Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Она не жила, а летала, не работала, а горела…»

Завтра знаменитому театральному режиссеру Ирине Молостовой исполнилось бы 75 лет
28 января, 00:00
Это была неординарная личность, удивительно талантливая женщина-режиссер, поставившая более сотни спектаклей на ведущих драматических и оперных сценах не только Украины, но и за рубежом. Многие из них до сих пор собирают полные залы публики. Спектакли «Мастер и Маргарита», «Вишневый сад», «Самоубийцы»; оперы: «Катерина Измайлова», «Мадам Баттерфляй», «Евгений Онегин», «Тайный брак», «Хованщина, «Дон Жуан», «Орлеанская дева», «Псковитянка», «Риголетто», «Царская невеста», «Кармен», «Лючия ди Ламмермур», «Опричник» украшали театральные афиши не только нашей столицы, но и Москвы, Одессы, Санкт-Петербурга, Софии, Тель-Авива.

ГАВРОШ, ИДУЩИЙ НА БАРРИКАДЫ

Сегодня в Русской драме пройдет вечер-воспоминание. Будут показаны фрагменты из знаковых молостовских постановок, в которых выступят актеры Театра им. Л. Украинки (тут Молостова дебютировала как режиссер), франковцы, с которыми сотрудничала многие годы, и солисты Национальной оперы Украины (с этим коллективом связана более чем 20-летняя ее плодотворная работа). Своими воспоминаниями о творческом феномене Ирины Александровны поделятся друзья, коллеги, ученики (Молостова долгие годы преподавала в Киевском театральном институте им. Карпенко-Карого).

Днем, в день рождения режиссера, на Байковом кладбище пройдет панихида у могилы Молостовой. А вечером в Театре им. И. Франко покажут знаменитый спектакль Ирины Александровны «Мастер и Маргарита». В роли Воланда выступит ее ученик, ныне премьер украинской сцены Анатолий Хостикоев. Спектакли-посвящения подготовили коллективы Большого и Мариинского театров. А в конце февраля зрителей пригласят на премьеру в Национальную оперу Украины на спектакль «Катерина Измайлова» Шостаковича. Восстанавливает эту легендарную оперу режиссера Дмитрий Гнатюк.

— Ирина Александровна хотя и родилась в Москве, но почти вся ее творческая жизнь связана с Киевом, — сказал художественный руководитель Русской драмы Михаил Резникович. — Она как режиссер начинала в нашем театре. Ее первый спектакль «Ложь на длинных ногах». В этой работе она впервые сотрудничала с Давидом Боровским. Затем их творческий тандем с художником дарил зрителям замечательные постановки. В Театре им. Л. Украинки Ирина Александровна ставила интересные спектакли. Огромный зрительский резонанс вызвала ее постановка «Весна в Москве», в которой играло целое созвездие молодых актеров, ставших впоследствии корифеями сцены: Олег Борисов, Анна Николаева, Юрий Мажуга.

Потом Молостова долгие годы работала в Киевском театре оперы и балета, создав массу прекрасных спектаклей. Но эпохальным, безусловно, стала опера «Катерина Измайлова», ставшая событием советской культуры. Блестяще дирижировал Константин Симеонов, грандиозные декорации создал Давид Боровский. Спектакль вошел во все учебники театральных вузов, досконально изучается студентами. Ирина Александровна может гордиться целой когортой прекрасных учеников: Хостикоев, Хоролец, Быструшкин и др. На несколько лет Молостова вновь вернулась работать в Русскую драму, была главным режиссером. В тот период поставила чеховский «Вишневый сад», потрясающую сценографию сделал Даниил Лидер, постановка долгое время украшала афишу театра. И. gА. Молостова оставила заметный след в театральной культуре Украины. Она была максималистом в работе, в своих вкусах, в гражданской позиции. Отстаивала творчество в искусстве. Была Гаврошем, идущем на баррикады, борясь против косности, чиновничьего произвола, но при этом оставаясь хрупкой и притягательной женщиной.

КАК СТАНОВЯТСЯ МАСТЕРАМИ?

В детстве Ирина Александровна мечтала танцевать в балете, но повзрослев, решила стать хореографом. В Московский театральный институт она поступила на балетмейстерское отделение, а затем окончила еще факультет режиссуры. Стипендия была небольшая, и Молостова подрабатывала, вела танцевальный кружок на заводе им. Лихачева.

— В 50-х Министерство культуры Украины решило укрепить театры молодыми кадрами из Москвы. В Киев нас приехало 18 человек. В московский «десант» вошли: Николай Рушковский, Кирилл Лавров, Олег Борисов, Павел Луспекаев, Белла Павлова, я и др., — рассказала в одном из последних интервью Ирина Молостова.

За пять лет работы в Театре им. Л. Украинки Молостова заявила о себе как о талантливом постановщике. Хотя не все проходило гладко. Например, спектакль «Синие кони на красной траве» по пьесе Шатрова полгода не принимал худсовет. С трудом Ирине Александровне удалось пробить вампиловские «Провинциальные анекдоты». Немало нервов и сил потратила Молостова, отстаивая свою постановку о Лесе Украинке «Без надежды надеяться». В этой пьесе Юрия Щербака были заняты Ада Роговцева, Валерия Заклунная. Одна актриса воплощала Любовь, вторая — Поэзию, а юную Лесю играла тогда 6-летняя Катя Степанкова. Только вмешательство друзей помогло переубедить «товарищей из ЦК» не закрывать постановку. А лучшему молостовскому спектаклю «Гнездо глухаря» Розова (с блестящими актерскими работами Добровольского и Мажуги) не повезло — его запретили.

«Драма — зрелище для ума, а опера — для души. В моем понимании украинский театр — это театр музыкально-драматический. Это идет от природы, менталитета народа… Художника поймут через годы, писателя издадут и прочитают за границей. А театр существует только здесь и сейчас, — с болью говорила режиссер. — Я ничего не смыслю в экономических законах, но знаю одно: нельзя поднимать экономику, а лишь потом заниматься культурой. Эти вещи взаимосвязаны. Давайте вспомним мировую историю. В период Великой депрессии в США родился мюзикл. Создавались спектакли, снимались фильмы, поднимающие настроение. А когда зритель приходит на работу с хорошим настроением, то у него повышается производительность труда. Это должны понимать люди, наделенные властью у нас в стране».

По словам Молостовой, в Киевский оперный театр ее «назначили» в 1957-м. Проработала два десятка лет, и Ирину Александровну вызвали «наверх»: надо вернуться в Русскую драму. То назначение было лично подписано тогдашним первым секретарем ЦК Украины В. Щербицким. Пришлось подчиниться. Но как впоследствии вспоминала Молостова, должность главного режиссера не для нее. Поэтому через три года, когда ее пригласил дирижер Стефан Турчак сотрудничать, она с радостью вернулась в любимую Оперу.

— В драматическом театре темпоритм спектакля определяют постановщик и актеры. В опере его диктует автор. Важно правильно раскрыть и воплотить в спектакле музыкальную драматургию партитуры, — подчеркивала Ирина Александровна. — Задание режиссера — почувствовать особенности стиля, письма каждого композитора. Когда начинаешь работать над новой оперой, нужно досконально изучить либретто и клавир. У меня привычка напевать все произведение. Я обязательно хожу на уроки к солистам и хористам. Именно там начинается работа не только над вокальным, но и сценическим образом. Кроме знания музыкального материала оперному режиссеру необходимо уметь видеть в героях спектакля живых людей, чувствовать их индивидуальность.

НЕУКРОЩЕННАЯ

Одной из первых постановок Молостовой стала опера «Укрощение строптивой» Шебалина по шекспировской комедии. Это была интересная работа режиссера вместе с блестящим дирижером, проникновенным музыкантом Вениамином Тольбой. Главные партии исполнили Лилия Лобанова (Катарина) и Дмитрий Гнатюк (Петруччо). Возможно, черты характера его непокорной героини повлияли на всю дальнейшую творческую жизнь Молостовой, которая никогда не шла на компромиссы, идя к своей творческой мечте. Она мастерски ставила классические и современные оперы. Но «Катерина Измайлова» Шостаковича — ее настоящая режиссерская жемчужина. В этой опере Ирина Александровна сумела объединить драматизм и страстность, остроту социальных характеристик героев, эпические и лирические сцены, гротеск и философскую глубину. В 1965 г. на премьеру в Киев приезжал автор. Шостакович признался Молостовой: «Киевская постановка, как в музыкальной, так и в режиссерской интерпретации, самая лучшая из тех, какие мне приходилось видеть у нас и за рубежом. Блестящий украинский язык» (в этом заслуга поэта Мыколы Бажана, сделавшего прекрасный перевод. — Т. П. ). Композитор высоко оценил трактовку дирижера Константина Симеонова. Его потрясло творческое прочтение оперы режиссером и сценографом. У Молостовой и Боровского спектакль получился символичным и психологическим. Декорации подчеркивали все нюансы музыки Шостаковича. В 74-м Молостова делает обновление оперы, вводит новых певцов. Через два года за этот спектакль дирижер и актеры получили Шевченковскую премию, а о режиссере в этом списке забыли… В 79-м Стефан Турчак дал новое дыхание опере. С «Катериной Измайловой» театр выступал в Испании, Югославии и России и везде только восторженные отзывы. Этот шедевр Шостаковича Молостова еще ставила для Мариинского театра и Новой оперы Тель-Авива. А ее «Мазепу» демонстрировали по каналу Евровидения.

— Сегодня в репертуаре Оперы идут восемь спектаклей Ирины Александровны. Например, «Хованщина» более сорока лет в афише театра. Несколько поколений певцов формировались на этой опере. И ныне спектакль считается одним из интереснейших в режиссерском решении. Молостовские постановки отличат монументальность, умение раскрыть драматургию произведения, разработать психологический рисунок каждой роли, — рассказал заведующий литературной частью Нацоперы Василий Туркевич. — Над каждым спектаклем она работала долго и мучительно, выверяя каждую мизансцену, чуть ли не «выкручивая» руки и ноги солистам. Молостова учила артистов понимать образы, которые им предстоит сыграть и спеть. Даже ставя иностранными языками, первое, с чего она начинала, приносила в хоровой класс подробные подтекстовки клавиров, разъясняя каждую деталь оперы. Молостова требовала от певцов понимания того, о чем они поют. К сожалению, эта традиция, постепенно у нас угасает. Сегодня мы ставим оперы на языке оригинала, но иностранные языки певцы знают плохо. Поэтому часто можно услышать в антракте, как иностранцы интересуются: «На каком языке поют ваши артисты»? В этом боль нашего театра. При Ирине Александровне такого не было. Она знала возможности каждого певца, не только солиста, но и хориста. У нее были свои любимчики, но это были действительно ведущие солисты театра. Так, ныне знаменитый бас мирового уровня, Анатолий Кочерга формировался на ее операх. В молостовских спектаклях раскрылся талант Гизелы Цыполы. До сих пор те, кому посчастливилось с ней работать, с благодарностью вспоминают тяжелые, но такие важные уроки, которые получили от режиссера. Все оперы у Молостовой драматургически крепко «сбиты», видимо поэтому они не устаревают и пользуются заслуженным успехом у публики. «Риголетто» стал ее последним спектаклем, поставленный на киевской сцене. Горько осознавать, что уходят лучшие и нет им замены. Нам очень не хватает в театре такого режиссера.

МАРГАРИТА УКРАИНСКОГО ТЕАТРА

Молостова — настоящий учитель сцены. Она умела радоваться успехам других. Несколько поколений артистов, работающих в разных театрах Украины, до сих пор называют режиссера своим педагогом не только в профессии, но и в жизни.

— В моей судьбе Ирина Александровна сыграла огромную роль. Она была не просто учителем, а настоящим старшим другом, готовым в трудную минуту всегда прийти на помощь. В аудиторию Театрального института буквально влетала и сразу же менялась атмосфера, все внимание было приковано к ней. Она вместе с нами, студентами, поставила первый в Украине мюзикл «Версальская история». На тот спектакль невозможно было попасть. Окрыленная успехом Молостова мечтала, чтобы на базе нашего курса создать новый театр, но даже при ее кипучей энергии растопить лед чиновничьих препон ей не удалось, — вспоминает актер Театра им. И. Франко Анатолий Хостикоев. — Я по распределению уехал во Львов. Работал в театре им. М. Заньк овецкой. Ирина Александровна следила за моими успехами. А когда меня забрали в армию (служил в Закавказском военном округе), писал ей о своих впечатлениях, проблемах. Она меня поддерживала, советовала. Однажды зашел в клуб, а там перед трансляцией какого-то спектакля передают интервью с режиссером. Присматриваюсь — так это же Ирина Александровна. Я закричал от радости, увидев ее. Кричу сослуживцам: «Это мой педагог»! А они не верят... Молостова приложила руку, чтобы меня, киевлянина, перетащить из Львова в столичный Театр им. Л. Украинки. Под ее руководством Виталий Малахов поставил «Сказку о Монике». Нам дали возможность поэкспериментировать, и получилась удивительная постановка, которую приняли молодые. Благодаря нашему спектаклю в театр потянулись школьники и студенты, но они шли не в обязательный культпоход, популярное мероприятие тех времен, а по своему желанию. Помню, как живо зрители реагировали на увиденное на сцене...

Ирина Александровна в 1987 году поставила булгаковского «Мастера и Маргариту». Со дня премьеры — 5 декабря, все 17 лет в Театре им. И. Франко — аншлаги. Это мой один из самых любимых спектаклей. К нам на премьеру приезжал автор пьесы Михаил Рощин. Он с восхищением сказал, что спектакль чудесный и если бы он мог, то переписал свою пьесу. Дело в том, что Рощин главный акцент делал на двух булгаковских героях — Мастере и Маргарите, а остальных персонажей очертил лишь пунктиром. Молостова расширила образы: Воланда, Коровина, Бегемота, считая их важными для раскрытия сюжета. 29 января мы, франковцы, будем играть так, словно Ирина Александровна сидит в зале.

Молостова — мое потрясение в жизни. Для актера высшая награда — умереть на сцене. Ирина Александровна, как великий режиссер, умерла в работе, создавая для Большого театра оперу «Опричник». Премьера состоялась уже без нее в феврале 1999-го. Накануне Нового года ей стало плохо, попала в больницу. Реанимация, кома. Прощание состоялось в Москве, а затем тело Молостовой привезли в Киев. В Национальную оперу пришли отдать последнюю память сотни ее учеников, друзья, коллеги. Ирина Александровна мне напоминает булгаковскую Маргариту. Летала, как она и как звезда сгорела...

ОНА ЛЮБИЛА И БЫЛА ЛЮБИМОЙ

Молостова себя называла счастливым человеком. Театр был ее страстью. Она всегда чувствовала свою необходимость. Никогда не жаловалась на отсутствие работы. Деловая, эмоциональная, успевала делать тысячи дел. Она любила и была любима. Их с Борисом Каменковичем (главным балетмейстером Театра им. И. Франко) называли идеальной парой. Борис Наумович посвятил жене два сборника стихов. Больше сорока лет они счастливо прожили, воспитали прекрасного сына Евгения Каменковича, продолжившего театральную династию. Ныне он популярный московский режиссер. Невестка Полина Кутепова — ведущая актриса Мастерской П. Фоменко, растет внучка. Всего на три года пережил жену Борис Наумович. Об Ирине Александровне он говорил: «Она не жила, а летала, не работала, а горела…» Супруги похоронены рядом на Байковом кладбище.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать