляхетні волоцюги» Александра БЕРЕЗАНЯ, «Вулкан» Романа БОНДАРЧУКА, «Война химер» Марии и Анастасии СТАРОЖИЦКИХ и «2020. Безлюдная страна» Корнея ГРИЦЮКА. В этом году в полнометражном конкурсе нашу страну представлял Антонио ЛУКИЧ со своим дебютом — комедией «Мои мысли тихие» (см. «Я смотрю на то, как люди молчат», «День», 5 сентября 2019). Конкуренцию ему составили одиннадцать картин. А во внеконкурсной программе «Хиты» среди высокобюджетных фильмов из Польши, Словакии, Финляндии, Венгрии и Сербии показали и украинскую музыкально-танцевальную комедию «Давай танцуй!» (режиссер — Александр БЕРЕЗАНЬ, см. «Искусство движения и слабость слова», «День», 27 марта 2019).

На 29-ом фестивале в фокусе оказались Венгрия и Черногория — в программах Close Up HU и Spotlight: Montenegro. Также среди внеконкурсных просмотров — «Polskie Horyzonty», созданные в результате сотрудничества с наибольшим польским фестивалем «Nowe Horyzonty», «Русский день» и сугубо коммерческая секция «Хиты».

Если говорить конкретно о подборе фильмов, то стоит учитывать, что фестиваль в значительной степени подчинен своей социальной миссии. Поэтому отборники и организаторы ориентируются не столько на художественный поиск, сколько на массовую аудиторию и на межкультурный диалог, который опять же должен быть интересен как можно более широкому кругу зрителей.

Поэтому в конкурсах Котбуса не нужно искать визуальные эксперименты, необычные способы рассказа или режиссерские игры с формой фильмов. В полнометражном конкурсе преобладали достаточно простые комедии, мелодрамы или семейные драмы с линейным сюжетом и ограниченным набором героев/героинь. Причем мнение относительно некоторых из них у зрителей и у кинокритиков на удивление совпадала. Например, якутский фильм «Надо мной солнце не заходит» получил сразу и приз зрительских сипматий, и награду ФИПРЕССИ. Любовь БОРИСОВА сняла стопроцентно семейное кино, смешав в нем северную экзотику, гламур, интернет, умеренный конфликт поколений и неомраченный хеппи-энд. В итоге вышло что-то по типу китчевой рождественской открытки — поверхностное развлечение для телепоказов в соответствующий сезон. Аудитория отреагировала предсказуемо, а вот кинокритики симпатией к этому сладковатому зрелищу удивили.

Стремление все тщательным образом разжевать и разъяснить явно доминировало в документально-игровом «Дневнике Дианы Б.», отмеченном как лучший дебют. 34-летняя хорватская автор Дана БУДИСАВЛЕВИЧ пытается реконструировать на экране героическую биографию своей знаменитой родственницы Дианы Будисавлевич, которая спасала маленьких детей из нацистских концлагерей во время Второй мировой. Режиссер хочет максимальной подлинности: снимает в черно-белой гамме, привозит тех, кто выжил, в места, где они когда-то едва не умерли, монтирует жуткую хронику с истощенными лагерными детьми. Все это имеет мощный публицистический заряд, однако не складывается в целостное кинематографическое повествование. В сущности, на экране появляется развернутая историческая статья с картинками, а не фильм.

Обвинительная, обличительная интонация превалировала и в «Полной луне» (Босния и Герцеговина, режиссер — Нермин ХАМЗАГИЧ). Фильм показывает события одной ночи в полицейском участке в Сараево. Молодой полисмен, у которого рожает жена (еще и роды проходят с осложнениями), вынужден заступить на смену через дефицит кадров. Фильм снят стремительно и волнует, но по содержанию выходит, что все стражи порядка, кроме главного героя, оказываются негодяями, а все заключенные — людьми более-менее благородными. От лишней прямолинейности фильм спасает робота Албана УКАЯ, который в итоге получил «Любину» за лучшую мужскую роль.

А вот в женской категории приз отдали не одной, а сразу 6 актрисам, которые составили в «Доме Аги» (Лендита ЗЕКИРАЙ, Косово-Хорватия-Албания) замечательный ансамбль из шести разных характеров с очень разными судьбами, наполнив экран всем спектром эмоций, возможных в обществе, которое пережило кровавый гражданский конфликт.

И актерские, и режиссерские награды более чем заслуживала «Свинья» (Гига ЛИКЛИКАДЗЕ, Грузия) — точно, ярко и интересно сделанная трагикомедия о двух беспутных крестьянах, которые захватили в заложники 20-летнего парня. Хотя жюри и зрители решили иначе, однако это как раз тот случай, когда социальное и художественное выдержано в идеальном балансе.

К счастью, то же самое можно сказать и об обладателе главного приза — «Сестре» (Свитла ЦОЦОРКОВА, Болгария). Здесь сюжетом движет очень своеобразный любовный треугольник — ненависти, в котором ничуть не меньше, чем любовь. Мать и двое ее юных дочерей зарабатывают на жизнь авторской керамикой. У младшей, Райн, очень сложный характер, а еще она выдумывает истории, одна другой невероятнее и страшнее, которым покупатели верят, — и охотно платят за товар. А, впрочем, врет она и своим родным. Более того: не только у Райн — у каждой из троих есть свои выдумки, секреты и травмы, которые требуют лжи как обезболивания. Поразительное сочетание талантов режиссера и трех блестящих актрис сделали этот фильм объективно лучшим в конкурсе.

При всех противоречиях и слабых местах фестиваль в Котбусе показал, что восточноевропейское кино находится на подъеме — и полностью способно составить конкуренцию «старым» европейским кинематографиям.

А еще стоит добавить, что то, как влияет FilmFestival Cottbus на жизнь города, в очередной раз доказывает: культура способна делать чудеса там, где никаких чудес давно не ожидают.

Для нас это особенно актуально.

Но пока еще не до всех дошло.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ