Достоинство государства в конечном итоге зависит от достоинства личностей, которые его создают.
Джон Стюарт Милль, английский философ, политический экономист XIX века

Остров детства

Знаменитый балет «Белоснежка и семь гномов» киевляне представили в более сжатой и динамичной форме
9 октября, 2013 - 10:51
КИЕВСКУЮ «БЕЛОСНЕЖКУ И СЕМЬ ГНОМОВ» КРИТИКИ НАЗЫВАЮТ «ЖЕМЧУЖИНОЙ СТОЛИЧНОЙ ОПЕРЫ» — СПЕКТАКЛЬ НЕ СХОДИТ СО СЦЕНЫ БЕЗ МАЛОГО СОРОК СЕЗОНОВ! НА ФОТО: СОЛИСТКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ ЕКАТЕРИНА АЛАЕВА В РОЛИ БЕЛОСНЕЖКИ / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Если проанализировать репертуар украинских театров оперы и балета, то выяснится, что не так уж и много спектаклей для семейного просмотра! А что касается балета для детей, то перечень названий и вовсе невелик. Пальму первенства, конечно, держит Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества. Национальная опера Украины имеет в своем арсенале несколько постоянно идущих детских спектаклей, проверенных временем, два из которых поставлены известным хореографом Генрихом Майоровым. Это «Чиполлино» К. Хачатуряна и «Белоснежка и семь гномов» Б. Павловского.

Киевскую «Белоснежку...» критики называют «жемчужиной столичной оперы» — спектакль не сходит со сцены без малого сорок сезонов! Многие бабушки и дедушки, которые ведут сегодня на спектакль своих внуков, сами видели в детстве эту замечательную постановку. Однако внимательный зритель наверняка заметил существенные изменения, необходимость в которых назревала давно. 5 октября впервые была показана двухактная версия «Белоснежки...», которая, кстати, в декабре поедет на гастроли в Афины.

На сцене Муниципальной оперы, с благословения Генриха Майорова, семь лет назад сократил и поставил «Белоснежку...» балетмейстер Виктор Литвинов, приурочив премьеру к 70-летию этого блестящего мастера детской хореографии (музыкальная редакция Алексея Баклана).

В Национальной опере спектакль до сих пор шел в трех актах. Учитывая то, что внимание маленьких зрителей начинает рассеиваться уже через 15 минут (доказанный учеными факт), то дирекция театра решила, что с нынешнего сезона «Белоснежка и семь гномов» будет идти в более сжатой и динамичной форме, которую В. Литвинов и А. Баклан перенесли на главную сцену. Постановщики скрупулезно и тщательно сохранили стилистику и режиссуру Г. Майорова, который с тонким и добрым юмором хореографически обрисовал каждый образ, следуя за музыкой композитора, точно уловившего мотив для каждого характера. В свою очередь артисты балета настолько искренне исполняют свои роли, что у взрослых невольно наворачиваются слезы умиления, а дети восторженно и непосредственно приветствуют каждую сцену балета.

Белоснежка (Екатерина Алаева) и Принц (Сергей Клячин), сказочные, но такие живые, несут залу позитивный заряд добра и красоты. Их классические воздушные адажио мягко сочетаются с игровыми моментами и резко контрастируют с намеренно разнузданными и глумливыми сценами с воронами и летучими мышами, мастерски поставленными и блестяще исполненными танцовщиками в современной манере. В танце злой и коварной Королевы-мачехи (Кристина Шишпор) — царственность холодной красоты, не согретой добротой, сочетается с инстинктивным уродством черной души героини, проявляющейся в графически резких движениях и жестах. Убедительно передан характер Егеря (Василий Богдан), в котором уживается истинное благородство и мужество с покорностью слуги, но сильные качества которого в конечном итоге побеждают.

Полноправным участником спектакля выступил оркестр театра под руководством Алексея Баклана, под умелой рукой которого образная партитура композитора, не утратив ни единого лейтмотива, бережно купированная в тех местах, где можно было убрать повторы, длинноты, ожила во всем ритмическом, стилевом, тематическом и мелодическом многообразии. А самую бурную позитивную реакцию юной публики вызывают сказочные гномы. Причем еще до появления их на сцене, как только начинает звучать знаменитое «та-там, та-там, та-там-пара-пам-пам»...

Вознагражденное ожидание и непосредственность — возможно, главные достоинства любого произведения искусства, и в особенности детского спектакля. Тема детской хореографии на поверку оказывается весьма серьезной проблемой. Сегодня уходят в прошлое добрые, старые мультики, где добро было добром, а зло — злом. Современные телешоу с участием детей грешат тем, что из малышей «лепят» взрослых. Так пусть же театр останется «островом детства», где зайцы похожи на этих очаровательных зверюшек, а не на эмблему Playboy, где во время спектакля ребята искренне сопереживают героям и смеются от всей души!

Лариса ТАРАСЕНКО
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ