Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О стрессе актрисы

После долгого перерыва корифей Национального театра им. Леси Украинки Лариса Кадочникова пригласила на бенефисный спектакль
23 марта, 10:37

Прогресс в искусстве — изобретение диктаторских режимов. Воспевание и восхваление монстров провозглашается лучшим, чем созданное до того. В действительности «маленькие голландцы» столь же самоценны, как большие сюрреалисты, баховская бесконечность отнюдь не унижает вивальдиевскую простоту, «Московиада» Андруховича роднится, но отнюдь не конкурирует с «Одисеей» Гомера...

А вот что касается стресса, то он как раз часто способствует прогрессу. Жизнь многих деятелей искусства — сплошной стресс. Те, кто умеет его побороть, становятся мощнее. Чем сильнее на стресс реагирует сердце, тем альтруистичнее становится человек, который его пережил.

Бенефисный спектакль корифея Национального театра русской драмы им. Леси Украинки Ларисы Кадочниковой «Актрисе всегда восемнадцать...», уверен, как для нее, так и для ее многочисленных поклонников, — стресс радостный, яркий, незабываемый.

Шесть планов прозрачных кулис, выстроенных по центральной оси «Новой сцены», создают коридор бесконечности театра. Из его глубины, сквозь белое марево, просматривается фигура юноши, который с широко расставленными ногами словно врос в палубу корабля искусства. В энергичном ритме световых пауз фигура приближается к авансцене, ее контур становится более выразительным, ноты женственности в голосе становятся ярче. И вот за последней вуалью мы узнаем любимую актрису, которая в бойцовской позе произносит нежно и пронзительно чеховское «Надо жить!» из спектакля «Насмешливое мое счастье», который 30 лет не сходит со сцены Русской драмы.

Еще одно затемнение — и перед нами актриса, которая ползет по полу к инвалидной коляске, и пока Питу — ее, Сары Бернар секретарь, борется со стрессом от увиденного, она упруго поднимается и начинает капризничать, как подобает примадонне. В действительности начинается исповедь, избыточную откровенность которой нужно порой маскировать показной забывчивостью, самые болезненные воспоминания разыгрывать как водевильные сценки, словом, пристально смотреть глазами в собственную душу.


В ОСНОВУ СПЕКТАКЛЯ «АКТРИСЕ ВСЕГДА ВОСЕМНАДЦАТЬ...» ПОЛОЖЕНА ИЗВЕСТНАЯ ПЬЕСА ДЖОНА МАРРЕЛЛА «ВОСПОМИНАНИЯ». НА ФОТО: ЛАРИСА КАДОЧНИКОВА (САРА БЕРНАР) И ЮРИЙ КУХАРЕНКО (ЖОРЖ ПИТУ) / Фото Ирины СОМОВОЙ

Стресс припоминания и самосуда, как и другие формы стресса, придает энергии телу, стимулирует мозг, зрачки расширяются, чтобы пропустить больше света, слух обостряется. Если стресс не грозит непосредственно телу, мозг переключается на реакцию стремления к цели. Эти заключения врачей словно сделаны из исследования жизни Ларисы Кадочниковой.

Дочь звезды советского кино Нины Алисовой самостоятельно и тайно поступает во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК). Уже во время учебы получает предложения сниматься в кино, но отказывается ради учебы. Супермодный художник Илья Глазунов влюбляется в Ларису до умопомрачения, но не готов уйти со своей семьи. В центре Москвы перед ней становится на колени Сергей Параджанов и уговаривает сниматься в фильме «Черная птица с белой отметиной». На съемках она влюбляется в Юрия Ильенко, становится его женой и ради него уходит из московского «Современника». Муж много снимает Кадочникову, но в какой-то день бросает что-то об усталости от ее больших глаз...

Для Ларисы Кадочниковой в театре и кино начинается эпоха горькой постправды. Выручает актрису стресс. Безграничность зрения ее бездонных глаз выхватывает дивные сочетания всего и чего-то. Кисть эмоций, карандаш смыслов переносят на плоскости картин осознание непостижимости бытия. Имея все возможное признание в Театре им. Леси Украинки, она точно, без каких-либо подтекстов, влюбляется в его директора Михаила Саранчука, который по какому-то вымышленному подтексту достаточно быстро после женитьбы должен был уйти из театра. Но вместо этого находит свое высокослужение на всю жизнь. Оно заключалось в действенном боготворении своей любимой...

Ее рисунки и картины стали известными, кроме Украины, еще в 9 странах мира. Уверен, что не только на все спектакли, которые играла в театре «Сузір’я», он приходил и уходил с них с Ларисой Валентиновной. Через год по его уходу в мир иной Кадочникова сделала выставку коллажей в Музее западноевропейского искусства. Это был не просто новый формат вдохновения. Через тепло вещей, которых касались дорогие ей люди, фотографии, вырезки из журналов, дыханием сухих цветов она признавалась в страданиях и уверяла в силе своей любви. Так, как делала своей пьесой, посвященной Жорж Санд, так, как делает это ролью Сары Бернар.

Народный артист Украины Давид Бабаев своей режиссурой еще раз подчеркивает: «Закон творчества — простота». Избавляясь от избыточности подтекстов, провозглашает: «Жизнь театром лишает земного притяжения, проблемы отдаляются, болезни исчезают, возраста просто нет».

Кто-то кичится богатством лет. Кадочникова безжалостно его лишается. Французы говорят: «Если женщина способна назвать свой возраст, она может предать родину». Наша героиня патриот несомненный в этом и в широком смысле. Фойе театра украшают фотографии коллажей, посвященных героям романа жизни актрисы. Ее голубые глаза, золотые колоски, сочные листья распевают солнечным хоралом украинства.

Личные отношения Сары Бернар и ее юного биографа Жоржа Питу в талантливом актерском исполнении и сверхролевом мужском увлечении Юрия Кухаренко уступают безжалостному, ироничному, суровому и снисходительному самосуду женщины, актрисы, звезды и гражданина.

Музыкальное пространство, созданное композитором Александром Шимко, придает легкости эмоциональной атмосфере, а сценография Игоря Несмиянова окрыляет пространство сцены. Прозрачные кулисы словно перелетают из античного театра в театр классицистический, становятся лабиринтом, колоннадой, стеной. В финале сказочно открывают зеркальную стену, в центре которой среди отражения восторженных лиц зрителей излучает талант женщина, которой всегда восемнадцать.

Следующий показ спектакля состоится 26 марта.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать