Не могут вести кого-то за собой те, которые не имеют никаких внутренних данных на то, чтобы самих себя повести.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

Первая украинская Кармен

Легенда украинского балета Валентина Калиновская празднует юбилей
24 июля, 2013 - 16:44
В «КАРМЕН-СЮИТЕ» Ж.БИЗЕ — Р.ЩЕДРИНА ВАЛЕНТИНА КАЛИНОВСКАЯ СОЗДАЛА МНОГОГРАННЫЙ ХАРАКТЕР ВОЛЬНОЛЮБИВОЙ И ГОРДОЙ ЖЕНЩИНЫ (ПАРТНЕРОМ БАЛЕРИНЫ СТАЛ ТАНЦОВЩИК ВИКТОР ЛИТВИНОВ — ЭСКАМИЛЬО) / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ

Быть первой — такая ей выпала судьба. Самородок, выросший в семье, к балету и искусству не имеющей отношения, должен был непременно доказать свое право на исключительность. Отец, работник мебельной фабрики, не слишком-то приветствовавший выбор дочери, сказал однажды, как печать поставил: «Раз уж выбрала такую профессию балерины, то должна быть первой»!

В Киевском хореографическом училище ее педагогами были ученицы Агрипины Вагановой — Антонина Ярыгина и Галина Березова. На выпускном экзамене Валя Калиновская удостоилась редчайшего по тем временам права, предоставлявшегося лучшим из лучших, — танцевать в дуэте с ведущим солистом театра Робертом Клявиным. Это выступление стало сенсацией и счастливой встречей: с того вальса, завершившего ученический период Калиновской, и начался долгий творческий союз двух великолепных танцовщиков.

Придя в 1957 году в Киевский театр оперы и балета, ее мощный артистический потенциал уже через два месяца вывел Валентину в ряды солисток. Поддерживаемая своим партнером Р. Клявиным, который еще в студентке разглядел приму, Калиновская смело поднялась в балетные небеса. Ее первой сольной партией стала девушка-птица Сюимбике в очень популярном в то время балете-легенде Фарида Яруллина «Шурале». Птица, сжигающая крылья ради земной любви! Практически сразу определился круг ролей, в которых как нельзя ярче блестал артистический талант классической балерины с драматическим амплуа: Эгина в «Спартаке», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмене-бану в «Легенде о любви», Медора в «Корсаре», Зарема в «Бахчисарайском фонтане», Анна Каренина... Каждая героиня Калиновской — настоящий сгусток страстей, характера и чувств! Неумолимость и самоотречение — два полюса женской страсти. Ну и, конечно, — искрометные испанки — Китри в «Дон Кихоте», донна Анна в «Каменном господине» и... Кармен — первая на киевской сцене и эталонная для последующих поколений исполнительниц.

Кармен — любимый образ, выношенный в мечтах, пропущенный через собственное мироощущение. Когда в 1973 году готовилась киевская версия «Кармен-сюиты», хореографический рисунок партии, создававшейся кубинским хореографом Альберто Алонсо для единственной на советской балетной сцене ее исполнительницы — Майи Плисецкой — был несколько видоизменен братьями Плисецкими, с учетом особенностей, пластических и личностных, Валентины Калиновской. Она не побоялась соперничества с неповторимой Майей и создала, по мнению Бориса Мессерера, художника-постановщика спектакля, «неожиданно своеобразный, многогранный характер вольнолюбивой и гордой женщины». Сама же Валентина Федоровна признается, что с тех пор, как увидела «Кармен-сюиту» в Большом театре, уже ни о чем больше не могла думать... Созданный Алонсо графический рисунок танца Кармен Валентина Калиновская наполнила с чувством, своим пониманием вечной драмы любви: «Образ Кармен дал мне возможность слить в едином сплаве самую изысканную современную хореографию с мыслью и чувством, что дает ни с чем не сравнимое наслаждение одухотворенным танцем», — признается В. КАЛИНОВСКАЯ. А сам хореограф, сравнивая двух Кармен, говорил в беседе с профессором Станишевским: «Это две разные Кармен: Плисецкая играет мстительную, демоническую женщину, а Калиновская танцует огненную страсть, большую, искреннюю любовь. Я видел всех самых выдающихся балерин наших дней и могу утверждать наверняка, что никто не умеет так впечатляюще танцевать женскую любовь, как украинская Валентина Калиновская»...

Вот уже сорок лет «Кармен-сюита» не сходит со сцены Национальной оперы Украины. Выходит — двойной юбилей. Ведь именно этим горячо любимым спектаклем Валентина Федоровна завершила свою танцевальную карьеру — на пике славы, в отличной форме, навсегда оставшись примой. Она стала первой украинской балериной, удостоенной высочайшего тогда звания — народной артистки СССР, первой, станцевавшей в составе труппы Большого театра, как специально приглашенная из Украины балерина. Единственной народной артисткой, решившейся совместить карьеру и семью. Родила двоих детей (ее сыновья, Алексей и Максим тоже стали артистами балета: Максим Мотков сейчас — ведущий солист Национальной оперы, народный артист Украины). Талантом Валентины Калиновской восхищались многие, в том числе и революционный президент Кубы Фидель Кастро... А сколько соблазнительных предложений проигнорировала Валентина Федоровна!

Она парила на сцене, заставляя замирать сердца зрителей, а вне театра всегда превыше всего ставила семейные ценности — дом и очаг. Сегодня ее главная радость — внук. Ныне Калиновская как педагог-репетитор передает секреты своего творчества молодым артистам.

Лариса ТАРАСЕНКО
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ