Родина - это не кто-то и где-то, Я - тоже родина.
Иван Светличный, украинский литературовед, языковед, литературный критик, поэт, переводчик, деятель украинского движения сопротивления 1960-1970-х годов, репрессирован

Переформатирование

В Одесском художественном музее представлены ранние произведения выдающегося мастера украинского модерна Михаила Жука
7 августа, 2018 - 12:03
ЖУК М. АВТОПОРТРЕТ. 1908. ФРАГМЕНТ. ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ, ОДЕССА / ФОТО ИЗ АРХИВА

Михаила Ивановича Жука (1883—1964 гг.) с Одессой связывало почти сорок лет плодотворной творческой жизни. До недавнего времени работы мастера были в запасниках, и только периодически фигурировали на ретроспективных выставках художника, проводившихся в Южной Пальмире.

Сейчас можно увидеть четыре работы художника: «Портрет археолога Н. Биляшивского» (1903), «Портрет отца» (1908), «Портрет профессора М. Мандеса» (1929) и флористический мотив «Лилии» (1908). Экспозиция  целостная: последняя из упомянутых работ визуально объединяет три портрета, размещенные в нижнем ряду. Все произведения мастера выполнены пастелью, некоторые в смешанной технике, как, например, изображение Биляшивского и «Лилии». Симбиоз техник характерен для этого художника, воспитанника Киевской рисовальной школы Н. Мурашко и Краковской академии искусств.

В ранний период творчества, наряду с Георгием Нарбутом, Михаил Жук был одним из ярких представителей украинского модерна.

Лилии были среди любимых флористических мотивов художника, и в 1908 году он создал много вариантов с изображением этого цветка. В известных альбомах и монографиях о Михаиле Жуке, в частности, за авторством Ивана Козирода и Сергея Шевелева, Ольги Логутенко, или в последнем, самом фундаментальном труде Людмилы Соколюк (презентацию которой ждет Одесса), данная работа не воспроизводится. Сегодня есть уникальная возможность донести это произведение до более широкой общественности. 

Из экспонатов, фигурировавших ранее, можно видеть произведения Александра Шовкуненко, Павла Волокидина, Николая Тирсы. Обновлены и расширены в подборке произведения «одесских парижан»    — Теофила Фраермана и Амшея Нюренберга. Впервые представлены произведения Владимира Баранова-Росине и символиста, известного художественного критика Павла Нитше («К идеалу», 1914). Последний из упомянутых художников почти не известен ценителям искусства, и не удивительно. Как отметила  знаток одесского искусства второй половины ХІХ — начала ХХ века, искусствовед Ольга Барковская, на сегодняшний день известно лишь две работы этого оригинального живописца.

Еще одна изюминка — малоизвестная работа Давида Бурлюка американского периода творчества из частной коллекции, которую передали на временное хранение в музей.

Впервые представлена скульптура одесского художника Петра Митковицера (1889—1942) «Африканец», готовятся витрины для графики. Насколько известно, после бегства Бориса Эдуардса за рубеж в 1919 году, Митковицер какое-то время занимал одну из его мастерских, в которой сохранился вариант этого произведения.

В данной публикации не преследуется цель делать детальный анализ изменений экспозиции Одесского  художественного музея, которую осуществило новое руководство. В настоящее время переформатированы почти все залы второго этажа, некоторые кардинально, и если зал 1920 года обновлен достаточно удачно, то этого не скажешь о других. Экспозиция в отдельных случаях утратила целостность и качество. Фактически нивелирован такой мастер, как Владимир Синицкий, несколько «подвинули» Головко (его академический портрет кисти сокурсника по академии И. Турцевича не вписывается в ряд). Напомню, что предыдущий экспозиционное расклад построил в свое время известный музейщик, заместитель директора по научной работе Одесского художественного музея, светлой памяти Яков Абрамович Галкер. Была проведена большая научно-поисковая работа. Он не руководствовался только своими личными вкусами, имел четкую концепцию. Не скажем, что безукоризненную. Как уже говорилось, отсутствовали произведения такого метра, как Михаил Жук, который после распада Общества южнорусских художников, сделав своим пристанищем Одессу, дал новый толчок развитию художественного образования и одесской школе живописи.

Что касается небольшого зала Синицкого, то помню еще во времена студенчества я был свидетелем масштабной прижизненной персональной выставки Владимира Синицкого, достойного продолжателя импрессионистической традиции Кириака Костанди, вообще одесской школы. Тогда мастер подарил музею 80 своих работ. Во время занятий по истории искусства кто-то из студентов выразил скепсис относительно работ Синицкого. Наш педагог, известный искусствовед Татьяна Басанец заметила: «Будет большим счастьем, если вы проживете такую яркую творческую жизнь, как Владимир Синицкий». 

В других залах в переформатировании экспозиции имеет место определенная спонтанность, и это, как представляется, лишь начало в длинной цепи изменений, которые наметила новая администрация музея. Растворилась закарпатская школа живописи и одесский «строгий стиль», всплыли на поверхность посредственные живописцы...

Существует испытанная практика: произведения из запасников периодически выставлять на выставках, благо, есть большой выставочный зал музея...

Владимир КУДЛАЧ, Одесса
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments