Путь героя - это осуществить силой своей веры пропасть между тем, что человек желает, и тем, что есть реальное.
Ярослав Стецько, украинский политический и военный деятель

Обновленный «Запорожец за Дунаем» — динамичный и яркий

В Национальной опере Украины состоялась премьера знаменитой оперы Семена Гулака-Артемовского
4 марта, 2015 - 10:13
ВСТРЕТИВШИСЬ ПОСЛЕ ДОЛГОЙ РАЗЛУКИ, ОКСАНА (ТАТЬЯНА ГАНИНА) И АНДРЕЙ (ДМИТРИЙ КУЗЬМИН) ПОЮТ ЗНАМЕНИТЫЙ ДУЭТ «ХМАРОЙ ЧОРНОЮ ДІБРОВА...» / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Так случилось, что премьера этого произведения состоялась в далеком Петербурге в 1863 году на сцене Мариинской оперы. Его автор — известный украинский бас, земляк и побратим Тараса Шевченко Семен Гулак-Артемовский в то время был ее солистом. Через год «Запорожец» был поставлен в Москве в Большом театре. С тех пор «Запорожец за Дунаем» не только открыл историю украинской комической оперы и поднялся до классического уровня, но и стал самым любимым, действительно народным, отождествлением и олицетворением патриотизма, свободолюбия и тоски за Родиной украинского народа для всего мирового украинства.

После премьеры «Запорожец» выставлялся еще 12 раз в Петербурге и несколько раз в Малом театре в Москве, а затем он был снят с репертуара (вышел печально известный «Валуевский циркуляр») и возобновлен лишь через 20 лет в Ростове странствующей труппой Марка Кропивницкого с ним самим в главной роли.

Во времена Пролеткульта в 1920-х в Харькове была осуществлена попытка «осовременить» «Запорожца». По сути, новое либретто в жанре «обличительной» сатирической комедии написал Остап Вишня: главные герои оперы, как эмигранты в Марокко, играли классического «Запорожца за Дунаем» для туземцев, чтобы заработать «на хлеб». Композитор Михаил Тиц дописал ряд вокальных и инструментальных номеров, использовав темы популярных романсов, народных песен, модных танцев и джазовые мотивы.

Впервые в «классическом» виде «Запорожец» был поставлен в Киевской опере в 1934-м, и с тех пор в нем пели практически все ведущие певцы Украины. Хрестоматийным стал дуэт Одарки и Карася в исполнении знаменитых Марии Литвиненко-Вольгемут и Ивана Паторжинского. Сегодня этот дуэт, очевидно, без преувеличения, является наибольшим украинским шлягером всех времен! По моему мнению — из-за того, что в нем остроумно воплощены самые типичные черты национального характера украинцев.

На протяжении прошлых 80 лет «Запорожец за Дунаем» фактически был «визитной карточкой» Киевской оперы: ее возили в Москву (в 1936 г. специально к этому событию редакцию литературного текста сделал Максим Рыльский, а Дмитрий Ревуцкий написал интересный буклет), приводили зарубежных гостей и тому подобное. Но время не стоит на месте, и в последние годы «Запорожец» как-то «запылился»: оркестровке не хватало блеска, пообносились костюмы и декорации. Новая постановка была явно актуальной.

За минувшие два года киевляне очень соскучились по «Запорожцу за Дунаем». И вот наконец — премьера. Полный театр. Большой симфонический оркестр (за пультом — Николай Дядюра). Мирослав Скорик — известный мастер оркестровки (художественный руководитель театра) — переоркестрировал произведение именно для такого состава (в отличие от исторического — более скромного, что больше подходит большой сцене), прибавив оркестру могущества и блеска. Его инновация — переделанная увертюра, где собраны наиболее характерные темы оперы.

Динамика сценического действия, инструментовка, и сценография должны отвечать тем достижениям современного сценического искусства, которые существуют в настоящее время, убежден главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко. Этот принцип он применил в работе над постановкой.

Открывается занавес. На заднем плане — живописный полноводный Дунай с его таинственными плавнями (главная художница театра Мария Левитская отметила, что размеры полотна достигли 300 квадратных метров!). На сцене — классическая мазанка под камышом, то ли перевернутая лодка, то ли бревно, казацкая телега — вот, очевидно, и все декорации. Впрочем, этот минимализм оправдан — и экономией средств, и общей концепцией. Настоящим красочным разнообразием поражают костюмы действующих лиц и массовки (постановщики говорят, что их ручным способом изготовлено аж 250!) — могущественного хора (хормейстер — Александр Тарасенко) и изысканного и зажигательного балета (хореограф — Анико Рехвиашвили). Приятное впечатление произвели солисты: прекрасные голоса, красивая актерская игра. Остроумный Карась (Сергей Магера), нежная красавица Оксана (Татьяна Ганина), усердная и сочная Одарка (Мария Березовская), светлый, исполненный любви Андрей (Дмитрий Кузьмин). Ансамбль голосов подобран замечательно! Уверена, что через пару спектаклей все «выпоется». Исчезнет волнение, а с ним и определенные «шероховатости» в плане «синхрона» и звукового баланса с оркестром.

Так что новая постановка получилась яркой, зрелищной и динамичной. Вполне конкурентоспособной как «экспортный продукт». Но лично мне жаль героики, которая, — из-за усиления лирического начала, — как-то вроде бы нивелировалась... она была бы особенно «актуальной».

Ирина СИКОРСКАЯ, музыковед
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments