Это же большая глупость - хотеть говорить, а не хотеть быть понятым.
Феофан (Елеазар) Прокопович, украинский богослов, писатель, поэт, математик, философ

От хора к театру

Павел СТРУЦЬ о реалиях жизни муниципального коллектива
6 декабря, 2018 - 10:32
ФОТО ИЗ АРХИВА ХОРА «КРЕЩАТИК»

Академический камерный хор «Крещатик» на сегодняшний день является одним из ведущих художественных коллективов государства. В творчестве артистов в последнее время наблюдаются новые интересные тенденции, что отмечают как профессионалы, так и слушатели. Среди них, в частности — создание оригинальных тематических программ. Две из них были показаны недавно в Киеве. Речь идет о гранд-концерте «O, FORTUNA!», посвященном 160-летию со дня рождения Джакомо Пуччини, и полярно противоположной по жанру и содержанию импрезе «Choir Smiles»/»Классика шутя».

В ближайших планах — подготовка проекта ко Дню Николая на основе известной повести Чарльза Диккенса о Скрудже (авторская музыка Андрея Бондаренко, где композитор сумел совершенно неукраинскую историю адаптировать к нашим реалиям)...

— Идея провести вечер «O, FORTUNA!» возникла у нас в конце прошлого года, когда было решено сделать ко Дню достоинства и свободы яркий концерт. Мы такие импрезы проводим ежегодно, — рассказал художественный руководитель и главный дирижер хора Павел СТРУЦЬ. — В прошлом году гостем хора «Крещатик» был Андрей Бондаренко, известный певец, который выступает на ведущих сценах Европы. Он исполнял произведения из своего репертуара. В этот раз решили пригласить солистов из Национальной оперы Украины — Татьяну Пиминову, Ксению Бахритдинову, братьев Петра и Павла Приймаков, солистов Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества Дарию Литовченко, Сергея Москальчука и других.

К сожалению, камерным составом хора мы имеем мало возможностей исполнять классическую музыку выдающихся европейских композиторов с какой-то мировой звездой. Но для нас было принципиальным, чтобы именно в Большом зале НМАУ проходили концерты, посвященные людям, которые погибли на Майдане.

— Где-то с 2015 года ваш коллектив стал экспериментировать в направлении хорового театра...

— В действительности это началось еще в 2007-м. Мы внедрили проект «Солнцеворот украинского обрядового пения», привязанный к календарному циклу народных праздников. В первом концерте были обыграны зимние обряды, далее — «Диво-Весно», где звучали веснянки-гаевки, потом купальские ритуалы и обжиночная программа «Свадебный хлеб». Сотрудничали с хореографом Аллой Рубиной — нестандартным человеком, который не обдумывает все заблаговременно, а рождает идеи спонтанно. По-видимому, в этом — ее изюминка, и в итоге получается хороший продукт. Это были интересные программы. Две из них — «Купало» и «Свадебный хлеб» — существуют доныне.

— Программу «Классика шутя» вы называете спектаклем.

— Идея была создать юмористическую программу на основе известных классических шлягеров, таких как «Полет шмеля», «Турецкое рондо», «В пещере Горного короля», фрагменты из опер «Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник» и тому подобное. Мы пригласили к сотрудничеству талантливых композиторов Веронику Тормахову и Евгения Петриченко, которые согласились сделать из инструментальной музыки хоровые аранжировки. Они предложили классические мелодии сочетать с популярными песнями. Например, «Сулико» и «Болеро» Равеля, «Цыганскую песню» из «Кармен» и известную композицию рок-группы «Nirvana», «Алилуя» Генделя и «Марш победителей» из фильма «Звездные войны». Вы, наверное, не представляете, как оно звучит вместе, но эти совершенно нестандартные идеи очень тонко, органично, красиво воплощены, — создается впечатление, что так было всегда! Это придает шарма и вызывает интерес у публики.

Проект пережил лишения, имел разных творцов, но в итоге получился интересным, потому что каждый, кто приобщался к нему на определенных этапах, вносил что-то свое. Определенную точку в этом процессе поставила Елена Столярова, но окончательно все «обернула и сделала конфетку» Анастасия Гнатюк. Сейчас она — один из наиболее интересных, чрезвычайно креативных молодых режиссеров.

— Идея хорового театра — не нова. Разные хоры, в том числе украинские, обращаются к ней. Скажем, Александр Вацек с «Ореей», Николай Гобдич с хором «Киев»...

— Мы ежегодно создаем сюжетно-тематическую программу. Перед «Choir Smiles» поставили «Украинское ожерелье песен» — новый взгляд на фольклор. Нестандартная современная аранжировка и актерская игра позволяют подать украинскую народную песню — казалось бы, такую известную и порой заезженную — в абсолютно неожиданном свете. Мы эту программу в течение трех лет показываем и собираем полные залы. У нас практически нет бесплатных концертов. Мы должны выполнять определенные планы —  проблема самоокупаемости.

— У хора есть своя публика, которая отслеживает именно ваши выступления?

— Да, но чтобы привлечь более широкий круг слушателей, нужно что-то особое, и именно это стало причиной обращения к театрализованному направлению в творчестве. Например, программа «Happy Day» содержит лучшие спиричуэлсы, которые мы смогли найти. С этим — проблема, потому что у нас не всегда есть доступ к музыке, которая нравится, следует вести переговоры с обладателем авторских прав и, в конце концов, за ноты нужно заплатить немалые деньги — от 100-150 евро. Получилась хорошая музыкальная подборка, которую Анастасия Гнатюк очень красиво поставила, — каждая композиция имеет свои решения: игровые, сценические, пластические. Артисты у нас — молодые, креативные, им это чрезвычайно интересно...

«Choir Smiles» мы ставили уже восьмой раз! Очень непросто, когда выпадает кто-то из артистов и следует ввести в программу нового человека, который должен выучить наизусть 30 партитур, к тому же ему нужно двигаться на сцене... Трудно за короткий срок справиться с таким объемом материала. Кадровое изменение — существенная проблема. Причины разные, в том числе и экономические. Нам чрезвычайно сложно соревноваться с национальными коллективами: зарплату имеем как минимум в два раза меньшую, а работать нужно порой намного больше.

— Хор «Крещатик» создавался как коллектив, направленный на популяризацию современной украинской музыки. Вы поете много произведений украинских композиторов, принимаете участие в ведущих украинских фестивалях «Киев Мюзик Фест», «Музыкальные премьеры сезона» и многих других.

— Постоянными участниками этих фестивалей мы являемся уже давно. А вот последние четыре года даем как минимум по два концерта — духовной и светской музыки. Вначале нам было очень сложно. Это же не просто переключить какой-то клапан в себе. Когда мы исполняли разные программы, причем не только по стилистике музыки, но и по манере звукоизвлечения, — например, хиты из кинофильмов, шлягеры ХХ в., а потом, например, концерты Веделя, я и сам должен был кое-что преодолевать в себе. Но сейчас это уже отработано.

— Это доказательство высокого профессионального уровня — актерского и вокального.

— Исполнительская форма коллектива на данный момент — очень хорошая. В прошлом году мы выступали в Польше на одном из самых престижных международных фестивалей духовной музыки «Хайнувка», где соревновались с чрезвычайно сильными коллективами из России, Литвы, Беларуси и других стран и достаточно уверенно победили. Звучала музыка Артемия Веделя, Симеона Пекалицкого. Мы получали невероятное удовольствие от того, что делаем. Видно, это почувствовали не только мы, но и члены жюри, и зал, которые по условиям соревнования не имели права аплодировать после выступления конкурсантов. Сам председатель жюри Ромуальд Твардовский не выдержал и начал хлопать в ладоши, а за ним и все остальные.

— Сейчас у нас происходит всплеск конкурсов: вокальных ансамблей и хоров имени Дмитрия Бортнянского в Киеве, вокалистов и хоров в Тернополе, хоровой конкурс имени Леонтовича, который возрождается после 8 лет забвения. То есть украинская нация в который раз демонстрирует свою певческую природу и способность преодолевать экономические трудности. С чем это связано?

— Если взять последнее десятилетие, Киев, в частности НМАУ, то я связал бы это с появлением во главе Студенческого хора Евгения Савчука. Сейчас исполнительское мастерство и педагогическая практика вышли на совершенно новый уровень. Каждый будущий хормейстер подходит к своему «инструменту» — хору — и самостоятельно делает программу. Он знакомится с совершенно разной музыкой: это может быть эпоха Возрождения, романтика и тому подобное. И это воспитывает музыкантов высокого уровня. Тем более, когда у руля стоит действительно выдающийся мастер своего дела. Студенты имеют возможность слышать его, работать под его руководством и учиться тому, что он им дает. Чрезвычайно важно и то, что хоровое сообщество активизировалось под руководством Александра Тарасенко — нового председателя Хорового общества имени Николая Леонтовича. По его инициативе проходит много мероприятий, летние хоровые академии, концерты и тому подобное. Сформировался новый фундаментальный подход к воспитанию будущих дирижеров. Если раньше многие выпускники вузов хотели остаться в Киеве, то сейчас они едут к себе на малую родину и создают там замечательные хоровые коллективы.

Ольга ГОЛИНСКАЯ, музыковед
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ