Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

А она вертится...

Апрельский четверг прошлой недели имеет шансы войти в историю
25 апреля, 10:05
ЛИДЕРОМ ВЕЧЕРА СТАЛА МЕЛОДРАМА «ГНЕЗДО ГОРЛИЦЫ» О МЫТАРСТВАХ УКРАИНСКОЙ ЗАРОБИТЧАНКИ В ИТАЛИИ. НА ФОТО СЕМЕЙНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПАРЫ: СТАНИСЛАВ МОИСЕЕВ И РИММА ЗЮБИНА (ЛУЧШАЯ АКТРИСА), ТАРАС ТКАЧЕНКО (ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР ФИЛЬМА «ГНЕЗДО ГОРЛИЦЫ») И ЕГО ЖЕНА ДАРИНА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В один и тот же день Президентом Украины был подписан Закон «О государственной поддержке кинематографии в Украине» и состоялась церемония вручения национальной кинопремии «Золота дзиґа», которого учредила недавно созданная Украинская киноакадемия.

«ОСКАР» НАБИЛ ОСКОМИНУ. ДАВАЙТЕ УЖЕ О НАС С ВАМИ!

Последние несколько лет свою премию за лучшие достижения в киноиндустрии присуждает Национальный союз кинематографистов Украины. Думаю, что и будет присуждать, только придется внести изменения в формат награды, чтобы сохранить свою призовую нишу...

Что касается новейшего приза и самой церемонии — она была хорошо организована, в зале Ballroom столичного FairmontGrandHotelKyiv (ну, разумеется, все латиницей — идем же в Европу, с Гамерикой включительно), царила исключительно дружественная, товарищеская атмосфера. Которую несколько портил ведущий Александр Скичко — назойливым, порой просто бессмысленным и непрестанным напоминанием об «Оскаре» и оскароносцах. Создалось впечатление, что молодой шоумен знает все об американском кино и совершенно ничего об украинском. В этом он наверняка созвучен своему поколению, однако зачем тогда вести церемонию вручения премии украинским кинематографистам, которые тебе лично «по барабану»? И потом — тем самым гасился пафос самого мероприятия: отечественная киноиндустрия наконец подобралась к точке восхождения на настоящую гору, с которой далеко видно. Подобрались, чтобы наблюдать за голливудскими «горками»?

Однако надеюсь, организаторы учтут этот досадный опыт. А главное — теперь у нас есть Украинская киноакадемия, сделанная по «оскаровским» лекалам. Есть еще одна премия, которая наверняка станет самым авторитетным и самым престижным вознаграждением, присуждаемым профессиональным обществом. И здесь все по-честному, потому что тайное голосование, потому что есть прозрачность и четкость принципов.

ПЕРВОЕ ВРУЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНОПРЕМИИ «ЗОЛОТА ДЗИГА» СОСТОЯЛОСЬ С РАЗМАХОМ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Жюри конкурса рассмотрело 76 фильмов, лучшие из них попали в короткий список. Абсолютным победителем стал фильм «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко (за лучший фильм, режиссуру, главную женскую роль, главную мужскую роль, женскую роль второго плана и мужскую роль второго плана). Прогнозируемо победителями в номинациях Лучший документальный и Лучший анимационный фильм стали «Главная роль» Сергея Буковского (блестящая работа выдающегося мастера!) и «Никита Кожемяка» Манука Депояна, чьи достижения не только собственно художественные, но и прокатные, что является на сегодняшний день нетипичным для нашего кино.

А традиционную премию «За выдающийся вклад в искусство кино» получила Лариса Кадочникова (исполнительница ролей в отечественных киношедеврах «Тени забытых предков», «Вечер на Ивана Купала» и других). Актрису принято называть «легендарной», хотя на самом деле Кадочникова живет суперактивной жизнью, в которой воспоминания о прошлом занимают почетное, однако же не основное место.

ОЧЕРЕДЬ ЗА ЗРИТЕЛЯМИ

Получая премию, Сергей Буковский сказал знаменательную фразу: «Здесь все говорят о «возрождении украинского кино»... А мы, документалисты, никуда не исчезали, мы работали и работаем...». Действительно, у нас (не только в кино, разумеется) сейчас замечен некий псевдореволюционный, и даже в чем-то «большевистский» пафос (несмотря на показное неприятие коммунистических лозунгов и ценностей) — мол, все же угробили, уничтожили «вражьи дети», и вот теперь мы на пустом месте, с «чистой страницы» начинаем творить, «возрождать и порождать», наше кино. Ничего более фальшивого («піонери, піонери, збільшовиченої ери») придумать нельзя, это представление следует как можно скорее выбросить на мусорник. Украинской киноакадемии прежде всего. 

Также 20 апреля Петр Порошенко наконец подписал Закон «О государственной поддержке украинской кинематографии». Долголетняя история подошла к своему логическому концу. Начиналось давно, еще в 2009-м, когда, при активном участии Союза кинематографистов, в закон была внесена норма о сборе на украинское кино (с каждого проданного билета и других плат отчисляется небольшой процент в специальный фонд). Однако же эта норма так и не заработала. Потому что слукавили: не были приняты ряд других законных и подзаконных актов, которые бы предусмотрели сам механизм сбора.

Новый виток продвижения перемен начался тогда, когда утвердилось правительство Арсения Яценюка и вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко поставил вопрос о разработке нового закона. Сначала в основу был положен тот же принцип сбора. Однако опять (ведь так было до сих пор) натолкнулись на тотальное сопротивление — интернет-провайдеров, скажем. Телевизионных продюсеров... Собственно, последние и предложили пойти по другому пути. Возникла инициативная группа под названием #КіноКраїна (в нее вошли главные теле— и кинопродюсеры; как и положено, кому ж еще заботиться о создании настоящей продюсерской системы?!). Они и предложили несколько инструментов для активации финансовых вложений в фильмовое (с телевизионным кино включительно) производство.

Теперь это уже в новом законе. Предусмотрены прямые государственные инвестиции — 80% (до сих пор было 50%, хотя все знали, что большинство продюсеров хитрят и все равно делают фильмы в основном части на бюджетные средства) для кинопрокатных лент (остальные нужно найти компании-продюсеру) и 50% для телесериалов (до сих пор государство не вкладывало в это дело ни копейки, хотя большинство массовой аудитории составляют именно зрители сериалов — в телевизоре, интернете и так далее). Среди прочего будут поступать и средства, полученные от Украинского культурного фонда.

А еще — украинским и иностранным субъектам кинематографии (да!) будет предоставляться государственная поддержка в форме государственной субсидии для возвращения части квалифицированных расходов, осуществленных субъектом кинематографии при производстве фильма. Картина, которая претендует на возвращение части расходов, должна пройти тест, цель которого выяснить его культурное родство с Украиной и собственно культурой как таковой.

Кроме того, отныне появляются действенные, а не риторические средства противодействия пиратству в интернете. Отказываетесь блокировать нелегальный видеоконтент — будете отвечать перед законом. Хотя в этой сфере народ изобретателен и продвинут в светлое будущее технического прогресса, что-нибудь да придумают. И все же...

Словом, открываются новые возможности для достаточно энергичного развития киноиндустрии (во всех ее компонентах) в Украине. Будем надеяться, что это отразится не только на количестве продуцируемых фильмов, но и на количестве кинотеатров и зрителей      — так как последние пока вяло посещают показы отечественных кинолент. Продюсеры, режиссеры, актеры, кинематографическая общественность консолидировались, теперь очередь за зрителями...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать