Работать надо идейно, чтобы дать свою духовную лепту для родного народа
Кость Левицкий, украинский государственный деятель, адвокат, публицист

Перекличка эпох

В Одессе состоится Международный фестиваль ретро-музыки им. Богдана Весоловского
25 августа, 2018 - 12:14

Несмотря на все перипетии первой половины бурного ХХ века, с его технологическими прорывами, политическими коллизиями, войнами (а может именно благодаря этому), мир охватила джазовая лихорадка. Джаз, с его особой метроритмической стилистикой, специфическим драйвом, дал толчок к развитию множества танцевальных мелодий (регтайм, фокстрот, твист, шейк, шимми, линди хоп, буги-вуги, чарльстон, джайв), породил новые музыкальные формы – как академические, элитарные, так и эстрадно-песенные.

Звучали джазовые мелодии и в СССР, музыку для джаз-оркестров писали известные композиторы-песенники – М.Блантер (художественный руководитель Государственного джаза СССР 1936–1938 гг.), А.Цфасман, братья Покрассы, В.Кручинин, Е.Жарковский. Не сомневаюсь, что большинство людей знают также песни И.Дунаевского («Как много девушек хороших», «Дымок от папиросы» и т.д.), и с удовлетворением напевают его знаменитое «Сердце» из кинофильма «Веселые ребята» в исполнении Леонида Утесова и его джаз-оркестра.

Однако убеждена, что это же большинство не слышало никогда другую песню  «Сердце» – авторства Богдана Весоловского, которого по праву называли «королем украинского джаза». Также для большинства остается неизвестным существование целого пласта украинской эстрадно-джазовой музыки, которая развивалась на территории Западной Украины в первой половине прошлого столетия.

Богдан Остапович Весоловский родился 30 мая 1915 года в интеллигентной украинской семье в Вене. После Первой мировой войны семья переехала к г. Стрый на Львовщине. Отец Богдана –  Остап Весоловский, был уважаемым человеком, главой окружного суда и одним из самых влиятельных местных политиков. Мать - Мария Весоловская, известной общественной деятельницей, главой Союза украинок Стрыйщины и поэтессой, которая печатала свои стихи под псевдонимом Маруся Грабовецкая. Она происходила из известного рода Охримовичей и была родственницей знаменитой Соломии Крушельницкой. К сожалению, родителей Богдана ждала страшная судьба политзаключенных: отцу – в санационной Польше, матери – в СССР.

Писать музыку Весоловский начал в 16 лет, учась в Стрыйском филиале Львовского Высшего музыкального института им. Н.Лысенко. В это время появляется его первое произведение – музыка к отрывку из поэмы Тараса Шевченко «Перебендя» («Вітер віє»). Он основывает ансамбль молодых гимназистов «Ревелерсы», где вместе с ним пел даже будущий Глава УГКЦ Иван-Мирослав Любачивский! В «Ревелерсах» был и брат молодой стрыйской поэтессы Иванки Патоли, на слова которой Весоловский написал свою раннюю «жемчужину» – «Тихо без слів», более известную как «Ти танго заспівай мені».

Скоро его песни начали исполнять Анатолий Кос-Анатольский, Степан Гуминилович, братья Андрей и Роман Якымивы, объединенные харизматичным и талантливым весельчаком Леонидом Яблонским в молодежную капеллу «Ябцьо-джаз». Эта группа, участники которой сначала играли на одолженных банджо, барабане, саксофоне и собственном купленном аккордеоне, быстро стала одной из самых популярных групп, исполнявших именно украинскую эстрадную музыку. Богдан, который тогда уже изучал право во Львовском университете, и в то же время учился в Высшем музыкальном институте им. Николая Лысенко, в этой группе также выступал в роли пианиста и аккордеониста. Группа набирала обороты и, как вспоминают современники, в полонизированном Львове новая украинская танцевальная музыка даже подвинула польскую на второй план!

Богдан стал известным, когда зазвучала песня-танго «Ти і твої чорні очі» на слова Ярослава Масляка. А всеобщую любовь он получил после исполнения его танго «Прийде ще час» солисткой группы Иреной Яросевич. Их объединяла искренняя любовь к музыке, она была его невестой и первой любовью, но дороги их разошлись в кардинально разных направлениях.

Поистине, жизнь человеческая делает такие невероятные кульбиты! По иронии судьбы пластунка Ирена, дядя которой Остап Нижанкивский (священник, композитор, дирижер, управляющий Стрыйским уездным комиссариатом правительства ЗУНР) был в 1919-м расстрелян поляками, а брат дружил с Бандерой и Шухевичем, через годы станет звездой польской эстрады и кинематографа, известной под сценическим псевдонимом Ренаты Богданской. Более того, ее будут называть берегиней польской нации!

Она, работая в военном оркестре польского военного формирования периода Второй мировой войны, которое вошло в историю как «2-й корпус генерала Андерса», прошла через Среднюю Азию, Ближний Восток и Египет. Когда «2-й корпус» одержал победу над немцами в битве под Монте-Касино (Италия), Рената стала талисманом войска, а впоследствии женой Андерса. В Лондоне, где после войны они поселились, Рената Богданская-Андерс стала Первой Леди польской диаспоры.

Примечательно, что через 30 лет разлуки Ирена и Богдан встретятся, и она запишет песни композитора. А похоронят ее рядом с мужем на польском военном кладбище в итальянском Монте-Кассино.

Весоловский же, получив юридическое и музыкальное образование, в 1938 году отправится на помощь молодой Карпатской Украине, которая стала тогдашним островком украинской независимости. После этого он уже никогда не вернется домой. Политические преследования заставят его отправиться на чужбину, где и пройдет вся его жизнь.

Но уже в апреле 1939 года он оказывается в Вене. Здесь Богдан учится в одном из самых престижных дипломатических учебных заведений Европы – Консульской академии, и становится членом Украинского студенческого общества «Січ», а с 1940-го – его руководителем. В Вене он защищает докторскую диссертацию и начинает трудовую деятельность. Позже, перебравшись в Канаду, Богдан Весоловский делает карьеру, работает на канадской радиокомпании Си-Би-Си. За время его пребывания на должности руководителя украинской редакции компания расширила украинское вещание с 14 до 60 часов в неделю!

Но где бы ни жил, и где бы ни работал Богдан Весоловский, содержанием его жизни была музыка. Он организовывал оркестры, сам принимал участие в них как аккордеонист, пианист, певец, учил молодежь, издавал ноты и занимался грамзаписью собственных произведений. И, конечно, он писал песни - душевные, трогательные, с метким отбором текстов от А.Олеся, М.Рыльского, П.Тычины, В.Симоненко, А.Слисаренко, Т.Осьмачки, Анны Чубач, П.Воронько. Особенно ему пришлась по душе лирика Владимира Сосюры, на стихи которого он написал почти 20 романсов.

Весоловский был едва ли не единственным украинским композитором, записавшим более 20 альбомов собственных произведений. Его произведения становились танцевальными шлягерами. Они звучали на самых престижных сценах мира в США, Аргентине, Австралии и многих странах Европы в исполнении Владимира Луцива, Василия Тысяка, солистов «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке Иванки Мигаль и Андрея Добрянского.

Но Богдан постоянно жил Украиной. Именно его песню украинские эмигранты Канады сделали своим своего рода гимном:

Лети, тужлива пісне,через море у даль...

Неси мою любов, мою тугу і мій жаль...

Неси понад Чорнеє море, рідним степам уклін…

На Украину Богдан вернулся не только песней. После смерти в 56 лет (17 декабря 1971 года), его родные перевезли прах в Украину и похоронили на кладбище в Стрыю при большом количестве провожающих. Это показало, что Украина помнит своего сына.  Однако только в 1998 году первый диск с песнями Богдана Весоловского выпустил певец Остап Зорич. В 2009 году Олег Скрипка записал диски «Серце у мене вразливе…» и в 2011 - «Жоржина» на основе найденных в Торонто музыкальных материалов.

Существенный вклад в сохранение памяти о композиторе сделал известный дипломат Игорь Осташ – сейчас Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Ливане, который написал книгу «Бонді, або Повернення Богдана Весоловского» (Київ: Дуліби, 2013. – 328 с.).

Им также в 2016 году был основан Международный фестиваль украинской ретро-музіки имени Б.Весоловского, что является важным шагом к актуализации памяти о композиторе и в целом о такой интересной странице украинской музыки, как эпоха «украинского или львовского ретро».

И вот 26 августа 2018 года в Одесской опере при поддержке Министерства культуры Украины и Мирового Конгресса Украинцев, этот фестиваль будет проводиться уже в третий раз! В рамках мероприятия также состоится конкурс молодых исполнителей при участии гостей из Италии, Польши, Канады, Ливана, Румынии. Оценивать конкурсантов будет жюри, возглавляемое Героем Украины, Народным артистом Украины прославленным Мирославом Скориком! Ведущими нынешнего Фестиваля будут народная артистка Украины Мария Бурмака и лауреат ІІ Фестиваля Глеб Кудряшов.

Приходите, слушайте, наслаждайтесь!

Ярослава РИЗНИКОВА
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments