Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

По порядку – разделись!

В Киеве состоялся кастинг актеров для первой постановки антиутопической пьесы Олега Сенцова «Номера»
4 сентября, 2018 - 18:39
РИСУНОК АНДРЕЯ ЕРМОЛЕНКО

Руководить ею будет кинопродюсер Анна Паленчук, которая до этого организовывала мероприятия и сбор средств в поддержку Сенцова, приобщалась к изданию его книг. Она переписывается с автором пьесы через адвоката или по электронной почте, обсуждает с ним детали процесса.

СБОЙ В СИСТЕМЕ

«Номера» были написаны еще в 2009 году и до сих пор не были поставлены ни на одной театральной сцене. Первые читки состоялись несколько лет назад в московском Театре.doc, впоследствии уже украинские актеры прочитали пьесу в Киеве. По словам Анны Паленчук, это антиутопия, герои которой вместо имен имеют только номера. Их жизнь подчиняется правилам, придуманным Нулем — невидимым для общественности «божком». Недовольство у героев есть, но они не отваживаются на перемены, пока не появляется младенец под одиннадцатым номером.

Ребенок, еще не зная правил и законов, неосознанно разрушает притворный покой окружающих и «нулевую» гегемонию. «Номера» задумываются: а почему бы не свергнуть власть, не выбрать себе уникальные имена и не создать «чудесный мир новый»? Однако ни в одной антиутопии путь к изменениям не был простым и скорым. Придется побороться за справедливость и «номерам».

В свободном доступе текста нет, даже актеры, которые решили попробовать себя в этом проекте, получали отрывок прямо перед кастингом. Весь сюжет будут держать в тайне до самой премьеры.

Анна отмечает, что пьеса в некоторой степени стала пророческой для Сенцова, ведь с ним произошло то, что грозит самым непокорным «номерам». Интересно, что обсуждались разные форматы воплощения сценария в жизнь, но сам автор захотел, чтобы пьеса впервые «ожила» именно на театральных подмостках.

МОЩНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Руководить процессом будет Тамара Трунова — успешный молодой театральный режиссер, лауреат премии «Киевская пектораль» и конкурса Taking the stage от Британского Совета. «Мне пьеса интересна прежде всего автором, — говорит она. — Кроме того, она дерзкая, острая, беседует с нами о сегодняшнем дне и ничем не прикрывается. Я всегда говорю, что не работаю с политическими темами, потому что не хочу обслуживать чужую ложь. В этой пьесе я вижу не ложь, а честные слова автора, которые я поддерживаю и  разделяю». В то же время Тамара убеждена, что театральной команде, которую она в настоящий момент формирует, следует максимально абстрагироваться от личности и поступков драматурга и работать над текстом профессионально — хладнокровно и взвешенно. Ведь и пьеса, и спектакль по ней будут мощным высказыванием, которое вызовет бурную реакцию, в частности и негативную. Поэтому все должны быть уверенными в своей позиции и готовыми к неожиданностям и диалогу с обществом. Об этом она перед началом прослушивания говорит актерам, которые пришли на пробы. Заявок было больше 250, но на кастинг пригласили около 50 актеров, которые претендуют на полтора десятка ролей. Все они играют в профессиональных театрах Киева и других городов.

Журналистам Трунова быстро перечисляет свои критерии к будущим исполнителям ролей — «умные, принципиальные, непреклонные, талантливые, честные». В течение кастинга она по несколько минут общается с каждым актером. Вопросы разные, часто острые, провокационные, неожиданные. Конечно же, обсуждается пьеса, персонажи, их действия и мотивы. Событие, которое объединило этих людей и покорило их Нулю, в пьесе не прописано, но Тамара просит актеров пофантазировать и достроить причинно-следственные связи. Часто звучат и важнейшие вопросы — «Почему ты хочешь играть в этой пьесе?» и «Кого из персонажей ты хотел(ла) бы сыграть? Кто тебе близок?» Аргументы у всех разные — кто-то восторгается Олегом Сенцовым, а кто-то знал его лично, кому-то хочется поработать именно с Труновой, а кому-то — бросить себе вызов. Некоторые признаются, что еще не знают, почему они здесь. Что ж, честность — один из критериев, можно зачесть попытку.

Тамара аккуратно проверяет актерские способности и способность импровизировать прямо во время разговора. Дает режиссерские установки и во время группового чтения отрывка пьесы. Не все вчитывались в текст до этого, но должны моментально адаптироваться, перенастроить себя на контрастные обиды и нащупывать нерв, который движет каждым персонажем.

* * *

Окончательный актерский состав обещают объявить где-то через неделю. Премьера должна состояться в ноябре. Хотя пьеса «Номера» написана на русском языке, для спектакля ее адаптируют на украинский. Параллельно готовятся и к съемке киноверсии, ожидают поддержки от Министерства культуры. Бюджет самого спектакля — около 4 миллионов гривен, к финансированию приобщатся Украинский культурный фонд и меценаты.

Пока постановка делается лишь для украинских зрителей, но продюсер Анна Паленчук не исключает, что позже пьесу адаптируют для показов за рубежом, так как имя Олега Сенцова сейчас на слуху во всем мире, поэтому этой постановкой могут заинтересоваться в разных странах. Средства от продажи всех билетов планируется потратить на приобретение жилья для семьи Сенцова.

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments