Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Падение «Темной башни»

Первая экранизация знаменитой фантастической саги оказалась неудачной
16 августа, 15:38
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ДОЛЛАРОВАЯ ТРИЛОГИЯ» / ФОТО С САЙТА CRACKEDREARVIEWER.FILES

«Темная башня» — цикл из восьми романов американского писателя, «короля ужасов» Стивена Кинга, написанный в сочетании жанров фэнтези, антиутопической фантастики и вестерна. Протагонист серии — стрелок Роланд Дискейн. «Темная башня» инспирирована поэмами британских поэтов Роберта Браунинга «Чайльд-Роланд дошел до Темной башни» (1855) и Томаса Стернза Элиота «Бесплодная земля» (1922). Прообразом Роланда послужил безымянный герой кинематографической «Долларовой трилогии» Серджо Леоне, сыгранный Клинтом Иствудом.

Роланд — последний представитель рыцарского ордена стрелков, основанного мифическим королем Артуром. Сначала в одиночку, а затем с группой верных друзей он странствует постапокалипсическим миром, который напоминает Америку старого Запада, где, однако, присутствует магия. Приключения Роланда и его спутников разворачиваются в параллельных реальностях, включая Нью-Йорк конца XX века. Роланд уверен, что если дойдет до центра Вселенной — Темной башни, то сможет подняться на ее верхний уровень, чтобы увидеть, кто руководит всем сущим и, возможно, возобновить мировой порядок.

В целом, The Dark Tower — это постмодернистское фэнтези, чудесная сказка эпохи компьютеров. Кинг непротиворечиво совмещает чары и науку, демонов и роботов, заклинания и револьверы, упырей и телепатию. Казалось бы — благодарный материал для большого кинопроекта. Однако разговоры об экранизации длились хороших 10 лет. Как только проект вступал в стадию серьезного обсуждения, от него отказывались то режиссер, то очередная студия. Наконец, за дело взялась компания Columbia Pictures, а выбор остановился на датчанине Николае Арселе, который получил в 2013-м «Серебряного медведя» Берлинского фестиваля за костюмированную драму «Королевский роман». Стрелка сыграл афроамериканец Идрис Эльба.

Продюсеры решили не рисковать и сразу использовали линии из двух первых книг цикла.  Экранный Человек-в-черном, заклятый враг Стрельца  — не ловкий лукавый трикстер, как у Кинга, а могучий маг, сыгранный Мэттью Макконахи, и появляется он в первых же кадрах. События фильма начинаются со сновидений будущего партнера Роланда по приключениям, нью-йоркского подростка  по имени Джейк — он видит Роланда, Уолтера, Башню и уверен в их реальности. В действие быстро включаются потусторонние злодеи, Джейка бросает в мир Стрельца.

Кинг всегда был изобретательным в двух вещах: острых сюжетных поворотах и разнообразных кошмарах. Режиссеры  лучших экранизаций именно это и передавали — атмосферу нарастающего безумия и ужаса («Сияние», 1979) или сногсшибательную интригу («Побег из Шоушенка», 1994). Неудача Арселя в том, что он равным образом неубедительно пытался и нагнетать атмосферу, и закрутить сюжет. Получилась стандартная приключенческая картина — одна из многих. Стрельба, драки, спецэффекты разного уровня убедительности здесь есть, однако эпизоды глобальных катаклизмов или декорации другого мира выглядят как несвежие цитаты из кинокомиксов студии «Марвел», а те же Уолтер и Роланд сыграны стандартно и бесхитростно. Первый — разговорчивый циничный убийца — образ антагониста, который, честно говоря, сильно наскучил, и всей актерской обворожительности Макконахи недостает, чтобы это изменить. Второй — немногословный и вечно нахмуренный вояка, который открывает рот лишь для того, чтобы выдать какую-то патетическую сентенцию. Они созданы, чтобы воевать друг с другом, но следить за ними неинтересно.

Ярких чудовищ и острых коллизий «Темной башни» хватило бы на долгий сериал или на несколько полнометражных фильмов. Но чтобы это действительно смотрели, продюсерам нужно срочно поменять стратегию. Их аудитория более умная и взрослая, чем им кажется.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать